СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке были использованы элементы технологии РКМ (приемы: верно-неверно, кластер, лист самооценки), активные методы обучения (метод «Лестница успеха»), компьютерные технологии, игровая технология. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществлялась при выполнении теста.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»»

Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

  • Цели урока: обобщить и систематизировать материал по теме; определить уровень усвоения учебного материала

Задачи:

  • обучающая: корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Союз» через лингвистический эксперимент и решение практических задач.

  • развивающая: развитие умений выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;общую культуру, кругозор учащихся; навык грамотной устной и письменной связной речи.

  • воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания, достижения цели, успеха.

1. Предметные:

  • - систематизировать знания о союзах

  • -повторить морфологические признаки союза

  • -повторить правописание союзов

2. Метапредметные:

познавательные УУД:

  • - развитие умения формулировать проблему и решать её

  • - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

  • - развитие умения систематизировать знания

  • - речевое развитие учащихся

  • б) коммуникативные УУД:

  • - развитие умения работать в парах

  • - развитие умения слушать и понимать речь других

регулятивные УУД:

  • - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • - развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия

  • - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

3. Личностные:

  • - развитие умения формировать учебную мотивацию

  • - развитие умения формировать рефлексию

  • - развитие умения формировать адекватную самооценку

План урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Фаза вызова

1.Этап мотивации


Сравнительный анализ предложений

СУ: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, поздороваемся с ними. Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными, любознательными, старательными и надеюсь, что наше сотрудничество будет успешным.


СУ: Начать нашу работу предлагаю со сравнительного анализа предложений.

Хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности, нерешительности.  (Конфуций)

Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться, но никогда не сдаваться!  (Ричард Бренсон)


Как вы считаете, кроме содержания и строения что отличает одно предложение от другого? Определите средства связи.

Сравнивают предложения. Определяют, что в первом предложении отсутствуют союзы, а во втором предложении присутствует множество союзов.

Умение сравнивать, анализировать


развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Постановка целей и задач

СУ: Итак, речь сегодня вновь пойдёт о союзе. Это заключительный урок по данной теме. Как вы думаете, чем логично сегодня заняться? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Какую цель мы можем поставить перед собой?

Ученики делают предположение о теме урока. Формулируют цели и задачи

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

развитие умения формулировать проблему и решать её


2. Этап актуализации

СУ: Перед вами лестница успеха. Определите своё положение на ней в начале нашей работы. В ходе урока предлагаю заполнить лист достижений, который поможет вам определиться с самооценкой к концу урока.

Определяют свое местоположение, проанализировав свой уровень усвоения темы.

развитие умения формировать учебную мотивацию

развитие умения формировать рефлексию

развитие умения формировать адекватную самооценку

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Верно-неверно

СУ: Определите, верны ли высказывания.

Отметьте верные, по вашему мнению, высказывания знаком +, неверные - -

  1. Союз — это самостоятельная часть речи

  2. Союз служит для связи слов

  3. Союз служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

  4. Союзы не изменяются и не являются членами предложения

  5. По строению союзы делятся на простые и сложные.

  6. Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

  7. Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. 

Анализируют информацию, представленную на слайдах, отвечают на вопросы.

Осуществляют самопроверку

Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. (Баллы выставляются в лист достижений)


1-

2-

3+

4+

5- (простые и составные)

6+

7+

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы


развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия

3.Этап реализации Обобщение и систематизация знаний

Кластер

СУ: Как вы считаете, как удобнее систематизировать информацию?

Попробуем составить кластер по теме.

КЛАСТЕР

СУ: В кластере мы отразили весь теоретический материал по теме «Союз». Предлагаю в ходе урока, выполняя практические задания, усвоенную информацию удалять. Таким образом, мы наглядно увидим, всё ли у нас получается.

Составляют кластер по теме «Союз»

Обсуждение, вывод

развитие умения систематизировать знания


Фаза осмысления

Простые-составные союзы

И, наконец, первое задание

Игра «Мозаика»

Распределите указанные союзы по группам.

https://learningapps.org/display?v=piidm4ytc17

Оцените свою работу

Учащиеся распределяют по группам простые и составные союзы

Взаимопроверка, выставление результатов в лист достижений

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Сочинительные-подчинительные союзы

Продолжим

Игра «Скачки»

https://learningapps.org/3358090

Найдите в предложении союз, определите сочинительный или подчинительный

Учащиеся находят в предложении союз, определяют группу по значению (сочинительный или подчинительный)

Результаты вносят в лист достижений

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Правописание союзов

Запишите предложение, раскройте скобки, объясните

Что (бы) нужно было сделать, что(бы) достичь цели?

На что мы должны обратить внимание?

В правописании каких союзов мы можем испытать затруднения?

Каким образом мы можем отличить союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи (местоимений и наречий с частицами)?

Отличить союз от омонимичной самостоятельной части речи нам поможет алгоритм.

1.Союз замени союзом:

зато=но

тоже=также=и

чтобы=для того чтобы

причём=притом=и оттого что=потому что=так как

2.Частицы ЖЕ БЫ при местоимении

переставь или отбрось.

3.Местоимение можно опустить.

4. Помни!

Союзы: не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно заменить только синонимичными союзами.

Местоимения и наречия: являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить синонимичными местоимениями и наречиями.


Определите написание, в работе используйте алгоритм.

Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания. Сделаем вывод: усвоен ли данный материал?

  • Все дружно работали я то(же) не отставал.

  • Выполни то(же) задание.

  • Я не попал на выставку, за(то) встретился с друзьями.

  • Что(бы) я делал без помощи друзей.

Отвечают на вопросы, восстанавливают алгоритм




































Выполняют практическую работу

Взаимопроверка, оценивание



развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

развитие умения формулировать проблему и решать её







планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации







































  • развитие умения формулировать проблему и решать её

  • развитие умения работать в парах

развитие умения слушать и понимать речь других







Работа с текстом

Определите стиль, тип речи.

Какова основная мысль текста?


Выполните морфологический разбор союзов из первого абзаца (по группам).

Морфологический разбора союза 


Союз разбирается по следующему плану:


I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной. 

 

I. Что— союз

II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

И

Ибо

Что

Два человека шли к своей заветной мечте. Их путь пролегал между крутыми горными склонами и грозил опасностью. Однажды они остановились в раздумье, ибо ещё издали увидели, что дорога, по которой они шли, оканчивается у ближайшего выступа скалы.

Сомнение, страх и неверие смутили первого идущего и сбили с Пути. Он поверил своим глазам вместо того, чтобы довериться своему сердцу и мечте. Развернувшись, он пошёл назад, не добравшись до заветной цели.
Второй идущий поначалу тоже засомневался. Он остановился в нерешительности, но в отличие от своего попутчика, поверил своему сердцу и своей мечте и усомнился в своём видении. Приблизившись к выступу скалы, он увидел, что дорога вовсе не заканчивается, как ему казалось, а незаметно сворачивает за скалу, за которой ее просто-напросто не было видно.
И чем дальше он шел, тем больше открывался ему путь. В его сердце была решимость и вера в свои силы, а для устремлённого нет ничего невозможного, для него всё, даже неудача и падение, способствует восхождению, становясь ступенью на Пути к победе, ибо они помогают увидеть ошибку и исправить её, а так же с новыми силами вновь подняться с колен на ноги.
Первый ищущий так и вернулся домой, не достигнув заветной цели. А второй путник сам стал проводником, указывающим Путь всем стремящимся.


Работают в группе (обсуждают характеристику союза, делают выводы)

развитие умения слушать и понимать речь других

речевое развитие учащихся













  • развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы


  • развитие умения работать в группах


Фаза рефлексии

Этап рефлексии учебной деятельности

-Какая цель была поставлена на уроке?

- Как вы считаете, она достигнута?

- Оцените свою деятельность на уроке,

определите свое положение на ступеньках нашей лестницы успеха. Изменилось ли оно?

Вывод
Верь своему сердцу и иди за своей мечтой, даже если она тебе кажется недостижимой и нереальной
, и если кажется, что пути дальше нет.
Помни, от тебя зависит, чем обернётся твоя мечта сказкой или реальностью!

Заполняют лист достижений

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Этапы урока: Оцени себя:

1.Верно-неверно

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки.

 

2. Мозаика

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки.

 

3. Гонка

Всё верно-5баллов

Засомневался-4 балла

Испытал затруднения-3 балла


4. Правописание союзов

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1 ошибка, 3 балла- – 2 ошибки.


5. Морфологический разбор Всё верно-5баллов

Засомневался-4 балла

Испытал затруднения-3 балла

 

Оценки за урок: внимательно посмотрите на свои баллы, сложите их.

25–«5»

20-24- «4»

15-19- «3»

0- - надо подучить

 Оценка за урок.



развитие умения формировать рефлексию

развитие умения формировать адекватную самооценку






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!