СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии как части речи, закрепить навыка правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложених с причастными оборотами.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"»

Урок русского языка в 7 классе

Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок - путешествие

Используемые технологии: презентация, игровые, личностно-ориентированное обучение

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о причастии как части речи, закрепление навыков правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

2. Развитие устной и письменной речи учащихся, словарного запаса, орфографической зоркости, формирование умений и навыков исследовательской деятельности.

3. Воспитание чувства уважения к русскому языку.

Оборудование: проектор, компьютер, таблицы по теме "Причастие", репродукции картин И.К.Айвазовского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим морское путешествие и повторим изученные сведения о причастии (Слайд 1)

- Какие цели поставим перед собой?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово МОРЕ?

- Каким вы его себе представляете?

- Чем оно вас поразило?

Никого море не может оставить равнодушным. А.С.Пушкин в своем стихотворении "К морю" восклицал "... море! Не забуду твоей торжественной красы..."

2. Знакомство с художником (Слайд 2)

Помогать нам исследовать бурное море причастий будет замечательный человек Иван Константинович Айвазовский



Сообщение ученика о художнике

Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика, особенно любившего изображать корабли, море. Талант юного рисовальщика привлек внимание городского архитектора Коха, который помог определить его в Симферопольскую гимназию, а затем и в Петербургскую Академию художеств в пейзажный класс.

Айвазовский рано прославился. Еще в стенах академии он получает Первую золотую медаль и всеобщее признание.

В своем родном городе Феодосии художник построил дом-мастерскую и навсегда поселился в нем. работал Айвазовский очень быстро. Им написано более шести тысяч картин, не считая многочисленных рисунков

3. Словарная работа (Слайд 3)

Художников, которые главной темой своего творчества выбрали море, называют МАРИНИСТАМИ.

Начинаем наше путешествие. Желаю вам попутного ветра!

4.Испытание

Чтобы нас всем классом взяли в экспедицию, мы должны пройти испытания и доказать, что готовы участвовать в научной работе

Словарный диктант

Прекратить, акварель, движимый, кованый, поразительный, силуэт, невиданный, колонна, нечаянный, присутствовать, нежданный, претензия, претендовать.

Взаимопроверка

Анализ предложений (на доске)

Прочитать про себя, затем вслух предложения. Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

И.К.Айвазовский выдающийся русский м...аринист посв...тивший свою жизнь восп...ванию моря. Им написа(н,нн)о более шести тысяч картин.

Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь!

5. Встреча с китами (Слайд 4)

И вот первое приключение! Встреча с китами!

- Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи?

  • Общее значение

  • Морфологические признаки

  • Синтаксическая роль


- Охарактеризуйте причастие как часть речи


6. Морфологический разбор причастия


Выписать из записанных предложений любое причастие и выполнить морфологический разбор.



7. Остановка на острове (Слайд 5)

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой -

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.


Мы делаем остановку на сказочном острове. Здесь нас тоже ждут испытания. Чтобы с ними справиться, нужно вспомнить правило.

  • Повторить написание НЕ с причастиями (таблица)

  • Распределительный диктант (словосочетания из произведений А.С.Пушкина)


  1. (Не)признанный герой

  2. никем (не)зримый

  3. (не)пробужден от сна

  4. (не)навидящим взором

  5. беды (не)званой

  6. (не)усыпленный колдуном

  7. (не)выброшен грозою

  8. на (не)ведомых дорожках

  9. (не)оплачены обиды

  10. (не)одолимый дух

  11. (не)повенчан славой

  12. он (не)падший, а герой



7. Проверка домашнего задания (упражнение 157)

8. Время обеда (Слайд 7)

А сейчас пришло время подкрепиться. Сейчас каждый из вас получит карточку, и мы все вместе составим уникальный рецепт салата. Чтобы правильно подобрать ингредиенты, нужно знать правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

  • Повторить правило Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных (таблица)

  • Составить рецепт (карточка №1)

  • Самопроверка



9. Пиратское нападение (слайд 8) Внимание! Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи. Нам нужно исправить все ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.

  • На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца.

  • Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание.

  • Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.

  • В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу

Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.


10. Ловцы жемчуга (Слайд 10)


Сколько раковин укрылось

Под морской волною пенной

Лишь в одной из них таилась

Капля света драгоценная...


- О чем эти строки?


В нашем языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наши искатели сокровищ расскажут о своих находках


Сообщение учащихся: Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Мы искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин:

  • Что написано пером, того не вырубишь топором. Здесь употреблено краткое причастие НАПИСАНО.

  • Человек неучёный что топор нетореный. Здесь два отглагольных прилагательных: неучёный и неточёный.

  • Легко добыто, легко и прожито. В этой пословице два кратких страдательных причастия: добыто и прожито.

  • Незваный гость хуже татарина. Отглагольное прилагательное незваный.

  • Сила, не знающая цели, - мать лени. В этой пословице мы встретили действительное причастие не знающая

  • Заработанная копейка дорого стоит. В этой пословице употреблено полное страдательное причастие заработанная.

-Много ли таких примеров удалось найти?

Причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, раздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной.


11. Работа с картиной (Слайд 11)

Море бывает разное: игривое, спокойное, романтичное, величественное, бушующее, своенравное как на картине И.К.Айвазовского "Девятый вал"


- Что изображено на картине?

- Какое время суток?

- Какие краски преобладают?

-Какова тема картины?

-Какова идея картины?

- Что пережили люди?

- Какими они изображены?

- Что можно сказать о судьбе спасшихся?


12. Работа с текстом


1) Составьте текст-описание моря, изображенного на картине И.Айвазовского "Девятый вал", используя данные слова, обозначьте причастные обороты

Составьте текст по данному началу.

Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный...

Опорные слова

Причастия: обрушившийся, пробивший, мчащийся, вздымающийся, бьющийся. бушующее

Существительные: лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца. стихия

Наречия: неистово, стремительно

2) Составьте и запишите текст, конструируя предложения из предложенных слов. Объясните орфограммы и пунктуацию. Произведите морфемный и словообразовательный разборы

Одна из самых знаменитых картин Айвазовского «Девятый вал». (Дикий, громада, волна ( Р.п., мн.ч.), освещ...( нн / н) ый2, неяркий, луч, солнце, готовы, раздавить, затер...нный, океан, в, крошечный, группа, моряк, потерпевший, корабл...крушение. Люди, измученный (кр. ф.), предел, до. Но, вот-вот, буря, утихнуть, и, люди, облепивший, как муравьи, обломок, мачта, быть, спасённый (кр. ф.). Пусть, бушевать (наст, вр., 3 л.), океан, но, воля, мужество, вера, человек, оказаться (3 л., мн. ч.), сильный, стихия).  

- В процессе работы подумайте, какую роль играют причастия в создании текста?

А работать мы будем под музыку Римского-Корсакова "Океан - море синее". Композитор написал музыку, слушая которую легко представить море спокойное, но полное скрытой силы: кажется, вот-вот поднимется буря и водная стихия предстанет во всей мощи.

Чтение получившихся текстов и их обсуждение. Указать причастные обороты и объяснить их обособление.

- Что удалось? Какие замечания могли бы сделать?

- Какова роль причастий в данных текстах? (помогают передать одновременно и признак, что делает описание более ярким и точным, и действие, что позволяет передать динамичность картин Айвазовского)

12. Подведение итогов урока

-Вот и закончилось наше путешествие к морю и изучение темы «Причастие» и его роли в тексте.

- Понравился ли вам урок?

Выставление оценок

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру « Я люблю (лес, море, поле, небо, землю,...) за ....», используя не менее;5-6 причастий


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!