СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы в Х классе "Пьеса А.Чехова "Вишнёвый сад": тема, основные персонажи и конфликт"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка адресована тем учащимся, которые находятся на удалённом обучении. 2020 год

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в Х классе "Пьеса А.Чехова "Вишнёвый сад": тема, основные персонажи и конфликт"»

Основная тема, персонажи и конфликт пьесы «Вишнёвый сад»

Цели: помочь учащимся выявить своеобразие конфликта пьесы, авторское отношение к персонажам; содействовать развитию творческого воображения, навыков анализа эпизода; воспитывать разумное отношение к жизни, окружающей действительности, стремление к деятельности.

Ход урока

  1. Выполнение блиц-теста ( в рубрике «Тесты», время выполнения - 10 минут).

  2. Слово учителя

ХХ век был изменчив и грандиозен, произошло много событий и в стране, и в мире. Чехов, не знающий этих великих событий, оказался причастным к самым жгучим проблемам наших дней.

Это остро чувствовали соотечественники писателя, чувствовали это и зарубежные читатели, режиссёры театра и кино. Английский актёр Пол Скофилд сказал: «Чехов – один из самых национальных писателей, характеры его героев чисто русские. Но проблемы, которые волнуют чеховских героев: и счастье, и несчастье, и семейная жизнь, и испытания – одинаковы у народов разных стран».

Интерес к Чехову не угасает. В ХХ веке отмечались чеховские юбилейные даты (в 1954 г., 1960 г., 2004 г.). 1960 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Чехова». Чехов – самый популярный из русских дрматургов в мире.

В чём причина чеховской «всемирности»? Погружая читателя и зрителя в мир обыденный, повседневный, по-человечески близкий ему, Чехов заставляет задуматься о себе, о своём месте в жизни. Чехов вселяет дух беспокойства, он даёт почувствовать, как страшна бездуховность, эмоциональное оскудение, равнодушие – эти болезни потребительского отношения к жизни. Под воздействием Чехова у читателя обостряется ощущение причастности своей судьбы к историческим судьбам человечества, а вместе с тем возрастает чувство ответственности за настоящее и будущее.

  1. Аналитическая беседа «Основные персонажи пьесы»

- Кто является главным героем пьесы?

- Кратко охарактеризуйте Раневскую. Какие достоинства вы видите в ней?

- Вспомните образы купцов, созданные в драмах А.Островского. В чём не соответствует Лопахин традиционному представлению о дельце-капиталисте?

- Старый слуга Фирс. Что символизирует этот образ?

- Как восприняли все герои приезд Раневской?

- Что значит для Раневской вишнёвый сад?

- Охарактеризуйте Лопахина. Разумны ли его доводы насчёт вишнёвого сада?

- Почему же к его мнению не прислушиваются Раневская и Гаев?

- У Чехова в «Вишнёвом саде» есть герои-двойники. Какой персонаж можно соотнести с Раневской?

  1. Формулирование конфликта

- В чём заключается основной конфликт пьесы?

- Как относятся друг к другу Раневская и Лопахин? Можно ли их считать врагами?

- Как вы считаете, кто из героев противостоит друг к другу?

- Почему ни у кого из героев не складывается жизнь? Или складывается не так, как хочется?

  1. Домысливание эпизода

  • Представьте себе, как Раневская уезжала из Франции. Продумайте реплики действующих лиц в данном эпизоде.

  1. Свободная беседа «Человечество идёт к высшей правде»

- «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь», - говорит Ермолай Лопахин. Какой может представляться ему новая жизнь?

- Как представляют себе будущее Раневская и Гаев?

- О чём мечтает Варя?

- Как смотрит на жизнь Симеонов-Пищик? В чём вы видите смысл этого образа?

- Для каких героев «будущее светло и прекрасно»?

- Почему Аня идёт за Петей?

- Последний звук, который раздаётся в пьесе, - стук топора по дереву. Почему Чехов именно так закончил комедию «Вишнёвый сад»?

VII. Обобщение

- Комедия «Вишнёвый сад», о чём она?

- В чём увидели вы новаторство драматургии Чехова?

VIII На дом: пересказать сюжет комедии, сопоставить образы Варя и Петя Трофимов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!