Класс 11 дата 26.02.16
Тема: Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ
Тип урока
: комбинированный Цель урока:
подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ
Задачи:
Закрепить навык написания сочинения по предложенному тексту;
развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста, навык выполнения заданий ЕГЭ;
обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
Оборудование урока:
Тексты для каждого ученика
Видеоролик «Дети и война», фрагмент фильма «Судьба человека»
Памятка по написанию сочинения
Выход в Интернет, программа Skype, компьютер, проектор
Формы и методы обучения: фронтальная, практическая работа, работа в группах
Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по написанию сочинения- рассуждения
Ход урока
I. Организационный момент. 0,5*
-Здравствуйте! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня по видеосвязи параллельно с нами будет работать ……. Здравствуй, ….!
II. Мотивация 2*
Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно.
Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".
Мудрец помедлил немного и ответил:
- Всё в твоих руках.
Почему я начала урок с этой притчи?
-Совершенно верно, только в ваших руках брать у мира новые знания и новый опыт, получать достойное вознаграждение, поэтому от того как вы сейчас подготовитесь, во многом будет зависеть ваш результат на экзамене.
III. Определение темы и целей урока. 5*
Терминологический диктант
Задание: по лексическому значению написать слова-термины.
Ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Основной вопрос в тексте, требующий разрешения.
То, о чём говорится в тексте.
Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чём желает убедить читателя, то, для чего написан текст.
Главное утверждение текста, которое необходимо доказать.
Доказательства, приводимые в поддержку текста.
Система более узких тем, каждая из которых излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.
Проверка: текст, проблема, тема, позиция автора, тезис, аргументы, микротема.
- По опорным словам попробуйте определить тему урока.
Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ (запись темы в тетради)
- Прочитайте ещё раз тему урока и подумайте, какие цели перед собой вы поставите?
-Давайте вспомним структуру написания сочинения в формате ЕГЭ. 2*
(на доске листочки с названием частей сочинения, нужно разместить их по порядку . Один учащийся работает у доски)
1.Вступление
2. Проблема
3.Комментарий
4. Позиция автора
5. Собственное мнение
6. Аргументация
7. Вывод
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и определить тему, о которой мы сегодня будем говорить.
(Просмотр видеоролика)1,5*
-Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего разговора «Дети войны» Подумайте - дети и война – совместимы ли эти понятия. Почему?
IV.Анализ текста.
-В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Писатель вспоминал: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно»
- Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?
Сообщение ученика. (Левицкая Вика по видеосвязи рассказывает о писателе) 1*
Анатолий Игнатьевич Приставкин:
родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл. в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
С 10 лет будущий писатель остался сиротой: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
А. Приставкин вместе с сестрой испытал все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство её бесконечности и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
Его трудовая деятельность началась с мальчишеских лет;
Затем служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
Является автором книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
- Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.
Фотографии.
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)- Болеет… - повторяла девочка.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(8)- Бьет…
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(11)- А здесь?
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(22)- А мама?
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где же папа?
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(42)- Затерялся, да?
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(62) – А еще?
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?
(По А. Приставкину)
Определите стиль и тип речи текста. 1*
1)художественный; описание
2)публицистический; повествование и рассуждение
3)художественный; повествование
4)разговорный; описание
(повествование, потому что события чередуются во времени)
- Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события? (синтаксический параллелизм - использование однотипных предложений «Шли дни и месяцы. Шли месяцы и годы». Использование многоточия, как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,16)
- Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)
- А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного)
V. Анализ текста. 2*
-Давайте попробуем определить проблемы текста.
В определении проблемы вам может помочь задание
Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны
-А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Влияние войны на судьбы детей».
Физпауза 0,5*
Делаем комплекс упражнений, которые помогут вам справиться со стрессом
-сначала быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук;
-потом моргаем;
-затем крепко зажмуриваем глаза;
- в завершение крепко сжимаем кулаки и говорим:
«Я справлюсь! Я могу! У меня всё получиться!»
- Ребята, сейчас вы будете работать в группах.10*
Вам нужно написать фрагменты сочинения по прочитанному тексту:
1,2 группы пишут вступление и формулируют проблему;
3,4 группы работают над аргументацией;
5 группа пишет вывод.
Левицкая Виктория работает над позицией автора.
(группы работают в течение 5 минут, затем зачитывают свои варианты)
По ходу работы заполняется таблица
Автор текста | Проблема | Позиция автора | Аргументы | Вывод |
Анатолий Приставкин | ……. | ……. | ………. | ……… |
-Почему для аргументации вы выбрали именно рассказ Шолохова «Судьба человека»?
(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)
(просмотр отрывка из фильма «Судьба человека») 1,5*
-Какие ещё аргумент из художественной литературы вы можете привести?
-Какие примеры из жизни вы можете привести? 1*
-Если собрать все ваши части, можно будет это назвать сочинением? Почему? Чего не хватает? Что вы можете рассказать о комментарии?
Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме,
Подумайте, какая мысль должна прозвучать? Война и дети - понятия несовместимые.
-Учащиеся, которые хорошо пишут сочинения, подготовили для вас рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Давайте послушаем их. 1*
1.Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме
2.Следите за абзацным членением текста
3.Избегайте громоздких предложений
4.Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
5.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях
6.Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик
7. Используйте изобразительно- выразительные средства
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному тексту, используя рабочие материалы урока.
У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.
Играют дети всей Земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете.
VII. Итог урока 5*
Составление синквейна
С какими двумя несовместимыми понятиями мы столкнулись сегодня на уроке. Я предлагаю вам написать синквейн, доказав ещё раз, что война и дети – понятия несовместимые.
1 вариант- война
2 вариант – детство
VIII. Рефлексия. 2*
- Вспомните, с чего я начала наш урок. Притча о бабочке. У вас в руках сейчас бабочки. Если вам понятно всё, о чём мы говорили на уроке, вы не испытываете затруднений при написании сочинения – отпустите бабочку в полёт, а если ещё остались вопросы, что- то непонятно- посадите бабочку на цветок или луг.
(выходят по одному к доске под музыку «Детство»)