СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы. Серая шейка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русской литературы в 4 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая шейка". Конспект урока поможет интересно провести урок по данной теме. Урок насыщен заданиями, способствующими развитию учащихся. К уроку имеется мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы. Серая шейка.»

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке

Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». II часть


Цель: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-учить анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.


Личностные: развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, выставка книг Мамина-Сибиряка Д.Н., портрет писателя, запись песни в исполнении Вероники Долиной «Серая Шейка», опора для целеполагания и для словарных слов, таблица Шульте, магниты, шифровка слова СКАЗКА, запись ключа шифровки.










Этапы урока,

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.Орг. Момент.

Психологический настрой

Задача:

Снять эмоциональное напряжение

-Дружно стали, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Настроенье каково?

- Во!!!

- Теперь поприветствуйте улыбками наших гостей. Садитесь.



Учащиеся приветствуют учителя, друг друга. гостей.


Слайд 1

3.Актуализация опорных

знаний.

Задача:

Актуализировать знания учащихся;

подготовить к эмоциональному восприятию произведения


1)Работа с шифровкой слова СКАЗКА

Задача:

Развивать аналитико-синтетическую деятельность.























– Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем вести разговор на уроке необходимо расшифровать, какое слово спряталось в таблице?

В этом нам поможет ключ к шифру.


1

2

3

А

к

ш

а

Б

п

а

д

В

к

с

з

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

-А, которые сочинили поэты и писатели?

– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?


- Она авторская или народная?
– Кто написал её?



Со сказкой всегда интересно.

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

смысл авторской сказки понять.



- Сегодня на уроке мы продолжим видеть и чувствовать глазами и сердцем.

А поможет в этом прекрасное произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка».















Читают ключ.

(В2, А1, Б2, В3, А1, А3) Отгадывают слово «сказка».



(народные)

(авторские) (литературные)

(“Серая шейка”)

(авторская)

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)
























Слайд 2



















Слайд 3

Слайд 4





Слайд 5

4.Сообщение темы.

Задача: определить содержание урока, объект деятельности.










-Давайте прочитаем тему урока.



- Как понимаете «внутреннее состояние»?





- А как понять «взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»?






-Ученица читает по слайду тему урока

-Это значит, что она думает, о чем-то переживает.

–А я думаю, что это то, что чувствует уточка.

-Это если плохая погода, то и настроения нет.

-Если холодно, то и играть не хочется.



5.Постановка цели урока.

Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и её направление.








Исходя из темы, сформулируйте задачи урока.












Итог подводит учитель.

- Правильно, мы познакомимся с содержанием II части, узнаем о мыслях, о настроении, чувствах Серой Шейки, а также о том, как наступает природа раскрывает эмоциональное настроении главной героини. Раскроем загадки писателя - поймём автора, в чем особенность его замысла.

-Я должен познакомиться со II частью сказки.

-Я узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки и о том, как это связано с природой.

-Я должен разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.

-Я буду развивать свою речь.



3)Проверка д/з.

Характеристика героев.


- Кто герой сказки «Серая Шейка»?


-Серая шейка была взрослой уткой или утенком?


- Что с ней случилось?



- Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дома вы готовили характеристику этим героям.

- Кто хочет охарактеризовать Утку? Селезня?


- Кто такой эгоист?

- К этому слову можно подобрать синоним – обыватель – человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Об их жизненной позиции точно подмечено в народной пословице. Может догадаетесь в какой?


– На чьей стороне автор?

- Как объяснить его слова : «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен, и всегда лучше всех»? В этой фразе скользит ирония, насмешка автора.

- Какая позиция близка вам?


- Чья позиция обывательская?







Подведем итог: какими представил автор героев сказки.

«Соедини характеристики»







УТКА

самоотверженная


равнодушный


смелая

добрая


эгоистичный


не способен на жертву


заботливая


умеющая любить





СЕЛЕЗЕНЬ


-А что же мы можем сказать о Серой Шейке?


Герой сказки «Серая Шейка». Героиня – Уточка.

Утенком.



Лиса перекусила крыло.

Она стала калекой. Не могла летать.

Нет, по-разному.



Дают характеристику Утке и Селезню.

Подкрепим это текстом.











Моя хата с краю, ничего не знаю.

-Я думаю, что автор на стороне Серой шейки.

-Позиция обывателя у Селезня, он не хочет расстраиваться.

-Считает, что беспокоиться, если помочь нельзя.

































Добрая, больная, беззащитная,ей страшно от незнания природы













Слайд 6





Слайд 7

щелчок











щелчок















слайд 8

























Слайд 9



щелчок

6.Первичное восприятие.

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.





Художественное чтение-исполнение учителем.



Восприятие текста на слух

слайд 10

7.Проверка первичного восприятия.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.



2)Работа над чтением

трудных слов.

Задача:

Развивать внимательность, правильность и осознанность чтения.


Работа со слоговыми таблицами разной структуры





- О чем рассказала 2 часть?


- Какова основная мысль?




- Как озаглавите?






– Прочитайте слова, которые нам встретятся при чтении.




БЛИ
УД
С
НА
УТ
РО

УНО

ЗИВ
ВО
ЛЮБО
ЧИ
РЕН
НЯВ

СИВ

ШЕЙ
ЕН
ПЫТ
НАВ
НИ

ШИ

ШУЮ

СЯ

НАЯ
СТВОМ
ШЕЙ

КОВ

МИ

СЯ






-Серая Шейка осталась одна.

–Главная мысль в том, что ей очень тяжело было расстаться.

-Отлёт птиц.





Читают

1) по одному;

2)по цепочке;

3)дуэтом.























8. Вторичное восприятие.

Задача:

формировать навык смыслового чтения текста; отобрать необходимый материал для работы над сказкой, найти новые непонятные слова


1).Словарная работа.

Задача:

Уточнить и расширить читательский кругозор.


Работа с опорой со знаково-символическим изображением












































Физминутка.

Задача: снять умственное напряжение, физическую усталость













-С какой целью будем читать?



















- Встретились ли вам слова, которые нуждаются в пояснении?


-Предполагая, что эти слова будут непонятны, я выписала их на слайд.



-Где можно узнать значения непонятных слов?




- Спросим у ребят.





-Давайте сравним толкование по слайду.

Ключик - (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник
Поросль - молодые побеги растений.

Курлыкали - о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

Бывалые - опытные, много видавшие и испытавший.

Косяк - стая рыб, птиц.

Роковой день - неизбежный, в данном случае, для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии - означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.







- А почему слово «косяк» по-разному толкуете?








-Подберите синоним к слову курлыкали.




На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

-Для того, чтобы разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.



Самостоятельное чтение учащимися







Называют слова.





Вспомнить самому. Спросить у одноклассников. Посмотреть в словаре. В интернете посмотреть.

Поясняют значение слов.

При затруднении обращаются к толковому словарю (роковой день), который лежит на парте.















-







-Не все слова так толковали. -Слово бывалый не так поясняли.

-Слово «косяк» не так поясняли.Слово косяк многозначное, поэтому и по-разному толковали

-Кричали.







Повторяют движения за учителем.











































Слайд 11

9.Основная работа


1)Художественный анализ.

Работа в парах. Задача:

Открытие духовных смыслов.

Определение собственного отношения к прочитанному


1)Внутреннее состояние Серой Шейки.














2)Слушание песни «Серая шейка»







Итог подводит учитель
















-Давайте опишем внутреннее состояние Серой Шейки.

Работаем в парах. Как покажете готовность?

-Какое настроение, какие чувства испытывает Серая Шейка и почему?

Обратитесь к ПОМОГАЛКЕ «Черты характера», «Чувства, настроения».




Тоска, одиночество, страх


Понять, почему же Серая Шейка пришла к страшной мысли о том, что уж лучше бы её съела Лиса, нам поможет песня.

Можете лечь на парты и послушать.


- Так почему же она пришла к такому страшному выводу?


(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)

















-Готовность к ответу сигнал – поднятые вверх руки.




Заслушиваются ответы детей. Ответ одного ученика из пары дополняет другой.





Прослушивают запись.







Ответы детей.




























Слайд 12

2)Описание природы

Задача:

-Развивать связную речи.

Включение задания с опорой на несколько анализаторов.

Определение роли пейзажа в произведении.

Определение авторского отношения к прочитанному








































Теперь давайте обратимся к описанию природы.

Найдите этот отрывок.

–Какими словами начинается отрывок? Какими заканчивается?

-Кто хочет прочитать?

Читаем со словом СТОП.


Учитель говорит СТОП, после прочтения слова, которое нужно подчеркнуть.






-Итак, какие слова оказались подчеркнутыми?




Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Большая река и маленькая серая шейка одна.

-Какое средство художественной изобразительности использует автор?



-Что сказано о берегах?


«…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?



-Есть где спрятаться Серой Шейке?




Получается, она беззащитна.


-Что сказано о дожде?


Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?

-Автор дает точные описания природы – тонкий наблюдатель пироды.


- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?


- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

Автор сам подводит итог.

«Вообще, хорошего было мало…»

Автор хороший психолог?

Кто такой психолог?


На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей.


-Да, автор хороший психолог, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.


Находят слова.

Ученик читает текст, останавливается услышав слово СТОП, все дети подчеркивают последнее прочитанное слово.

Называют (река, берега, небо, дождь)







-Ей страшно, одиноко.

-Наверное, она плачет.

-Контраст.



-Берега оголились.

-Утки прячутся в траву.

-А я видел, что в камыши.

-Нет, негде ей спрятаться.

-Вся трава засохла.



«…мелкий осенний дождь…»

Серая Шейка плачет, её мама-утка.

-Чтобы показать, как плохо Серой Шейке.



-Это описание природы очень тоскливое.









-Да, он хорошо передал чувства Серой Шейки. ---Мы плакали, слушая песню.

-Мне было жалко, я тоже чуть не плакал.











слайд 13







































слайд 14













щелчок

3)Художественное творчество.

Задача:

Формировать умение воплощать и передавать художественный образ с помощью голоса


Читать по ролям диалог Утки с Серой Шейкой.



-Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?


-Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

- Кто хочет быть режиссером и раздать роли?


– С какой интонацией прочитаем слова Утки?

– Каким голосом показать, что говорит Серая шейка?


– Как должен читать автор?


– Представьте, что вы артисты и вам надо прочитать так, чтобы передать состояние героев при разговоре.

-Селезень старался уйти от проблемы, не решать её, а Утка пыталась подбодрить Серую Шейку.



Режиссер раздает роли детям.



-Утка волнуется, интонация волнения, тревоги.


-Дрожащим голосом.

-Страх в голосе.


-Тоже передать тоску, тревогу.


Читают по ролям.








слайд 15

10. Итог урока.

Задача: организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы.









-Какой же основной итог этой части?




-Закончите фразу

«Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания….»


-На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.

- Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные цели?



- Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.



чтобы обрести СЧАСТЬЕ»







-Я думаю, что да, потому, что я понял, для чего автор вводит описание природы, чтобы показать как плохо одной будет Серой Шейке.








слайд 16

щелчок

11.Домашнее задание.

– На уроке мы проанализировали 2 часть сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка», учились читать по ролям. Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам.

- Подготовить пересказ текста от имени главного героя.

-Выразительно читать с.137-140.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.





12.Рефлексивно – оценочный этап.

Задача:

Организовать работу по оцениванию учащимися своей деятельности совместно с учителем в форме самооценки








Оцените свою работу на уроке.

Слайд 15

Если вы были активными, выберите синий цвет,

если вы были внимательными - красный цвет,

если вы были артистичными - зеленый.

Разные цвета показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные.

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!