СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения» является важной и интересной. Изучение данной темы позволяет обучающимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение является важным потому, что знание этой темы позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ГИА в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения (в заданиях типа: выпишите грамматическую основу, посчитайте количество грамматических основ).иантах ГИА в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения (в заданиях типа: выпишите грамматическую основу, посчитайте количество грамматических основ).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"»

Урок русского языка 8 класс


Тема: Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.


Цели:

-дать понятие об односоставных предложениях;

- развитие умений опознавать односоставные предложения;

- формирование умений определять их виды и морфологические способы выражения главного члена;

- различать односоставные и двусоставные предложения;

-развивать творческие способности учащихся.


Задачи:

-развитие интеллектуальных, нравственных, речевых качеств личности ученика;

-повышение качества знаний по предмету;

-развитие творческой самостоятельности.

Ход урока

1. Орг. момент.


2. Орфографический практикум.

Стр. 84 по учебнику


3. Актуализация знаний.

- Мы с вами, ребята продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?

(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль).

- Давайте поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).

- Можно ли назвать эти высказывания предложениями?

(Да, они имеют законченный смысл, так что второй главный член не нужен.)

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).

- Какова тема урока? Сформулируйте её.
- Значит, мы сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения.

Записываем тему в тетрадь и на доске. «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения».

- И цели нашего урока будут какими?


4. Постановка проблемного вопроса урока:


«Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

«Способы выражения главного члена предложения в односоставных предложениях»


5. Исследовательская работа в группах.


Даны 5 предложений.
Я умею готовить пиццу.
Люблю современную музыку.
Объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Прекрасное утро!
-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы. - По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения – по составу (по наличию) грамматической основы предложений. Предложение двусоставное и односоставные.)

- Запишите предложения.

- Найдите и подчеркните грамматические основы каждого предложения.


6. Проблемное изложение нового материала

  • С какой проблемой вы столкнулись?
    В каждом ли предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого?

  • Есть предложения, в которых только подлежащее или только сказуемое? Чем они выражены?

  • Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? Какой можно сделать вывод?

Учащиеся формулируют определение односоставных предложений:

Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.


7. Работа с учебником.

- Ребята, прочитаем теоретический материал (учебник, § 20 , стр. 84-85 ). Обращаемся к учебнику. Смотрим параграф 20 стр. 84, читаем теоретические сведения.

Что вы узнали нового?


Составляем опорную схему


Работа с учебником. Упражнение 129. Коллективная проверка.


Физминутка.

– Если слышите односоставное предложение – поднимите вверх одну руку, если двусоставное – обе руки.

  • На морозном воздухе было трудно дышать.

  • Мне не хотелось возвращаться.

  • На востоке синело.

  • За окном виднелось уже вспаханное поле.

  • Дело словом не заменишь.

  • Свод неба был тих и чист.

  • От листьев пахло осенью.

  • Мне нельзя ошибаться.

  • Меня об этом попросили.

  • Я не ошибся.

  • Прошу повторить вопрос.

  • С удовольствием перечитываем ваш роман.



А теперь вновь вернёмся к нашим предложениям.


8. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

 - Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

 -По какому принципу вы разделили предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

-Чем выражены главные члены в данных предложении?

 

Люблю современную музыку.
Объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
(Главный член предложения – сказуемое, выражено глаголом)


Прекрасное утро!

(Главный член предложения – подлежащее, выражено именем существительным в именительном падеже)

 

9. Итак, обобщим

В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом,

а в 4 – именем существительным.

 

 Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:

 

1). Глагольного типа

2). Именного типа

Типы односоставных предложений




с главным членом сказуемым

с главным членом подлежащим




именное

глагольное



по способу выражения главного члена предложения


Анализ таблицы упр. 132. Советы помощника стр. 86


10. Закрепление материала

  • Наблюдение материала на с.85.

  • Работа с учебником. Упражнение 131. (Различие односоставных и двусоставных предложений) Коллективная проверка.

Выполните тест (с самопроверкой).
1. Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
2. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!

11. Рефлексия. Подведение итогов урока. Беседа.

- Чем отличаются двусоставные и односоставные предложения?

- На какие типы делятся односоставные предложения?


12. Домашнее задание.

Всем выучить § 20 Индивидуально упр. 133. Составить небольшой рассказ из односоставных предложений.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!