СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией. Вклад отечественных (в том числе крымских) ученых в развитие биологических наук.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок с презентацией. Вклад отечественных (в том числе крымских) ученых в развитие биологических наук.»

Урок №

Тема: Вклад отечественных (в том числе крымских) ученых в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии.

Цель: изучить вклад отечественных в учёных в развитие биологии, познакомить с научно-исследовательскими учреждениями Крыма.

Задачи:

Образовательная – изучить роль учёных в формировании естественно-научной картины мира, в развитии анатомии, физиологии, эмбриологии, зоологии и других наук, познакомиться с деятельностью НИИ Крыма в области биологии.

Развивающая – развитие интеллектуальных, познавательных интересов, в процессе работы с различными источниками информации; умения излагать собственные мысли и взгляды.

Воспитательная – воспитание чувства гордости за отечественную науку, уважения у людям умственного труда, позитивного ценностного отношения к деятельности научно-исследовательских учреждений Крыма.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: ИКТ, проектное обучение.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, портреты учёных.


Ход урока.


I.Организационный момент (проверка присутствия, готовности к уроку) II.Актуализация опорных знаний.

-Что такое естественнонаучная картина мира?

-Исследования каких биологических наук помогли сформировать естественнонаучную картину мира?

-Назовите биологические методы познания мира.


III. Мотивация учебной деятельности и целеполагание.

-Какие необходимо, чтобы стать известным? - Какие черты характера должны быть присущи человеку, чтобы стать учёным?

-А вы можете назвать имена отечественных учёных известных всему миру?

-Назовите имена ученых – биологов, исследования которых связаны с Крымом.

-Предложите тему и задачи сегодняшнего урока.

Тема: Вклад отечественных (в том числе крымских) ученых в развитие биологических наук. Научно-исследовательские учреждения Крыма и их значение в решении актуальных проблем биологии (запись в тетрадь).

Задачи:

-изучить вклад в развитие биологии наиболее известных учёных биологов ;

- познакомиться с научными учреждениями Крыма;

-составление таблицы;

- умение согласовывать работу в грппе.


IV.Изучение нового материала.

Защита проектов-презентаций. Предварительная подготовка-определение темы, целей задач проекта, определение путей реализации, создание микрогруппы.

1.Физиологи- И. М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П.Павлов.

2. Зоологи- В.А. Догель, Е.Н. Павловский, А.О. Ковалевский.

3.Генетики – Н.И. Вавилов, С.С. Четвериков, Г.Д. Карпеченко

5. Ботаники-К.А. Тимерязев, Стевен Христиан Христианович, Е.В. Вульф

6. Медицина – И.Н. Пирогов, С.И. Георгиевский, В.М Ефетов.

7.Экологи – В.И. Вернадский, И.И. Шмальгаузен, Северцев Н.А.





Заслушивание проектов. Работа в классе - составление таблицы.

Имя учёного

Годы жизни

Основные направления деятельности.





Сеченов Иван Михайлович (1829-1905).К.А Тимирязев и И.П. Павлов называли его отцом русской физиологии. Им изучены закономерности переноса газов крови, некоторые вопросы мышечной деятельности, утомления, сделаны классические открытия по явлению центрального торможения. Он изучал механизмы так называемой психической деятельности, которая считалась непознаваемой, он впервые стал рассматривать деятельность мозга как рефлекторную деятельность. Его главные работы: «Рефлексы головного мозга», «Впечатления и действительность», «Элементы мысли»(слайд 2)

Павлов Иван Петрович (1849-1936)- великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904). Он создал учение о высшей нервной деятельности животных и человека, процессах пищеварения и их связи с головным мозгом. Доказал экспериментально, что наряду с выделением слюны в ответ на раздражение полости рта пищей, можно добиться выделения слюны у животных на любой раздражитель – свет, звук, если этот раздражитель подкрепляется последующим кормлением животного. Соответственно этому И.П. Павлов назвал рефлексы первого рода – безусловными, рефлексы второго рода – условными. Павлов разработал понятия об анализаторах, о типах высшей нервной деятельности, первой и второй сигнальных системах. В коре головного мозга имеют место процессы возбуждения и торможения, их взаимодействие обеспечивает нормальную работу головного мозга и всего организма. Павлов разъяснил сущность сна, механизм гипноза, сущность сновидения (слайд 3)

Мечников Илья Ильич (1845- 1916) - лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии. Илья Ильич дважды женился и дважды пытался уйти из жизни. В 1869 году в Петербурге он обвенчался с Людмилой Федорович. Невеста была больна туберкулёзом. Мечников надеялся излечить любимую. Но через четыре года она умерла.  Мечников решил посвятить жизнь борьбе с туберкулёзом.  Во второй раз Мечников женится на 17-летней студентке. И снова попытка суицида, вызванная болезнью жены — Ольга заразилась брюшным тифом. Мечников ввел себе бактерии возвратного тифа. Но, тяжело переболев, он все же выздоровел. Жена Ольга тоже. Открыл важную функцию внутриклеточного пищеварения — фагоцитарный (клеточный) иммунитет. В 1879 году предложил биологический метод защиты растений от вредителей. Организовал в Одессе  вторую в мире и первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1887 покинул Россию и переехал в Париж, где работал в институте Луи Пастера (слайд 4)

Догель Валентин Александрович (1882—1955) — русский и советский зоолог, профессор. Организатор и руководитель лабораторией паразитологии в Санкт-Петербурге. Руководитель более 40 экспедиций по изучению водоёмов России. Им была открыта важная закономерность эволюции — принцип полимеризации гомологичных органов. Знаменитый учебник «Зоология беспозвоночных» до настоящего времени используется студентами-биологами и является одним из основных учебников по данному курсу (слайд 5)

Павловский Евгений Никанорович (18841965) — русский и советский зоолог, энтомолог, создатель советской школы паразитологии, специалист по гельминтозам, исследователь кровососущих двукрылых насекомых (гнуса). Создатель учения о природной очаговости болезней человека, впервые (1938) ввёл понятие «природной очаговости». Под его руководством были проведены многочисленные комплексные экспедиции в Среднюю Азию, Закавказье, в Крым, на Дальний Восток  для изучения эндемичных паразитарных и трансмиссивных заболеваний (клещевого возвратного тифа, клещевого энцефалита, москитной лихорадки, лейшманиозов и др. болезней). Описал вид аргасового клеща (слайд 5)

Ковалевский Александр Онуфриевич(1840- 1901) — русский зоолог и эмбриолог. Для изучения морских животных предпринял многочисленные экспедиции и поездки: работал на Адриатическом море, Средиземном море, на Каспийском море, Красном море, в проливе Ла-Манш. Участвовал в разработке мер борьбы с вредителем виноградников — филлоксерой — в Бессарабии, в Крыму и на Кавказе; был одним из организаторов Севастопольской морской биостанции. Изучил зародышевое развитие ланцетника, доказал его близость к позвоночным животным (слайд 6)

Вавилов Николай Иванович (1887-1943) - российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, химик, академик АН СССР. До момента ареста президент Всесоюзного географического общества, основатель и бессменный директор Всесоюзного института растениеводства, директор Института генетики АН СССР. Организатор и участник экспедиций, охвативших большинство континентов (кроме Австралии и Антарктиды), в ходе которых выявил древние центры происхождения  культурных растений. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Внёс существенный вклад в разработку учения о биологическом виде. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений (слайд 7)

Четвериков Сергей Сергеевич (1880- 1959) — русский и советский биолог, генетик-эволюционист, сделавший первые шаги в направлении синтеза менделевской генетики и эволюционной теории Чарльза Дарвина. Он раньше других учёных организовал экспериментальное изучение наследственных свойств в естественных популяциях животных. Эти исследования позволили ему стать основоположником современной эволюционной генетики. В этой области Сергей Четвериков выступил как новатор, определивший на многие десятилетия пути развития мировой биологической науки. Работы Четверикова легли в основу синтетической теории эволюции (слайд 7)

Карпеченко Георгий Дмитриевич (1899 -1941) - советский учёный-генетик. Заведующий отделом генетики Всесоюзного института растениеводства. Работы Георгия Дмитриевича Карпеченко убедительно показали значение для селекционной практики познание закономерностей генетики. За свою короткую жизнь он сумел сделать так много, что его имя по заслугам вошло в историю генетики. С самого начала научной деятельности его внимание привлекла труднейшая проблема отдаленной гибридизации растений. Он поставил при этом своей задачей не только выяснить эволюционное и селекционное значение отдаленных гибридов, но и познать механизмы, управляющие цитогенетическими процессами при отдаленной гибридизации и определяющие ее биологическую и хозяйственную эффективность. Эта проблема генетики наряду с тесно связанной с ней проблемой полиплоидии была излюбленной областью работы Г. Д. Карпеченко. Именно в этом разделе науки он сразу же стал общепризнанным авторитетом мирового ранга, а его исследования на долгие годы вошли во все генетические сводки и учебники. Сумел преодолеть бесплодие межвидовых гибридов (слайд 8)

Тимирязев Климент Аркадьевич (1843-1920) - русский ботаник-физиолог. Его основная научная заслуга состояла в экспериментальной и теоретической разработке проблемы фотосинтеза растений. Высказал ряд теоретических положений по различным разделам физиологии растений: о водном режиме, минеральном питании и пр. Имя Тимирязева присвоено бывшей Петровской сельскохозяйственной академии и Институту физиологии растений в Москве(слайд 9)

Стевен Христиан Христианович (1781-1863) - русский ботаник шведского происхождения, доктор медицины, садовод и энтомолог, основатель и первый директор Никитского ботанического сада в Крыму. Стевену вся южная Россия обязана разведением и распространением громадного лучших сортов плодовых и других деревьев, как лиственных, так и хвойных. Достаточно заметить, что на Южном берегу Крыма нет сада, где не произрастали бы хоть некоторые из введенных Стевеном растений(слайд 10)

Вульф Евгений Владимирович (1885—1941) — советский ботаник, флорист и биогеограф, специалист в области исторической географии растений. Работал в Никитском ботаническому саду близ Ялты (1914—1926), один из лучших знатоков флоры Крыма(слайд 11) Пирогов Николай Иванович (1810–1881 гг.) - отечественный ученый, чудесный доктор, блестящий хирург, заложивший основы экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны впервые применил гипсовую повязку. Он впервые в мировой хирургии применил эфир для наркоза; йод, спирт для предупреждения нагноения ран. Создал бальзамирующее средство. На его счету много работ в области хирургии. Защитил докторскую диссертацию о перевязке брюшной аорты. Провел серьезную операцию по удалению камней из почек. В 1841 г. Пирогов был назначен профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии Военной академии и главным врачом всего хирургического отделения госпиталя. Николай Иванович открыл музей патологической анатомии. Он изучал действие эфира на животных, затем на здоровых людях. За время войны на Кавказе выполнил 700 операций, из них 400 – под эфирным наркозом, 300 операций – под хлороформом. Труды Пирогова выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире. Пирогов Николай Иванович занимает в истории русской медицины особое место как ученый, профессор, клиницист. Он фактически создал школу хирургии в России.

Георгиевский Сергей Иванович ( 1898 -1974) — советский учёный-патофизиолог, ректор Крымского медицинского института в 1951—1970 годах. Основные научные интересы С. И. Георгиевского фокусировались на изучении внутрисекреторной функции органов и тканей, функций желудочно-кишечного тракта при патологических воздействиях на центральную нервную систему, функций поджелудочной железы и её влияния на липолитические и протеолитические свойства жидких сред организма. Под его руководством защищены докторская и 11 кандидатских диссертаций. С 1995 года Крымский медуниверситет носит его имя (слайд 12)

Ефетов Владимир Михайлович (1924- 2013) — советский и украинский учёный, хирург-онколог, профессор, заслуженный врач Крыма. Основные научные интересы В. М. Ефетова фокусировались на диагностике и лечении злокачественных новообразований желудочно-кишечного тракта, лёгких и молочной железы, на разработке методов обезболивания, методик реконструктивной и пластической хирургии. Он является автором более 120 научных трудов (слайд 13)

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) - главным делом его жизни стало учение о биосфере Земли (1926), вызвавшее напряженные споры, но вошедшее с тех пор в научный лексикон всей планеты. Биосферой Вернадский называл оболочку Земли, где протекают биохимические процессы. По мысли Вернадского, в результате человеческой деятельности биосфера перейдет в новое состояние - ноосферу, то есть сферу разума, когда люди будут не только черпать из нее ресурсы, но и преобразовывать ее для умножения взятого. Труды Вернадского принципиально изменили научное мировоззрение XX века (слайд 13)

Северцов Николай Алексеевич (1827-1885) - исследователь, описавший ряд зоологических таксонов. В своей научной деятельности Северцов является, во-первых, как путешественник-исследователь, самостоятельно изучивший громадный участок Средней Азии и открывший здесь много нового, до него неизвестного, во-вторых — как учёный: Северцов с большим талантом и широтой взгляда обработал очень большой, лично им добытый материал и сделал на основании этих наблюдений весьма общие и тщательно проверенные выводы (слайд 14)

Шмальгаузен Иван Иванович (1884 -1963) — советский биолог, всемирно известный теоретик эволюционного учения XX столетия. Основные направления научной деятельности теоретические, описательные, экспериментальные исследования по эволюционной морфологии, изучению процессов роста организмов, по сравнительной анатомии и эмбриологии, феногенетике и формообразованию, происхождению наземных позвоночных, факторам, путям, закономерностям эволюции, биокибернетике (слайд 15)


V. Закрепление.

Тестирование.

Закончите предложение

1.Отцом русской физиологии является…(И.М. Сеченов)

2. Высказывание «Растение — посредник между небом и землею. Оно — истинный Прометей, похитивший огонь с неба» принадлежит…(К. А. Тимирязев)

3.Крымский федеральный университет носит имя …(В.И. Вернадского)

4.Первым лауреатом Нобелевской премии стал …( И.П. Павлов)

5. Учебник «Зоология беспозвоночных животных» написал…(В.А. Догель)

6. Явление фагоцитоза было открыто …(И.И. Мечников)

7. Центры происхождения культурных растений были изучены (Н.И. Вавиловым)

8.Преодолеть бесплодие межвидовых гибридов удалось … (Карпеченко Г. Д.)

9. Первым применил наркоз при операциях (Пирогов Н. И.)

10.Медицинская Академия Республики Крым носит имя … (Георгиевский С. И. )


VI. Рефлексия и выставление оценок.

-Достигли мы целей урока? - Что лично для вас значит сегодняшняя тема урока? -Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? -Что можете заимствовать вы из опыта работы великих ученых прошлого? -На какие размышления натолкнул вас сегодняшний разговор?


Оценивание работы микрогрупп и комментирование оценок .


VII. Домашнее задание. Закончить таблицу, подготовить сообщение по теме «Научные учреждения Крыма».

Научные учреждения Крыма - ГБУЗ РК «Академический научно-исследовательский институт физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова», Ботанический сад имени Н.В. Багрова Таврической академии ФГАОУ ВО КФУ имени В.И. Вернадского, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма, Всесоюзный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии Керченский филиал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!