СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе»

Урок русского языка

Дата проведения: 13.02.19

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:

  • ПРЕДМЕТНЫЕ:

- Закрепить умение определять корень в словах;

- Формировать умение подбирать однокоренные слова;

- Развивать орфографическую зоркость.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Развивать умение формулировать цели своей деятельности;

  • Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

  • Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

  • Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

  • ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Воспитывать аккуратность;

  • Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.

  • Иметь представление о моральных нормах поведения.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

- У нас хорошее настроение? Нарисуйте смайлик вашего настроения на полях.

  1. Минутка чистописания и актуализация знаний

- Вы сами определите, какую букву будем писать. Посмотрите на экран. Эта буква есть во всех словах, ею обозначаем согласный, глухой, твёрдый, парный звук. (К)

Кк

нькоре енькор …

- Определите закономерность в последовательности букв.

-Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания, продолжите, соблюдая закономерность, еще 3 раза.

- Что у вас получилось? (слово корень)

-Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

- Что мы называем корнем? (общая часть родственных слов)

- О чём будем говорить на сегодняшнем уроке? ( о корне и однокоренных словах)

Запись на доске.

В теплом воздухе парят сам Комар да Комариха, с ними туча комарят!

  Велика комариная семья!

- Спишите предложения, найдите однокоренные слова и выделите в них корень.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, оцените на полях..

- Какие однокоренные слова вы нашли в предложениях? Как вы определили, что эти слова являются однокоренными?

Какими двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

(1. Иметь общую часть (корень). 2.Иметь общее лексическое значение.)

3. Словарная работа.

- А теперь поиграем со словами.

- Я называю слово, а вы записываете однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением.

/ Ветер, корова, - узнали слова? Какую работу проведёте со словами?

(в словах поставить ударение, подчеркнуть опасные места.)

малина, погода, голос, город, молоко./

- Проверьте по словарю, оцените свою работу. (оценочные листы)

4.Закрепление понятия «однокоренные слова».

- А теперь мы отправимся в гости к сказке. Главными героями нашей сказки будут слова.

- Много – много лет назад появилось на свете слово САД. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать? А слово это говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое и красивое дерево”. Посадили люди слово САД, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй,
третий … много слов-ростков появилось от слова САД. А какие это слова нам предстоит сейчас узнать.

- Послушайте значение слов.

Дети записывают слова в тетради по ходу работы.

- МОЛОДЫЕ РАСТЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПЕРЕСАДКИ НА ГРЯДКИ - РАССАДА

– РАБОТНИК, УХАЖИВАЮЩИЙ ЗА САДОМ - САДОВНИК

– МАЛЕНЬКИЙ ФРУКТОВЫЙ САД - САДИК

– ЧЕЛОВЕК, РАЗВОДЯЩИЙ САДЫ - САДОВОД

– ЗАКОПАТЬ КОРНЯМИ В ЗЕМЛЮ - ПОСАДИТЬ

– ЦВЕТОК, РАСТУЩИЙ В САДУ - САДОВЫЙ

Вот какое дерево у нас выросло!

- Посмотрели люди на эти слова и кое- что заметили. А вы заметили? (Однокоренные слова)

- Докажите, что слова однокоренные? (общий корень и общее значение)

- Выделите корень.

- Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

Физминутка.

– Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес —лесник, река —ручей, стена — потолок, кот — котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед — стол. (6)

5. Работа в парах.


- Поработайте в паре. Вставьте пропущенные слова, озаглавьте текст.

Жили-были серый…

И его…..

Серый ….был очень тих

И ……тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий……

Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.

-Итак, какое стихотворение у вас получилось?

-Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению?

-В чём особенность вставленных слов? Чем они похожи? Выделите корень в однокоренных словах.

6. Упражнение в составлении однокоренных слов.

Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства – 
Однокоренные подбери слова.  

- Представьте себя садовниками, выращивающими слова. Каждому ряду нужно подобрать и записать однокоренные слова. (Карточки с корнями на доске)

Первый ряд составляет семью родственных слов с корнем «лес».
Второй ряд составляет семью родственных слов с корнем «мор».
Третий ряд составляет семью родственных слов с корнем «вод».

Дети работают в тетрадях.

Проверка. Дети каждой группы по очереди называют свои слова.

7. Закрепление.

- Как найти корень в слове?

(подобрать несколько родственных слов и выделить в них общую часть)

«Родня ли Гусеница Гусю?». (Грамматическая сказка.)

Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята.

А ты кто?

А я ваша тетка Гусеница.

- Что это: диалог или монолог? Почему?

– Есть ли в этом диалоге родственники?

Вот Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Он сказал:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

– Прав ли он? Почему?

- Запишите однокоренные слова, выделите корень.

-Проверьте. Оцените.

8. Рефлексия.

- Чему учились?

Как называется общая часть родственных слов? (корень)

- Какие слова являются родственными?

(Родственные слова близки по смыслу, и у них общий корень.)

- Как по другому называются родственные слова? (однокоренные)

- Встаньте, кто научился находить корень в словах, подбирать однокоренные слова.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- Что получалось лучше всего?

- Покажите своё настроение в конце урока в листочках с тестами.

9. Д\з с. 56 № 114


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!