СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме: "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса."»


Урок 69 Русский язык, 2 класс . (Урок развития умений.)

Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Цель:

– развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

- развивать умение наблюдать, анализировать, делать обобщения, сравнивать.

Ход урока:

1.Организационный момент.

(Учитель) Руки? (Дети) - На месте.
Ноги? — На месте.
Локти? — У края.
Спина? — Прямая.

- Сегодня наша работа будет походить в основном в паре. (На столе лежат по одной карте урока).

- В карте мы будем выполнять работу и оценивать себя и друга.

(в приложении)

2. Чистописание.

- Утром подул ветер и посыпались …(снежинки)

Слайд 2

-ок -ек -ик

- Что это со снежинками к нам прилетело? (разные ответы, один из них слоги - окрытые, по ходу урока мы уточним….)

- Что общего в них? (к -,)

- Что можете сказать об этой букве?(охарактеризуйте) ( обозначает согласные звуки мягк. и тверд., парные, глухие и.т.д.)

- Из каких элементов состоит? (короткая наклонная, короткая наклонная с закруглением вверху, короткая наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо).

- Пропишем в воздухе.

- Записываем слоги, обращаем внимание на соединения.

- Пропишите еще одну строку буквы к (из каких элементов будете писать?)

- Оцените каждый свою работу в карте.

3. Актуализация знаний.

1. Загадка: Горшочек умен, семь дырочек в нем. (голова)

- Как вы догадались? Аргументируйте свой ответ. (семь дырок: глаза, нос, рот, уши)

Глаз, рот, нос.

- Назовите эти части ласково (глазик, ротик, носик)

- Запишите парами. Что можно сказать про данные пары? (однокоренные слова)

- Почему? (один и тот же корень, с одинаковым значением).

- Чем различаются эти пары слов? ( добавляется часть – ик)

4. Введение в новый раздел.

Слайд 3

- Рассмотрите кадры пленки.

- Что видите на центральном кадре?

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

– Что же получится? (Слово корешок).

– Что же такое -ок? (Это суффикс.)

- Где в нашей работе встретился этот суффикс? (в чистописании)

- А в предыдущей работе, где мы изменяли слова, что мы можем сказать о части которую добавили? (это тоже суффикс – ик)

5. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

- Какая тема нашего урока?

Слайд 4

Тема урока: Суффикс.

На доске в центре появляется табличка: суффикс.

- Какие вопросы мы будем рассматривать в связи с этой темой? (формулирование целей урока с помощью учителя)

Слайд 5

  1. Что такое суффикс?

  2. Какие бывают суффиксы?

  3. Зачем в слове нужен суффикс?

- Чем мы с вами сейчас занимались? (планировали свою деятельность)

5.Наблюдение над словами с последующим формулированием определения суффикса.


  1. Игра «Волшебная палочка»

  2. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

На доске записаны слова: зуб-

лёд –

глаз –

мёд-

- Сейчас выбудете волшебниками, до кого я дотронусь волшебной палочкой тоже становятся волшебниками и превращают слово в название миленьких предметов. ( по ходу работы записываются слова в правый столбик)


На доске табличка: новые слова.

зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);

лёд – ледок (тонкий лёд);

глаз – глазок (маленький лаз);

мёд – медок (ласково о мёде).


– Найдите общую часть в словах. (-ок-)

- Что произошло после записи слов в правый столбик? (отметьте в таблице)


Чтение выводов по данному вопросу.


На доске выставляется табличка: часть слова.


– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

– Где находится суффикс в словах? Выполните задание в карте. (После корня.)

На доске табличка: после корня.

– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)


– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)

(Уменьшительно-ласкательное.)

Физминутка.

- Я называю предмет, а вы называете его ласково, делаете ласкающие движения одной и другой рукой и поворачиваете корпус тела в противоположную сторону (левая рука вправо и т.д.)

- Кот, пес, ус, дуб, конь, стол, лес, и.т.д.

  1. упр. 124 – развиваем умение находить суффиксы, определяя их значение, графически обозначаем

- Читаем задание.

– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)

– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

- Как будем отмечать суффикс?

Выполните задание по карте. (ответ находят в задании упражнения, в таблице рисуют значек)

На доске значек:

– Выделите эти суффиксы. (Взаимопроверка)

- Выполняем задание в карте.

На доске появляется запись: -ок-, -ик- уменьшительно-ласкательный.

– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)


На доске табличка: -ёнок-, -онок- – «детёныш».


Работа в парах.

1) Сформулируйте ответы на вопросы. Поставленные в начале урока.

– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в таблице «Изучение нового материала» №2 (а,б.в.г.д).



2)- Сравните свой вывод с выводом авторов учебника с. 90.



- Сколько признаков в этом определении? (3: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)

- Оцениваем работу друг друга на данном этапе в карте.

На доске дописываем признаки: часть слова стоит после корня

суффикс

образуют новые слова обозначается

имеет значение

нужен

для обогащения

речи

- Для чего мы изучаем суффикс? (Уметь образовывать нов. слова, находить суффикс в словах – правильно говорить, что бы люди понимали меня и я понимал других)

- Используя различные суффиксы, мы изменяем слова, получаем новые тем самым обогащаем свою речь.

Запись на доске: обогащаем речь

Рефлексия.

Игра «Части слова потерялись» ( Работа в парах по карточкам)

- Соедини корень и суффикс, так, чтобы получилось слово.

(на карточках)

Дом ёнок

Цвет ик

Тигр ок

- Выделите корень и суффикс.

ИТОГ

Слайд 6. «Проверь себя!» (Самопроверка)

- Что такое суффикс? Выбери правильный ответ.

А)Суффикс- часть предложения.

Б) Суффикс – часть слова.

В) Суффикс – это слово.

- Оцените свой ответ в карте.

- Если посмотреть начало урока, то, что же мы писали на чистописании? (суффиксы, уменьшительно – ласкательные)

- Все ли вам удавалось?

- Подведем итог. Рассмотрите свои оценки в карте. Какая оценка у вас по итогам урока?



Домашнее задание: в «д.м.» упр. 105.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!