Открытый урок русского языка в 8 «В» классе
Этот непростой простой синтаксис
Обобщение и повторение изученного.
Подготовка к ВПР и ГИА
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Москвина Марина Александровна
27.01.2023г.
Два д цать сед ь мое янв а ря
Кла сс ная работа
Лингвистическая разминка
12
Корзина идей
Этот непростой простой синтаксис
Цели урока
- Повторить....
- Совершенствовать компетенции...
- Применять...
Работа в парах Разгадайте ребус
Словосочетание
Словосочетание. Обобщение и повторение изученного.
1. Распределите словосочетания по видам подчинительной связи
Согласование
Управление
Примыкание
1) выдвинутый ящик, 2) красный от мороза, 3) работать увлеченно, 4) освоение земель, 5) к нашему двору, 6) расти у дороги, 7) опытному педагогу, 8) вернуться обратно, 9) падающих листьев, 10) расчистить дорогу, 11) смотреть недоверчиво.
Словосочетание. Обобщение и повторение изученного.
1. Выпишите из предложения
- одно словосочетание со связью примыкание,
- одно словосочетание со связью управление,
- одно словосочетание со связью согласование Тёмная туча неожиданно выросла
за рекой. 2. Придумайте с/сочетания
с разными видами связи.
Словосочетание. Подготовка к ВПР. Задание № 11
Распознавание подчинительного словосочетания
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Русь славилась
2) Огромная страна
3) Славилась храбростью
4) Увидевший однажды
Словосочетание. Подготовка к ВПР. Задание № 11
Распознавание подчинительного словосочетания
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Приходят в голову
2) Хорошие слова
3) Такой словарь
4) Чистый и гибкий
Словосочетание. Подготовка к ВПР. Задание № 11
Распознавание подчинительного словосочетания
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Волга работает
2) Впитала в себя
3) Прекрасными просторами
4) Работает сейчас
Словосочетание. Подготовка к ОГЭ. Задание № 4
Синтаксический анализ.
- Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ ___________________________________________
- Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ ___________________________________________
- Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ ___________________________________________
Физминутка
Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».
Работа в парах Разгадайте ребус
Предложение
?
ПГС, СГС, СИС
Типы сказуемого ПГС, СГС, СИС Предложение. Обобщение и повторение изученного.
1. Назовите тип сказуемого:
1) В теннис я начал играть пять лет назад.
2) Ошибка была несущественна.
3) Чтение книг – лучший способ развить фантазию.
4) Его слова были мне неприятны.
5) Моя подруга всегда хотела стать лучшей в своем деле.
Предложение. Обобщение и повторение изученного.
2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены:
1) Эта девушка очень мила.
2) Собаки – наши верные друзья.
3) Летнее солнце очень жаркое.
4) Ветер разбивает волны о прибрежные скалы.
5) Улица была пустынна и темна.
6) Работы студентов проверены.
Предложение. Обобщение и повторение изученного.
3. Выберете предложение с ПГС:
а) Завтра я буду сдавать экзамен.
б) Мой друг бросил играть в футбол.
в) Она чувствовала себя лишней.
г) Я была счастлива провести время с лучшей подругой.
Предложение. Обобщение и повторение изученного.
4. Найдите предложение с СГС:
а) Он вышел из класса и захлопнул за собой дверь.
б) Окна в доме были распахнуты настежь.
в) Друзья стали подбадривать меня, и грусть исчезла.
Предложение. Обобщение и повторение изученного.
5. Найдите предложение с СИС:
а) Его губы растянулись в улыбке.
б) Мама выглядела очень усталой.
в) Я решил поступить в университет.
Предложение. Обобщение и повторение изученного.
6. Определите, какая характеристика дана неправильно:
а) Руки у нее были ледяные (СИС).
б) Собака – лучший друг человека (СГС).
в) Он подошел и прошептал ей что-то на ухо (СГС).
Односоставные предложения. Предложение. Обобщение и повторение изученного.
1. Определите вид односоставного предложения:
а). Вернись!
б). Люблю грозу в начале мая.
в). Ничего не сказали по этому поводу.
г). Быть грозе сегодня.
д) На улице тепло и солнечно.
Односоставные предложения. Предложение. Обобщение и повторение изученного.
2. Найдите назывное предложение:
а). Проснись и пой, мой светик!
б). Жди меня, только очень жди…
в). Родные просторы.
Предложение. Подготовка к ВПР. Задание № 12 Нахождение грамматических основ.
Из предложения 10 выпишите грамматическую основу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару.
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
(1) Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность.
Предложение. Подготовка к ВПР. Задание № 13 Определение односоставного предложения .
Определите тип односоставного предложения под номером 16. Запишите ответ.
(16)Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.
Определите тип односоставного предложения под номером 13. Запишите ответ.
(13)Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния.
Предложение. Подготовка к ВПР. Задание № 2 Синтаксический разбор предложения
Выполните синтаксический разбор предложений (знаки препинания не расставлены) Составьте схему предложения.
- Странный свет постепенно приближался и двигался над зарослями кустов.
- Завидев приближение хозяина Шарик стал активно махать своим длинным пушистым хвостом.
Рефлексия