Урок русской литературы в 10 классе
Тема: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
Цель урока: знакомство с историей создания романа, формированием авторского замысла; раскрытие его своеобразия, обучение конспектированию.
Форма проведения: лекция с элементами беседы.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником.
Ход урока:
1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.
«Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: "величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».
Джон Голсуорси
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.
Н. Страхов.
2. Проверка домашнего задания. Знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого (опережающее задание учащимся: подготовить устные сообщения по теме).
- Учащиеся выступают с учебным сообщением
3. Работа по теме урока:
3.1. Вступительное слово учителя:
- Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти, годы Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди, и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд.
Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
3.2. Сообщение учащегося «Формирование замысла романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Формирование замысла определил сам автор:
1856 год - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
1825 год - восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 год - война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805- 1807 годы - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
3.3. Рассказ учителя:
- Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869). Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. «Более всего в романе я любил мысль народную», - говорил автор. Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.
Автор постарался очертить проблемы:
1. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины - сохранение семейного очага.
В романе более 600 (550) действующих лиц, 4 тома и эпилог:
I том - 1805 год.
II том - 1806 - 1811 годы.
III том - 1812 год.
IV том - 1812 - 1813 годы
Эпилог - 1820 год.
По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».
- Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой? (учащиеся высказывают свое мнение)
В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается».
В 1867 году – «Война и мир».
- Как вы думаете: в чем смысл названия? (Смысл названия романа в том, что:
Мир – отсутствие войны;
Мiр – народ, человечество, крестьянская община, согласие и единство.
Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском значении переплетаются все оттенки этого понятия. Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность).
3.4. Объяснение понятия «роман-эпопея»:
- Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева, учащиеся записывают определение в тетрадь).
3.5. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир»:
- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
- События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
- Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
- Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
- Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
- Огромное количество человеческих характеров.
- Большая протяженность во времени (15 лет).
- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
- Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».
4. Закрепление изученного на уроке:
4.1. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.
Ответьте кратко на вопросы.
О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?____________________________________________________________
Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты________________________________________________________________
Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________
Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: Перечитать т.1, ч.1-2 романа
Проверочная работа
Ответьте кратко на вопросы:
О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?____________________________________________________________
Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты________________________________________________________________
Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________
Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа
Ответьте кратко на вопросы:
О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?____________________________________________________________
Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты________________________________________________________________
Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________
Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________