СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской словесности в 5 классе «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» (По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока словесностит в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русской словесности в 5 классе «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» (По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)»

Средняя школа№18








ТЕМА: «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы»

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)









Провела: учитель русского языка и литературы

Саркулова Ж.Ж.















Актобе-2017

Предмет: Русская литература

Дата: 15.02.17

Класс: 5 "Б"

Учитель: Саркулова Жанна Жанаисовна

Тема: Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

(По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Цели :Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

1.Орг.момент

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Сегодня вы будете работать в группах. На партах у вас лежат смайлики, используя которые, вы будете оценивать выступления ребят из других групп. Также у вас есть оценочные листы, на протяжении урока лидер группы будет вносит оценки за этапы работы каждому участнику группы.

2. Актуализация

Слово учителя:

Кавказ никого, кто хоть раз побывал там, не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ. Пушкин был на Кавказе два раза Поэта поразили красота, краски Кавказа. Он восхищался жителями гор - их подвигами, характерами. Он изучал обычаи горцев, их предания, мелодии, песни. Кавказ стал темой его творчества.

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки одного из его произведений о Кавказе:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

Тема Кавказа не оставила равнодушным и Л.Н.Толстого. Он был непосредственным участником военных событий на Кавказе.

В его произведение «Кавказский пленник», которое вам нужно было прочитать дома, речь идет о том времени, когда на Кавказе шла война

3. Работа над темой урока

Инсценировка

Л.Толстой:

Я два с половиной года участвовал в военных действиях на Кавказе.

Это война была тяжелой и кровопролитной. Император России, Николай 1, хотел завоевать земли Кавказа. Однако горцы оказывали сопротивление: и в лесах, на дорогах, на переправах рек они устраивали засады, брали русских офицеров и солдат в плен…»

Однажды я чуть не попал в плен, когда отъехал от своего отряда далеко. Выручил меня тогда мой спутник из беды…

Садо:

Надо сказать, что незадолго до этого происшествия, я купил молодого скакуна. А поскольку Лев Николаевич был моим другом, то мы с ним лошадьми и обменялись. Обычай у нас такой: я ему своего коня, а он мне своего. А когда нас в том походе стали чеченцы настигать, я сказал Льву, чтобы он уходил. Однако Лев Николаевич не захотел меня бросать. У меня еще ружье было, но оно не заряженным оказалось. А я грозно целюсь в них и кричу, что есть мочи. Нас, видимо, хотели взять в плен живыми и потому не стреляли. Когда мы приблизились к крепости, нас увидели казаки и поспешили на подмогу, а чеченцы развернулись восвояси.

После этого случая я принес в дар Льву Николаевичу свою саблю в знак того, что он меня не оставил, и мы вместе спаслись чудным образом.

Л.Толстой:

Пока шла кровопролитная война многие журналы и газеты пестрили рассказами о захваченных горцами русских офицеров и солдатах. Особенно записывали со слов людей, что побывали в плену.

Я встречался с такими людьми, беседовал с ними об их жизни в плену. Все это и стало основой для моего «Кавказского пленника».


Слово учителя:

Во время войны люди зачастую не обращают внимания на то, с кем они воюют. На то, что их противники тоже люди. Так было и во время войны на Кавказе. Там проживало много различных народов, но русские называли их всех одинаково – татары.

Бывают в жизни такие моменты, когда ты оказываешься в трудной, даже опасной ситуации. Как поступить? Как не упасть духом? Как сделать так, чтобы тебя уважали? Герои рассказа Л.Н.Толстого “Кавказский пленник” Жилин и Костылин оказались в плену у горцев – татар. Как ведут они себя? Как проявляется их характер? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Ребята, а вы были когда-нибудь в татарской сакле?

Что такое сакля? (картинка, толкование слова)

Сейчас мы вместе с героями рассказа окажемся в татарской сакле, где будет решаться их дальнейшая судьба. Вы будете не просто наблюдателями, а участниками событий. Ребята, всмотритесь в лица героев, обратите внимание на их поведение.

Просмотр отрывка из кинофильма «Кавказский пленник» эпизода «Требование выкупа»

Слово учителя:

- Что вы почувствовали, находясь в татарской сакле? (злобность горцев. Было страшно. Казалось, что сейчас накинутся на тебя).

Такие же чувства испытывали и наши герои: Жилин и Костылин.

Перед тем ,как начать обсуждение образов главных героев, их характера, судьбы их взаимоотношения с окружающими, давайте прослушаем мини-проекты , «ЭОС»

Вывод: (учитель) вы познакомились с лингвистическим анализом слов , а сейчас мы поближе познакомимся с героями, с их характерами и судьбой.


4. Работа в группах (на подготовку 5 мин.на выступление по 3 минуты)

1.группа Жилин (постер)

Словесный портрет Жилина

Как внешность, фамилия помогают понять характер героя.

Почему Жилин поехал в отпуск домой?

Как Жилин попал в плен?

Письмо матери

Поведение в плену

Неудачный побег

Второй побег

Вывод: Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других. Жилин сумел убежать из плена

2.группа Костылин

Словесный портрет Костылина

Как внешность, фамилия помогают понять характер героя

Письмо домой

Поведение в плену

Неудавшийся побег

Смирение со своей судьбой (постер)

Вывод.: Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, он остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

3.группа Окружение героев

Описание местности ,куда попали герои

Нравы и обычаи горцев

Отношение местных жителей к Жилину

Отношение местных жителей к Костылину.(постер)

Вывод: как и все люди, горцы изображены разными: есть среди них добрые и злые, печальные и весёлые. Два русских офицера оказываются во враждебной им среде. Однако татарский аул не военный лагерь, а очаг мирной жизни. Татары соблюдают обычаи, любят своих детей, жен. Писатель подчеркивает противоестественность войны

Взаимооценка

5. релаксация

Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Кавказ издавна считался родиной вольнолюбивых, гордых людей. С какой птицей можно сравнить людей проживающих на Кавказе?

Гимнастика для глаз «Полет орла»

6.Взаимоопрос «Внимательный ли ты читатель?»

1 группа.Жизнь и быт горцев

1. Как называется жилище татар? (сакля)

2. Как называется посуда для воды у горцев? (кувшин)

3.Назовите виды оружия горцев. (пистолет, шашка, нагайка)

4.Чем вымазаны стены жилища татар? (глина)

5. Как называется обувь татар? (башмаки)

6.Какие блюда из муки готовили татары? (блины. лепешки)

7. Назовите напиток, который пьют татары.(буза)

8.Назовите основные занятия горцев. ( земледелеи,скотоводство, торговля пленными)

2.группа Чей портрет

1.…Мужчина грузный, толстый, весь красный, пот с него так и льёт. (Костылин)

2. …Молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой.(татарка)

3. …С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена.(Кази-Мугамед)

4.Глаза чёрные, светлые, румяный. Бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. Одет… ещё лучше. Бешмет шёлковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные… серебром обшитые. А на тонких башмачках другие толстые башмачки.( Абдул-Мурат)

3 группаО ком идет речь?


1.И умная, и хорошая, и именье есть. (Невеста Жилина)

2.Быстрый, живой, так весь на пружинах и ходит. (Абдул)

3. Хоть и невелик ростом да удал был. ( Жилин)

4. Побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно – монисты в косе на спине побрякивают ( Дина )

6. Итог урока

Слово учителя:

Герои прошли трудный путь. Мы с вами тоже переживали. Иногда осуждали. Хотели помочь. Назовите те качества характера Жилина, которые вызвали у нас и восхищение, и уважение. Можно ли их взять за основу своего поведения, чтобы вас уважали? (Да, конечно).

Л.Н.Толстой, автор рассказа “Кавказский пленник”, всю жизнь формировал себя, свою личность, высокие задачи ставил перед собой. В этом ему помогали личные дневники, записи на каждый день. Давайте и мы попробуем составить "Кодекс чести"“ «Каким я должен быть, чтобы меня уважали».

7. Рефлексия "Кодекс чести"

“Чтобы тебя уважали…”. (Силуэт человека)

• смелость

• твердость

• настойчивость

• деятельность

• стойкость духа

• мужественность

• преданность

• доброта

8. Оценивание работы в группе (лидер)

9. Домашнее задание

-Ответить письменно на вопрос «Чему меня научил рассказ «Кавказский пленник»

-Составить синквейн Жилин,Костылин ,Дина

-Подробный пересказ понравившегося эпизода

-Нарисовать иллюстрацию к произведению


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!