ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ |
Предмет– русский язык | Класс - 2 | |
Тема - Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного |
Цель урока: Освоение правописания сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
уметь находить и записывать сложные слова; знать правописание соединительных гласных в сложных словах. | совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах | формирование положительной мотивации к учению |
Словарь урока: сложные слова, буква соединительного гласного, начальная форма, корень слова. |
Ресурсы урока: учащиеся будут работать за столами, в паре.Учебник Н.А. Чураковой «Русский язык» 2 класс ч.3, М.Л. Каленчук, О.В.Малаховской, Н,А,Чураковой "Русский язык"ч.2, карточки с заданиями, маркеры, листы А3 |
| Ход учебного занятия (образовательная деятельность) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап Организационный момент. Слайд 1 | Слайд 1 Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, а я подарю улыбку вам. Как хорошо, что мы вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | |
2 этап. Мотивация | Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова, Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов! | |
3 этап Самоопределение к деятельности Постановка цели и задач Слайд 2,3,4 | Сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в паре. Карточка №1 -Распределите слова на 2 группы. (Пылесос, зверолов, звездопад, лесоруб, велосипед, окно, белоснежный, снеговик, книжечка). Проверяем работу Про -Из каких слов состоит группа А? -Как называют эти слова? Учащиеся из города... - Прочитаем слова группы Б. -Что объединяет слова группы Б? - Какое слово отличается от других в группе А? Почему? Учащиеся из города... - Когда мы пишем соединительный гласный – О --Е? -Запомните стихотворение: После мягких, шипящих и ц В сложных словах пишется е. А после твердых пишется о- Не перепутает буквы никто. -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? Назовем тему урока. -Определите цель урока. Учащиеся из города... -Поставьте задачи урока. -Перед каждым из вас лежит оценочный лист. В нём вы отметите результаты своей работы. | Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо. -Пылесос, зверолов, звездопад, лесоруб, белоснежный. -Сложные слова. -Звездопад, велосипед, окно, снеговик, книжечка -Это слова-названия предметов. Пылесос-буква е, белоснежный- слово-название признака. Букву о мы пишем после твердых согласных, букву е-после мягких согласных и ж, ш, ц. Читаем хором стихотворение. Тема урока «Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного" Цель урока- освоить правописание сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного -Закрепить умение находить и образовывать новые сложные слова. -Знать правописание соединительных гласных в сложных словах. -Научиться писать сложные слова. |
4 этап Работа по теме урока | Как образуются сложные слова? Тренировка в составлении слов с двумя корнями (на доске) -Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните букву соединительного гласного. Ходит пешком- Чистит трубы- Предмет для ловли мышей- Лазит по скалам- Тот, кто любит читать- Корабль, который колет лёд- Слайд 5 -Как образовали новое слово? -Почему в одних случаях в сложных словах пишется буква соединительного гласного -О-, а в других-Е-? -Учащиеся из города... -Перечитайте слова, на какие 2 группы их можно разделить? Почему? -Учащиеся из города... -Кому было легко образовывать слова? Работа в парах. Работа по учебнику. Упр.107 -Прочитайте про себя задание. -Как вы думаете,это- считалка? загадка? Скороговорка? Подтверди свое мнение. -Учащиеся из города... -Какие слова являются сложными? Почему ты так думаешь? -Поставь сложные слова в начальную форму. Запиши их. Подчеркни букву соединительного согласного в каждом случае. Маша написала два таких слова, а Миша- три. Как ты думаешь, какое третье слово ошибочно написал Миша? О чём он забыл? Учащиеся из города ответьте на вопрос... -Кто такой кашалот? Где мы можем посмотреть значение слова? Найдем слово кашалот в толковом словаре | Дети пишут в тетрадях, один человек у доски работает. Пешеход, трубочист, мышеловка,скалолаз, книголюб, ледокол. -Два корня соединили гласными -О-, -Е-. После мягких, шипящих и ц В сложных словах пишется е. А после твердых пишется о- Не перепутает буквы никто. . Одушевленнные - кто? Неодушевленные - что? Работа с учебником. Дети самостоятельно ищут упражнение и выполняют в тетради задания к упражнению. Учащиеся работают с Толковым словарем, ищут словарную статью, читают. |
5 этап Динамический момент | Вы устали, поэтому мы немного отдохнём. Встали. Закрыли глазки. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад . Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по телу. Поднимите руки вверх, опустите. Белый свет течёт по вашей голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть. | Дети стоят и делают движения руками |
Работа по теме урока | Самостоятельная работа в группах. - Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана .Капитаны получаю инструкцию и организовывают работу внутри своей группы. - Внимание, группы! Вам нужно: План работы в группе: Взять пакет с заданием для группы. Прочитать задание. Выполнить задание на рабочем листе. Подготовить отчёт по плану. Представить отчёт группы. Капитану поднять сигнал об окончании работы. Задания для групп. Группа №1. Вам даны пазлы. Задание: Соберите картину из пазлов. Возьмите клей-карандаш. Приклейте на картон собранную картину. Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова. Устно приготовьте отчёт по плану. Вывесите результат работы на доску. План отчёта группы №1. 1. Наша группа составила картину из пазлов. 2. На картине изображены предметы: _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________. Слова: пчеловод, рыболов, трубочист. Группа №2. Вам даны карточки с корнями слов. Задание: Составьте сложные слова с данными корнями. Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист. Назовите слова, которые у вас получились. Устно приготовьте отчёт по плану. Вывесите результат работы на доску. Карточки с корнями слов: -нос- | -пряд- | -шелк- | -нос- | -утк- | -рог- | План отчёта группы №2. 1. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. Слова: носорог, шелкопряд, утконос. Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк. Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа. Группа №3. Вам даны «точечные» рисунки. Задание: Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет: лист № 1 – синим маркером; лист № 2 – красным маркером; лист № 3 – зелёным маркером. Назовите предметы, которые у вас получились. Устно приготовьте отчёт по плану. Вывесите результат работы на доску. Рисунки: самолёт, паровоз, пароход. План отчёта группы №3. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. 2. На картинке изображены предметы. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. 3. Отчёт каждой группы. - Выслушаем отчёт каждой группы. (Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопрос | Дети выполняют задания в группах. Группы отчитываются. |
6.Итог урока. | - Подведём итог урока: Назовите тему урока. Вспомните цель урока Достигли мы цели? Реализовали задачи? | - |
7.Рефлексия | Мне было интересно узнать.. -Возникли трудности.. -Мне понравился урок… На уроке мне понравилось… -Я узнал, что… У меня возникли трудности… Учащиеся из города… -Посмотрите на оценочные листы. Посчитайте баллы Оцените свою работу на уроке. Оцените работу своего товарища. -Студии, оцените нашу работу. | |
8. Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся ) | Домашнее задание будет следующим 1)Баз.Учебник.Страница 98, № 109. 2)Выс. Найти новые сложные слова и нарисовать к ним иллюстрацию 3)Повыш. Сочинить сказку о сложных словах. -Ребята, я вижу, что урок прошёл успешно. -Спасибо большое детям из других школ за поддержку и работу с нами. Было очень интересно. Молодцы! Слайд 16 | Дети записывают домашнее задание |