СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с элементами дистанционного обучения"Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Задачи:

1.     Закрепить навык написания сочинения по предложенному тексту;

2.     развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста, навык выполнения заданий  ЕГЭ;

  1. обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.

Оборудование урока:

1.                 Тексты для каждого ученика

2.                 Видеоролик  «Дети и война», фрагмент  фильма «Судьба человека»

3.                 Памятка по написанию сочинения

4.                 Выход в Интернет, программа Skype, компьютер, проектор

 

 

Просмотр содержимого документа
«Класс 11 дата»

Класс 11 дата 26.02.16

Тема: Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Задачи:

  1. Закрепить навык написания сочинения по предложенному тексту;

  2. развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста, навык выполнения заданий ЕГЭ;

  3. обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.


Оборудование урока:

  1. Тексты для каждого ученика

  2. Видеоролик «Дети и война», фрагмент фильма «Судьба человека»

  3. Памятка по написанию сочинения

  4. Выход в Интернет, программа Skype, компьютер, проектор


Формы и методы обучения: фронтальная, практическая работа, работа в группах

Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по написанию сочинения- рассуждения


Ход урока

I. Организационный момент. 0,5*

-Здравствуйте! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня по видеосвязи параллельно с нами будет работать ……. Здравствуй, ….!

II. Мотивация 2*

Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.

Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом.   И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. 

Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".

 Мудрец помедлил немного и ответил:

- Всё в твоих руках.

Почему я начала урок с этой притчи?

-Совершенно верно, только в ваших руках брать у мира новые знания и новый опыт, получать достойное вознаграждение, поэтому от того как вы сейчас подготовитесь, во многом будет зависеть ваш результат на экзамене.

III. Определение темы и целей урока. 5*

Терминологический диктант

Задание: по лексическому значению написать слова-термины.

  1. Ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

  2. Основной вопрос в тексте, требующий разрешения.

  3. То, о чём говорится в тексте.

  4. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает убедить читателя, то, для чего написан текст.

  5. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать.

  6. Доказательства, приводимые в поддержку текста.

  7. Система более узких тем, каждая из которых излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.



Проверка: текст, проблема, тема, позиция автора, тезис, аргументы, микротема.

- По опорным словам попробуйте определить тему урока.

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ (запись темы в тетради)

- Прочитайте ещё раз тему урока и подумайте, какие цели перед собой вы поставите?

-Давайте вспомним структуру написания сочинения в формате ЕГЭ. 2*

(на доске листочки с названием частей сочинения, нужно разместить их по порядку . Один учащийся работает у доски)

1.Вступление

2. Проблема

3.Комментарий

4. Позиция автора

5. Собственное мнение

6. Аргументация

7. Вывод


Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и определить тему, о которой мы сегодня будем говорить.

(Просмотр видеоролика)1,5*

-Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего разговора «Дети войны» Подумайте - дети и война – совместимы ли эти понятия. Почему?


IV.Анализ текста.

-В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Писатель вспоминал: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно»

- Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?


Сообщение ученика. (Левицкая Вика по видеосвязи рассказывает о писателе) 1*

Анатолий Игнатьевич Приставкин:

родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл. в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

С 10 лет будущий писатель остался сиротой: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

А. Приставкин вместе с сестрой испытал все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство её бесконечности и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;

Его трудовая деятельность началась с мальчишеских лет;

Затем служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

Является автором книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».


- Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.

  • Чтение текста подготовленным учащимся. 4*


  • Фотографии.

  • (1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

  • (3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

  • (5)- Болеет… - повторяла девочка.

  • (6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

  • (8)- Бьет…

  • (9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

  • (11)- А здесь?

  • (12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

  • (15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»

  • (16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

  • (21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

  • (22)- А мама?

  • (23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

  • (29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

  • (35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

  • (39)- А где же папа?

  • (40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

  • (42)- Затерялся, да?

  • (43)- Ага. (44)Затерялся.

  • (45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

  • (46)- Насовсем затерялся?

  • (47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

  • (51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

  • (55)Мне зачитали ответ.

  • (56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

  • (61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

  • (62) – А еще?

  • (63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?

(По А. Приставкину)


Определите стиль и тип речи текста. 1*

1)художественный; описание

2)публицистический; повествование и рассуждение

3)художественный; повествование

4)разговорный; описание

(повествование, потому что события чередуются во времени)


- Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события? (синтаксический параллелизм - использование однотипных предложений «Шли дни и месяцы. Шли месяцы и годы». Использование многоточия, как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,16)


- Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)

- А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного)

V. Анализ текста. 2*

-Давайте попробуем определить проблемы текста.

В определении проблемы вам может помочь задание


Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.






1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны

-А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Влияние войны на судьбы детей».

Физпауза 0,5*

Делаем комплекс упражнений, которые помогут вам справиться со стрессом

-сначала быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук;

-потом моргаем;

-затем крепко зажмуриваем глаза;

- в завершение крепко сжимаем кулаки и говорим:

«Я справлюсь! Я могу! У меня всё получиться!»


- Ребята, сейчас вы будете работать в группах.10*

Вам нужно написать фрагменты сочинения по прочитанному тексту:

1,2 группы пишут вступление и формулируют проблему;

3,4 группы работают над аргументацией;

5 группа пишет вывод.

Левицкая Виктория работает над позицией автора.

(группы работают в течение 5 минут, затем зачитывают свои варианты)

По ходу работы заполняется таблица


Автор текста

Проблема

Позиция автора

Аргументы

Вывод

Анатолий Приставкин

…….

…….

……….

………



-Почему для аргументации вы выбрали именно рассказ Шолохова «Судьба человека»?

(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)

(просмотр отрывка из фильма «Судьба человека») 1,5*

-Какие ещё аргумент из художественной литературы вы можете привести?

-Какие примеры из жизни вы можете привести? 1*


-Если собрать все ваши части, можно будет это назвать сочинением? Почему? Чего не хватает? Что вы можете рассказать о комментарии?


Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме,

Подумайте, какая мысль должна прозвучать? Война и дети - понятия несовместимые.


-Учащиеся, которые хорошо пишут сочинения, подготовили для вас рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Давайте послушаем их. 1*

1.Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

2.Следите за абзацным членением текста

3.Избегайте громоздких предложений

4.Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

5.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях

6.Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик

7. Используйте изобразительно- выразительные средства


VI. Домашнее задание.

Написать сочинение по данному тексту, используя рабочие материалы урока.


У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.



Играют дети всей Земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете.











VII. Итог урока 5*

Составление синквейна

С какими двумя несовместимыми понятиями мы столкнулись сегодня на уроке. Я предлагаю вам написать синквейн, доказав ещё раз, что война и дети – понятия несовместимые.


1 вариант- война

2 вариант – детство


VIII. Рефлексия. 2*


- Вспомните, с чего я начала наш урок. Притча о бабочке. У вас в руках сейчас бабочки. Если вам понятно всё, о чём мы говорили на уроке, вы не испытываете затруднений при написании сочинения – отпустите бабочку в полёт, а если ещё остались вопросы, что- то непонятно- посадите бабочку на цветок или луг.


(выходят по одному к доске под музыку «Детство»)


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Я не только боялся писать  о тех страшных  военных днях, я боялся  прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.  А. Приставкин.  

Я не только боялся писать

о тех страшных

военных днях, я боялся

прикоснуться к ним

даже памятью:

это было больно.

А. Приставкин.

 

  • Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
  • 1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
  • 2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
  • 3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
  • 4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
основная проблема -     Влияние войны на судьбы детей

основная проблема -

 

Влияние войны

на судьбы детей

Заполните таблицу! Автор текста Анатолий Приставкин Вступление Позиция автора …… . Проблема Аргументы …… . Вывод ……… . ………

Заполните таблицу!

Автор текста

Анатолий Приставкин

Вступление

Позиция автора

…… .

Проблема

Аргументы

…… .

Вывод

……… .

………

Война и дети-  понятия несовместимые М . Шолохов «Судьба человека»

Война и дети- понятия несовместимые

М . Шолохов «Судьба человека»

А.Т. Твардовский «Майор привёз
  • А.Т. Твардовский
  • «Майор привёз

мальчишку на лафете»

Играют дети всей Земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете .

Играют дети всей Земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!