СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в классе по теме"Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок руского языка в 5 классе в технологической карте

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в классе по теме"Слово и его лексическое значение"»

МБОУ «Кудинцевская СОШ»

Льговского района Курской области





Урок русского языка в 5 классе



Тема урока:

«Слово и его лексическое значение»







Постных Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории





2018 г.

Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: урок- исследование

Метод: комбинированный.

Модель обучения: Количество часов по программе- 175 ч. Количество часов в неделю - 5 ч. Раздел: «Лексика. Культура речи»

Реализуемая программа: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский].-М.:П, 2016.

Цели: показать важность изучения лексики; представить слово как единство лексического и грамматического значений; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся понимать предмет изучения лексики; различать лексическое и грамматическое значения слова; понимать слово как их единство; объяснять языковые явления.



Сценарий урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

УУД

Этап 1 МОТИВАЦИИ

Произнесите слово «здравствуйте» по-разному. Пусть ваши одноклассники определят, какой смысл или чувства Вы вкладываете в это приветствие.

Транскрипция слова «здравствуйте».



Давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы изучали?





Какую единицу языка (или единицы) рассматривает каждый из этих разделов?









Как взаимосвязаны между собой звуки и слова?





Как взаимосвязаны между собой слова и предложения?









Что вы уже знаете об этой теме?
Подберите слова об этом или на эту тему….
Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!
Не правда ли, звучит как открытие!

Приём "Оратор"


Запись транскрипции на доске



Фонетика, синтаксис.

Фонетика – звуки речи; синтаксис – словосочетание, предложение.


Слова состоят из звуков.


Слова связываются друг с другом, подчиняются друг другу, образуя предложения.


Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки – семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошёл.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

И ничего не значит

Плим, плим, плим…

Скажите, какую задачу вы выполняли, слушая это стихотворение?





Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение в самом начале урока?







"Столкновение противоречий"

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.




















Определяли его ТЕМУ.



Это стихотворение должно помочь нам определить тему нашего сегодняшнего урока.


Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

Этап  3 ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ



Удалось ли мальчику «придумать» новое слово?



Ребята, разве мы с вами до этого не обращались к словам? Не изучали их?













Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И всё-таки это не слово! Почему?











Зачем теперь нам необходимо обращаться к слову?





Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!

Итак, звук изучает фонетика, предложение – синтаксис. А какой раздел изучает слово? Давайте в этом разбираться.



Единица языка

Раздел науки о языке

звук

фонетика

СЛОВО

?

предложение

синтаксис

"Составление алгоритма"

Составить алгоритм, записать в виде схемы

"Слепая таблица"

Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме)

"Цепочка"

По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.


Да.


Обращались, но изучали то, из чего оно состоит, как связываются слова в предложениях. Проводили словарную работу.


Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла!






Теперь нам необходимо понять, что слова обозначают, каково их лексическое значение.

Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.


Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? 

Все ли в нашем мире названо словами?

Это первая часть нашей темы.

Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание, выполняя эту орфографическую задачу.

Прим..рять врагов

Прим..рять платье

Пол..скать белье

Пол..скать малыша

Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной?



А только ли лексическое значение есть у слова?













Как будет звучать тема нашего урока?





А теперь поставим цели нашему уроку:



































Лексика — один из самых интересных разделов языкознания. Лексика изучает словарный состав языка, т. е. богатства, накопленные всеми многочисленными поколениями наших предков, богатства, которые приумножает каждое новое поколение, в том числе и мы с вами.

Изучая лексику, можно узнать, как жили наши пращуры, чем занимались, во что верили.

Вспомним библейскую фразу «В начале было Слово». Ее понимают по-разному. Одно из значений фразы — утверждение великой, основополагающей роли Слова. Почти всё в мире названо: предметы, явления, действия, признаки предметов и действий. Почему почти? Потому что явления, чувства, настроения, состояния души трудно поддаются описанию. Порой мы не можем найти слов для их обозначения, выражения. Этот недостаток восполняется, например, музыкой, живописью, искусством вообще. Мы обнаруживаем созвучные нашей душе чувства, настроения у художников слова.

Мир бесконечно многообразен, постоянно обновляется. Возникают новые явления, и язык находит новые слова для их обозначения.

В утверждении и сохранении слов огромную роль играют словари, прежде всего толковые, т. е. те, в которых толкуются слова, объясняются их значения. Толковые словари фиксируют словарный состав языка, или лексику. Лексику изучает один из разделов языкознания — лексикология.

1) Чтение диалога на с. 149—150 и теоретических сведений на с. 150 (в середине страницы).

Сколько слов в русском языке?

2) Самостоятельные наблюдения: упр. 326

3) Чтение теоретических сведений на с. 150 (в конце страницы).

4) Упр. 327 — чтение текста, выбор заголовка, обсуждение основной мысли.

Вариант заголовка: «Сколько слов в языке?»













5) Упр. 328, 329 Знакомство с толковыми словарями.



Толковый словарь учебника очень небольшой. Кроме основного назначения - разъяснения значений слов, - толковые словари содержат сведения о правописании слов, их произношении, некоторых морфологических признаках, сочетаемости с другими словами.

Лексическое и грамматическое значения слов.

Мы знаем, что каждое слово что-либо обозначает: предметы, действия, признаки. Но у каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определенной части речи.

Поясним связь лексического и грамматического значения слов на примере. Представьте, что перед нами стакан с чаем и чашка с чаем. Форма этих предметов разная, а содержание одно. Теперь представим, что перед нами две одинаковые чашки (или два стакана). В одной — чай, в другой — кофе. Форма чашек одинаковая, а содержание разное.

Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.

Например, лексические значения слов «урок» и «декабрь» совершенно разные. Грамматические же значения совпадают: это имена существительные 2-го склонения, мужского рода, ед. ч. Другой пример. Лексические значения слов «календула» и «ноготки» практически совпадают: это разные названия одного и того же цветка, синонимы, зато грамматические значения этих слов разные. Оба слова — имена существительные, но календула — 1-го склонения, женского рода, ед. ч., а слово ноготки в значении «травянистое растение семейства сложноцветных с оранжево-желтыми соцветиями» имеет форму только мн. ч.

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Слово

Лексическое значение

Грамматическое значение

 

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе. 



Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит?











Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? 





























Так какова наша задача?

























Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему называется «толковый» словарь? Что значит слово «толковать»?



О словах.

Конечно.









От значения слова, от лексического значения..

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения.


СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИЕ 

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

























Работа по учебнику


Сравнение текстов.



Основная мысль текста: ни один словарь не может учесть все слова, которые входят в состав русского языка.

Работа с толковым словарем учебника, составление предложений.











































Открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления.



По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!


Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.


Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.


Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Выберите себе маленькую или большую снежинку. Распределитесь на 2 группы.

Проектная групповая работа

Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Выберите любые три слова: существительное, прилагательное и глагол на тему: «Зима». Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.



"Создай коллекцию"

Собрать, оформить, описать коллекцию

"Проблемный поиск"

Найти информацию по проблемному вопросу.

(дети работают группами)

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

«Реклама»

Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе. 
Кто готов представить свой труд?

Идёт представление словарей

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7 
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Мальчик написал Деду Морозу письмо. Прочитай его. Най­ди ошибки и исправь их.

Здрастуй Дет Морос! Как твои дила? В прошлом году ты мне чесно подорил ро­лики, какие я хател. Но только они не крутые. У них колёсы не резиновые. А я хачу резиновые. Если ты настаящий Дет Марос, подари мне в этом гаду настаящие ролики!

Твой Коля.

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.

"Творческий тест"


Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8 

ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Лексика - это... (словарный состав).

Каждое слово имеет... (лексическое значение).

Лексическое значение - это... (главный смысл слова).

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов. Это... (краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).

Произнесите фразу «Скоро перемена» с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, с радостью, с надеждой, с огорчением.



"Своя опора"

Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам).

"Свои примеры"

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.  Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание

Дополняют ответы

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9 
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и т.д.

Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.

Какие цели и задачи ставили перед собой и чего достигли?

"Незаконченные предложения"

На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

Я думаю, что уроки русского языка проходят……

Больше всего на уроках русского языка я люблю….

Мне не очень нравится……

Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Мне сегодня на уроке было ... .

Теперь я знаю, что... .

Я могу похвалить себя за ... .

Мне осталось непонятным ... .



Давайте себя подготовим к домашнему заданию. А для этого выполним совет - будем совершенствоваться!



Задание

Прочитайте высказывание Льва Николаевича Толстого. Расскажите, как Вы понимаете смысл этого предложения? Согласны ли Вы с высказыванием? Своё мнение аргументируйте.

Берегись такого слова, которое разъединяет людей (Л. Толстой).


Выставление отметок

Домашнее задание

Упр.336

Привести толкование слова лексикон.








Учащиеся закончивают ряд предложений.


Оценивают свою работу на уроке







"Отсроченная отгадка"

Удивительный факт даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.







Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!