Урок русского языка в VI классе Д а т а _____________
Тема урока: Суффикс
Цель урока: создать условия для
актуализации, расширения и закрепления знаний учащихся о суффиксе (ознакомления с суффиксом как значимой частью слова, его основной функцией);
способствовать формированию умения определять значение суффикса, образовывать с его помощью слова; закреплению умений и навыков правильно выделять и писать суффиксы в слове; разбирать слова по составу;
способствовать развитию связной речи учащихся, совершенствованию аналитических, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, речевой культуры учащихся;
содействовать воспитанию усердия, трудолюбия, интереса к изучении русского языка как учебного предмета
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Словарный диктант:
Приме´та, приве´т, приме´р, прия´тель, приро´да, причи´на, прилежа´ние, приглаше´ние, препя´тствие, презре´ние, президе´нт, прези´диум, премье´ра, прести´жный, прете´нзия, премирова´ть, привиле´гия, принципиа´льный, примити´вный.
III. Изучение нового материала
Анализ текста (упр. 114).
Выразительное чтение стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Рябинка».
Точно костёр — огневая рябинка. Вьётся, её огибая, тропинка. Скачет бедовая* осень по веткам. Деревцу холодно очень под ветром. Ёлкам в бессменной одёжке получше. Их укрывают надёжно колючки. Видит она их, зелёных, и плачет. Плачет и огненных слёзок не прячет... |
Бедо´вый, -aя, -оe; -ов (разг.). Шустрый, смелый.
Почему стихотворение так называется? О каком ещё дереве говорится в тексте? Одинаково ли автор относится к этим деревьям? Какая морфема в словах «подсказывает» это?
Выпишите существительные, распределив их по столбикам:
без суффикса: костёр, осень, ветром; с суффиксом: рябин-к-а, троп-инк-а, вет-к-ам,
дерев-ц-у, ёл-к-ам, одёж-к-е, колюч-к-и, слёзо-к-. Все ли существительные с -к- передают отношение автора к описываемому предмету? Можно ли утверждать, что суффикс может иметь разные значения? Подсказка! Сравните: ветвь – ветка, ель – ёлка. Какие из данных слов чаще употребляются в разговорном стиле речи?
Выпишите прилагательные: огн-ев-ая, бед-ов-ая*, бес-смен-н-ой, зелёных, огн-енн-ых.
Выделите в них словообразовательные морфемы. Какие значения они придают словам?
Ознакомление с определением понятия суффикс (с. 58)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 115 (устно). Назовите части речи, к которым принадлежат слова, образованные от существительных стол, слон и др. Назовите суффиксы каждой из частей речи.
1-ая группа: стол — столик, столовый; слон — слоник, слоновый; ковш — ковшик, ковшовый;
2-ая группа: дождь — дождик, дождевой; нос — носик, носовой; лоб — лобик, лобовой.
2. Упр. 116. С помощью указанных суффиксов образуйте имена существительные. Опираясь на схему, расскажите о значении данных суффиксов (профессии, занятия, род деятельности). Приведите примеры.
-ист: гитара, баян, гармонь, цимбалы
-тель: строить, учить, водить, воспитать
-ец: продавать, торговать, косить, читать
-арь: библиотека, аптека, пахать, печь
3. Упр. 117 (устно) Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Блока «Ветхая избушка» (ветхая — ‘старая’). Назовите суффиксы выделенных слов. Определите значения суффиксов.
Ветхая избушка вся в снегу стоит. Бабушка-старушка из окна глядит. | Внукам-шалунишкам по колено снег... Весел ребятишкам быстрых санок бег… |
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз.
4. Упр. 118, 119 (устно).
5. Упр. 120. Придумайте и запишите по данным схемам слова. Разберите их по составу.
Галч-онок-, зайч-онок-, барсуч-онок- и т.д..
V. Рефлексия «Голодный или сытый?»
Цель: определить, насколько учащиеся удовлетворены тем, что получили в ходе урока.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием изучаемой темы, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» — у окна. Необходимо предупредить учеников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров.
После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Учитель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода».
VI. Домашнее задание: §15. Упр. 121