Текст – рассуждение
УМК «Перспектива»
4 класс
Куликова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 65
г. Тюмени
2020 – 2021 учебный год
Цель урока: узнать как отличить текст – рассуждение от других типов текстов, из каких частей состоит текст-рассуждение и научиться составлять его по алгоритму и опорным словам.
Текст – рассуждение – тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий.
Тексты - рассуждения дают ответ на вопрос почему?
Текст – рассуждение состоит их трёх частей:
Тезис – утверждение, которое нужно доказать, вопрос на который предстоит ответить.
2) Доказательства.
Доказательство – вторая часть текста – рассуждения. Для неё используют слова: во-первых, во-вторых, в – третьих.
Вывод - это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что, таким образом я доказал, что…
Внимание!
- На письме опорные слова второй и третьей части (кроме слова «поэтому» ) выделяются запятой.
- В выводе можно использовать слова из тезиса.
Прочитайте текст. Определите тезис, доказательства, вывод.
Конёк на крыше
В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!
Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.
Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.
Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым.
Ещё выше поднимает голову – гордится собой!
Алгоритм построения текста – рассуждения.
1 . Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую .
Тезис.
Во-первых ,
Во-вторых ,
В-третьих,
В-четвёртых,
Вывод.
Почему в старину избы часто украшали коньками?
Доказательства.
конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.
многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.
без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния.
если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.
Вот почему, в старину избы украшали коньками. Живет конь на крыше. Ещё выше поднимает голову – гордится собой!
Двадцать первое октября.
Составление текста – рассуждения
о М.Ю. Лермонтове.
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «итак» «следовательно» и другие.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
7. Редактирую .
Всего лишь двадцать шесть лет жизни, было отпущено судьбой Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Ровно полжизни он отдал литературной работе.
Поэтический дар его был огромен. Гармония мысли, мелодии и звуков рождала особый огонь, который то мягко светил, как в тончайшем стихотворении – размышлении «Горные вершины спят во тьме ночной…» или в печальных аллегориях (иносказаниях) «На севере диком стоит одиноко…», «Ночевала тучка золотая…», то искрится, как разгоревшийся костёр, в воспевающем русский характер «Бородино», то полыхал, как пожар в знаменитых стихотворениях «Парус» и «Тучи».
С таким восторгом пишут о творчестве Лермонтова литературоведы.
Но известно ли тебе, что, проучившись два года в Московском университете, Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии?
Одно время он увлекался математикой и мог до поздней ночи сидеть над какой-нибудь задачей, пока не находил нужного решения.
И её он замечательно рисовал. В этом можно убедиться по его сохранившимся рисункам. На них в основном были изображены пейзажи Кавказа. Туда в 1841 году был сослан Лермонтов после того, как он написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина.
А в этом же году на дуэли, как и Пушкин был убит и совсем молодой Лермонтов.
Используя факты, изложенные в тексте, напиши своё размышление, почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало.
Успехов в составлении текста – рассуждения!
Проверьте себя.
Тезис.
Во-первых ,
Во-вторых ,
В-третьих
В-четвёртых,
Вывод.
Почему Лермонтов является гордостью русского народа, хотя прожил так мало?
Доказательства.
ровно полжизни Михаил Юрьевич отдал литературной работе. Поэтический дар его был огромен.
Лермонтов в двадцать лет закончил в Петербурге Школу юнкеров и до конца дней жизни служил в армии.
одно время он увлекался математикой. И ещё замечательно рисовал.
в 1841 году поэт написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором с такой силой были выражены гнев и ненависть к гонителям Пушкина и был сослан на Кавказ, где погиб на дуэли.
Лермонтов - гордость русского народа.
Благодарю за работу!