СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в VI классе. Суффикс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в VI классе. Обычный, стандартный

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в VI классе. Суффикс»

Урок русского языка в VI классе Д а т а _____________

Тема урока: Суффикс

Цель урока: создать условия для

актуализации, расширения и закрепления знаний учащихся о суффиксе (ознакомления с суффиксом как значимой частью слова, его основной функцией);

способствовать формированию умения определять значение суффикса, образовывать с его помощью слова; закреплению умений и навыков правильно выделять и писать суффиксы в слове; разбирать слова по составу;

способствовать развитию связной речи учащихся, совершенствованию аналитических, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, речевой культуры учащихся;

содействовать воспитанию усердия, трудолюбия, интереса к изучении русского языка как учебного предмета

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Словарный диктант:

Приме´та, приве´т, приме´р, прия´тель, приро´да, причи´на, прилежа´ние, приглаше´ние, препя´тствие, презре´ние, президе´нт, прези´диум, премье´ра, прести´жный, прете´нзия, премирова´ть, привиле´гия, принципиа´льный, примити´вный.

III. Изучение нового материала

  1. Анализ текста (упр. 114).

    1. Выразительное чтение стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Рябинка».

Точно костёр — огневая рябинка.

Вьётся, её огибая, тропинка.

Скачет бедовая* осень по веткам.

Деревцу холодно очень под ветром.

Ёлкам в бессменной одёжке получше.

Их укрывают надёжно колючки.

Видит она их, зелёных, и плачет.

Плачет и огненных слёзок не прячет...


Бедо´вый, -aя, -оe; -ов (разг.). Шустрый, смелый.

    1. Почему стихотворение так называется? О каком ещё дереве говорится в тексте? Одинаково ли автор относится к этим деревьям? Какая морфема в словах «подсказывает» это?

    2. Выпишите существительные, распределив их по столбикам:

без суффикса: костёр, осень, ветром; с суффиксом: рябин-к-а, троп-инк-а, вет-к-ам,

дерев-ц-у, ёл-к-ам, одёж-к-е, колюч-к-и, слёзо-к-. Все ли существительные с -к- передают отношение автора к описываемому предмету? Можно ли утверждать, что суффикс может иметь разные значения? Подсказка! Сравните: ветвь – ветка, ель – ёлка. Какие из данных слов чаще употребляются в разговорном стиле речи?

    1. Выпишите прилагательные: огн-ев-ая, бед-ов-ая*, бес-смен-н-ой, зелёных, огн-енн-ых.

Выделите в них словообразовательные морфемы. Какие значения они придают словам?

  1. Ознакомление с определением понятия суффикс (с. 58)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 115 (устно). Назовите части речи, к которым принадлежат слова, образованные от существительных стол, слон и др. Назовите суффиксы каждой из частей речи.

1-ая группа: стол — столик, столовый; слон — слоник, слоновый; ковш — ковшик, ковшовый;

2-ая группа: дождь — дождик, дождевой; нос — носик, носовой; лоб — лобик, лобовой.

2. Упр. 116. С помощью указанных суффиксов образуйте имена существительные. Опираясь на схему, расскажите о значении данных суффиксов (профессии, занятия, род деятельности). Приведите примеры.

-ист: гитара, баян, гармонь, цимбалы

-тель: строить, учить, водить, воспитать

-ец: продавать, торговать, косить, читать

-арь: библиотека, аптека, пахать, печь

3. Упр. 117 (устно) Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Блока «Ветхая избушка» (ветхая — ‘старая’). Назовите суффиксы выделенных слов. Определите значения суффиксов.

Ветхая избушка

вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

по колено снег...

Весел ребятишкам

быстрых санок бег…


Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз.

4. Упр. 118, 119 (устно).

5. Упр. 120. Придумайте и запишите по данным схемам слова. Разберите их по составу.

Галч-онок-, зайч-онок-, барсуч-онок- и т.д..

V. Рефлексия «Голодный или сытый?»

Цель: определить, насколько учащиеся удовлетворены тем, что получили в ходе урока.

Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на дан­ный момент, что они уже «насытились» содержанием изучаемой темы, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» — у окна. Необходимо предупредить учеников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров.

После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что ока­зало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Учитель либо экспертная группа фиксирует все высказанные «го­лодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода».

VI. Домашнее задание: §15. Упр. 121

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!