Основная тема, персонажи и конфликт пьесы «Вишнёвый сад»
Цели: помочь учащимся выявить своеобразие конфликта пьесы, авторское отношение к персонажам; содействовать развитию творческого воображения, навыков анализа эпизода; воспитывать разумное отношение к жизни, окружающей действительности, стремление к деятельности.
Ход урока
Выполнение блиц-теста ( в рубрике «Тесты», время выполнения - 10 минут).
Слово учителя
ХХ век был изменчив и грандиозен, произошло много событий и в стране, и в мире. Чехов, не знающий этих великих событий, оказался причастным к самым жгучим проблемам наших дней.
Это остро чувствовали соотечественники писателя, чувствовали это и зарубежные читатели, режиссёры театра и кино. Английский актёр Пол Скофилд сказал: «Чехов – один из самых национальных писателей, характеры его героев чисто русские. Но проблемы, которые волнуют чеховских героев: и счастье, и несчастье, и семейная жизнь, и испытания – одинаковы у народов разных стран».
Интерес к Чехову не угасает. В ХХ веке отмечались чеховские юбилейные даты (в 1954 г., 1960 г., 2004 г.). 1960 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Чехова». Чехов – самый популярный из русских дрматургов в мире.
В чём причина чеховской «всемирности»? Погружая читателя и зрителя в мир обыденный, повседневный, по-человечески близкий ему, Чехов заставляет задуматься о себе, о своём месте в жизни. Чехов вселяет дух беспокойства, он даёт почувствовать, как страшна бездуховность, эмоциональное оскудение, равнодушие – эти болезни потребительского отношения к жизни. Под воздействием Чехова у читателя обостряется ощущение причастности своей судьбы к историческим судьбам человечества, а вместе с тем возрастает чувство ответственности за настоящее и будущее.
Аналитическая беседа «Основные персонажи пьесы»
- Кто является главным героем пьесы?
- Кратко охарактеризуйте Раневскую. Какие достоинства вы видите в ней?
- Вспомните образы купцов, созданные в драмах А.Островского. В чём не соответствует Лопахин традиционному представлению о дельце-капиталисте?
- Старый слуга Фирс. Что символизирует этот образ?
- Как восприняли все герои приезд Раневской?
- Что значит для Раневской вишнёвый сад?
- Охарактеризуйте Лопахина. Разумны ли его доводы насчёт вишнёвого сада?
- Почему же к его мнению не прислушиваются Раневская и Гаев?
- У Чехова в «Вишнёвом саде» есть герои-двойники. Какой персонаж можно соотнести с Раневской?
Формулирование конфликта
- В чём заключается основной конфликт пьесы?
- Как относятся друг к другу Раневская и Лопахин? Можно ли их считать врагами?
- Как вы считаете, кто из героев противостоит друг к другу?
- Почему ни у кого из героев не складывается жизнь? Или складывается не так, как хочется?
Домысливание эпизода
Представьте себе, как Раневская уезжала из Франции. Продумайте реплики действующих лиц в данном эпизоде.
Свободная беседа «Человечество идёт к высшей правде»
- «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь», - говорит Ермолай Лопахин. Какой может представляться ему новая жизнь?
- Как представляют себе будущее Раневская и Гаев?
- О чём мечтает Варя?
- Как смотрит на жизнь Симеонов-Пищик? В чём вы видите смысл этого образа?
- Для каких героев «будущее светло и прекрасно»?
- Почему Аня идёт за Петей?
- Последний звук, который раздаётся в пьесе, - стук топора по дереву. Почему Чехов именно так закончил комедию «Вишнёвый сад»?
VII. Обобщение
- Комедия «Вишнёвый сад», о чём она?
- В чём увидели вы новаторство драматургии Чехова?
VIII На дом: пересказать сюжет комедии, сопоставить образы Варя и Петя Трофимов