Биология 5 класс.
Свойства живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за потреблением воды растением»
Цель: продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению свойств живых организмов
Задачи: сформировать у учащихся представление о процессах жизнедеятельности: питание и пищеварение, дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и энергии, скелет – опора организма, движение, координация и регуляция, размножение, рост и развитие. Проведение лабораторной работы «Наблюдение за потреблением воды растением». Проводящая ткань: ксилема, флоэма. Взаимосвязь между органами: корень, стебель, лист.
Предметные результаты: Определять следующие биологические понятия: питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражимость, клетка, ткань, орган, система органов, организм, среда обитания. Выделять проверяемое предположение, оценивать правильность использования научного метода исследования, делать предположения и выводы. Устанавливать аналогии, например, между органами растения или животного и маленькими клеточными структурами – органоидами и частями клетки.
Метапредметные результаты: Устанавливать причинно-следственные, структурные, функциональные связи объектов, процессов.
Личностные результаты: Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Определение темы урока, постановка его познавательной задачи.
В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить и назвать свойства живых организмов, выполнив задание.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в текст. Тела живых организмов состоят из _____________. Сходны они по составу образующих веществ. Все живое __________ и __________. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные ___________, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в _______________. Таким образом, между организмами и окружающей средой постоянно происходит _______________ и энергии. Перечень терминов: питается; дышит; окружающую среду; обмен веществ; клеток; вещества.
II.Изучение нового материала.
презентация «Передвижение веществ в растении»
https://www.yaklass.ru/p/biologia/6-klass/zhiznedeiatelnost-rastitelnykh-organizmov-14968/dykhanie-i-obmen-veshchestv-u-rastenii-14763/re-bbd7f448-2283-4d37-a452-0dd64d7fd430
Сегодня мы с вами проведем эксперимент «Наблюдение за потреблением воды растением»
Инструктивная карточка
Цель работы: выявление влияния внешних условий на потребление воды растениями.
Материалы и оборудование: комнатное растение – традесканция, стеклянные сосуды (пробирки), вода: теплая и холодная , цифровая лаборатория Releon, датчик температуры и освещенности.
Ход работы
1. Возьмите комнатное растение традесканцию, аккуратно вытащите с комом почвы из горшка и отмойте корни от земли.
2. Разделите все побеги на две равные части (по числу побегов) и поместите их в стеклянные сосуды (для традесканции удобно использовать пробирки с мерным делением).
3. Корни побегов должны быть полностью в воде. Температура воды в пробирке №1 -23 0 С. Температура воды в пробирке №2 -15°С. Одну часть побегов разместите в тёплом (23-25°С) и светлом помещении, ВТОРУЮ в помещении со слабым освещением и температурой 15°С. (измерение с помощью датчика Releon температуры воды и помещения , освещённости).
Таблица 1. Результаты измерений
Условия | Побеги традесканции №1 | Побеги традесканции №2 |
Температура воды , t,0С | | |
Температура помещения , t,0С | | |
Освещенность, люкс | | |
4. В течение недели наблюдайте за уровнем воды в сосудах. При необходимости добавляйте воду до исходного уровня. Записывайте, сколько воды вы добавили в сосуды первой и второй групп растений.
Таблица 2. Результаты измерений
| 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день |
Традесканция №1 | | | | | | |
Традесканция №2 | | | | | | |
5. Через 7 дней проанализируйте полученные результаты. Отметьте, есть ли разница между растениями первой и второй групп.
6. Сделайте вывод.
Результаты
Потребление воды оказалось выше у растения, которое располагалось в теплом и светлом помещении. Это говорит о том, что потребность в воде возрастает при хорошем освещении и высокой температуре.
Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний.
3. Онлайн-тест «Передвижение веществ у растений»
https://zvezdnaya-masterskaya.ru/online-tests/peredvijenie-veschestv-u-rasteniy Проверив правильность выполнения задания, учитель предлагает ученикам сделать самостоятельный вывод по уроку.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Обоснуй утверждение: «Клетка – это целостная система».
2. Это животное называется медведка. Поселяется в садах и огородах. Чем опасно это насекомое? Почему знание об этом животном связано с темой «Организм – единое целое?» Подготовьте ответ сообщение.