Конспект урока по русскому языку.
УМК «Школа России», 2 класс.
Тема: Большая буква в географических названиях.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названий стран, населенных пунктов и рек.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысленно, правильно читают и пишут названия географических объектов; отвечают на вопросы учителя, извлекают информацию из карт; пишут большую букву в именах собственных.
Метапредметные:
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя; составляют последовательность действий для решения учебной задачи; адекватно оценивают свои достижения и достижения своих товарищей.
Познавательные: обобщают собственные представления о словах-названиях географических объектах; обдумывают ответы, находят ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других; учатся работать в паре, группе; участвуют в диалоге с учителем.
Личностные: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; сформированность чувства гордости и любви к своему родному краю.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация., smart доска, документ-камера
I. Организационный момент.
1)Прочитайте пословицу “Знание не водица, само в рот не станет литься”, Слайд 2
- Как понимаете эти слова?
-Знаете ли вы, кто самый трудолюбивый? Слайд 3 - 4
-Самые трудолюбивые в мире – пчёлы. Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на уроке. Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение урока будем совершенствовать свои умения и навыки по изученной теме, собирая их в копилку знаний. Отметки за выполненные задания будем ставитьть в эти таблички – соты.
Оформление тетрадей.
-Запишите число, классная работа. Смарт
II. Минутка чистописания
- А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания. Слайд5
- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись
Октябрь - о
Январь – з
Март - ?
Август - л
Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.
У. Определите последовательность букв в данном ряду. Смарт
ва, вб, вв,...
Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.
Самооценка соты
- Подчеркните самые красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.
III. Актуализация знаний
1) – Что общего в словах на слайде? (это имена существительные)
- Что такое имя существительное?
- …Какие бывают имена существительные? (одуш.-неодуш., собственные-нарицательные)-
2).Работа в группах
- Посмотрим, знаете ли вы самых известных сказочных героев (слова напечатаны на отельных листах с маленькой буквы) и найдете ли где собственное существительное, а где нарицательное
- Соберите слова парами и наклейте на лист в два столбика (на собственные и нарицательные), исправьте ошибки, если считаете нужным
ЛИСА АЛИСА
СОБАКА ШАРИК
МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ
ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК
КУРОЧКА РЯБА
ОСЛИК ИА
ДЯДЯ ФЁДОР
ЦАРЬ САЛТАН
КРОКОДИЛ ГЕНА
ДОКТОР АЙБОЛИТ
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
БРАТЕЦ ИВАНУШКА
- Какие словарные слова вы увидели?
- С какой буквы пишутся слова первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)
- Как пишутся слова второго столбика? Почему? ( с большой буквы, это слова собственные, имена и клички животных)
Камера соты
IV. Постановка цели урока
Слайд 6: Москва, Франция, Волга, Эльбрус, Африка
- Что общего в этих словах? (собственные, географические названия)
У. - Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
- правописание географических названий
V. Работа над новой темой
1) Правописание географических названий страны
Слайд 7, карта
- Посмотрите. Карта какой страны изображена?
Прочитайте текст сначала для себя.
Потом вслух по цепочке. Показ на карте
- Наша страна – самая большая в мире. Какое чувство вы испытали, прочитав текст и рассмотрев карту?
- Выпишите из текста географические названия рек России
- Проверьте. Слайд 8 Какой реки нет на слайде? соты
- Какая река вам показалась особо знакома?
Физминутка
2) Работа с деформированным текстом Слайд 9
Работа в группах
- Составьте текст. Пронумеруйте порядок следования предложений. Озаглавьте текст.
Она несёт свои воды в Карское море.
Обь – самая большая река в Сибири.
На Оби расположены города Новосибирск, Барнаул, Бийск, Сургут.
Эти прекрасные города создали руки человека.
Проверка . Слайд 10,11 Прочитайте (хоровое чтение)
- Спишите в тетрадь 1, 3 предложение
- Подчеркните проверяемые безударные гласные. Как проверить? соты
3) Слайд Город Новосибирск
- Были ли места Новосибирска, показанные на слайде, знакомы? Какие?
4) – Как называется наша малая родина? Наш поселок?
Работа в парах
2 уровень. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные.
Я живу в поселке … . Наш поселок находится в ….области . ..
1 уровень. Спишите предложения, исправив ошибки.
У нас протекают реки обь и иня. Поражают своей красотой озера чаны и круглое.
3 уровень. Письменно ответьте на вопросы.
Какие улицы есть в нашем поселке?
На какой улице находится наша школа?
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Как вы записали географические названия? Почему? соты
VI Закрепление изученного материала
Текст с ошибками
Саша иванов живёт в новосибирске на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки.
- Подчеркните грамматическую основу в 1 предложении. Найдите и подчеркните орфограммы. соты
VII. Подведение итогов урока
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Посмотрите на свои соты, сколько заданий вам удалось выполнить правильно? У кого все соты заполнены? У кого больше половины? Вы все трудились как пчелки.
Мы нашли сегодня подтверждение народной мудрости «По капле – море, по былинке – стог»
Слайд
VII. Рефлексия
Закончите одно из предложений
- На уроке я ...
- Я понял (а)...
- Мне было ...
- Мне надо ещё ...
VII. Домашнее задание.
По выбору:
- с.60 упр.103
- Выписать все улицы поселка
- Составить рассказ об интересных местах Новосибирска