СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Степени сравнения имён прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.

Цель урока: - дать понятие степень сравнения имен прилагательных;

 - понятие сравнительной степени имен прилагательных;

 - выяснить, как образуется сравнительная степень прилагательного;

 - правописание окончаний прилагательных в сравнительной степени.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Степени сравнения имён прилагательных"»

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.


Цель урока: - дать понятие степень сравнения имен прилагательных;

- понятие сравнительной степени имен прилагательных;

- выяснить, как образуется сравнительная степень прилагательного;

- правописание окончаний прилагательных в сравнительной степени.

Оборудование: доска, мел, учебник, наглядность, карточки.


Ход урока:

Учитель: здравствуйте, ребята, сегодня мы начнем наш урок с проверки домашнего задания. (Учитель вызывает к доске ученика, который делает устный морфологический разбор имени прилагательного «высокий», это было домашним заданием).

Учитель: посчитайте количество форм этого прилагательного.

Дети: называют число, например, 28.

Учитель: нет, их гораздо больше. (учитель показывает карточки с формами сравнительной и превосходной степеней этого прилагательного:

ВЫШЕ ВЫСОЧАЙШИЙ

БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ВЫШЕ ВСЕХ

САМЫЙ ВЫСОКИЙ

Учитель: Когда мы употребляем такие формы?

Дети: Когда сравниваем предметы.

Учитель: Правильно. Это формы степеней сравнения. Их две в русском языке: сравнительная и превосходная. Если между собой сравниваются два предмета (показывает рисунок, на котором слон и мышь), здесь мы употребляем прилагательные в сравнительной степени.

Если сравниваются 3 предмета, (к предыдущему рисунку добавляется рисунок кита),то употребляют прилагательные в превосходной степени.

Степень сравнения – это новый грамматический признак, который мы будем изучать. Нам нужно его вписать в таблицу по частям речи, начатую в 5-ом классе.

Часть речи

Значение, вопросы

Морфологические признаки:

Синтаксическая функция, член предложения

Пост.

Изменяемые

Имя прилагательное

Какой?

Чей?

Обозначает

признак предмета

(синий шар)

принадлеж-ность лицу

или животному

(лисий хвост)


1.род

2.число

3.падеж

4.краткая или

полная форма

5.(степени сравнения)

Широка страна моя

родная.

Определение, сказуемое (именное)

Учитель: Куда же мы впишем степень сравнения? Какой это признак?

Дети: Изменяемый.

(Учитель на доске, дети в тетради вписывают «степень сравнения» под цифрой 5.)

Учитель: итак, степени сравнения будем изучать по следующему плану:

1.значение.

2. образование.

3. изменение.

4. синтаксическая функция.

5. стилистическое употребление

В результате работы в ходе урока должна быть заполнена следующая таблица:

Сравнительная степень

Превосходная степень

план

простая

составная


значение

При сравнении двух предметов показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

При сравнении трех или более предметов

образование

-ее красивее

-е чище

-ше старше,

хороший-лучше

Нач. форма+более,

менее

более красивый


изменение

-----

По родам, числам, падежам


Синтаксическая функция

Сказуемое

Свет лучше тьмы

Чаще определение и сказуемое


Стилистическое употр.

В разговорной речи

В научном стиле



Учитель: ребята, перед вами на доске три столбика примеров, с их помощью мы сейчас решим нашу первую задаче, т. е. ответим на первый пункт нашего плана.

Трудная задача

Задача труднее примера


Труднейшая задача

Высокий дуб

Дуб выше клена

Самый высокий дуб


Учитель: Что с чем сравнивается во втором столбике?

Выделите прилагательные. Что обозначают прилагательные «труднее», «выше»?

Чтобы определить точно значение сравнительной степени прилагательных сравните реку и ручей (по ширине), дерево и камень (по твердости), яблоко и лимон (по вкусу), Волгу и Неву (по величине).

Итак, попробуйте сформулировать, каково же значение сравнительной степени?

Дети: при сравнении двух предметов, показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

Учитель: Запишем это в нашу таблицу.

А теперь давайте обратим внимание на третий столбик.

Как вы думаете, сколько здесь может сравниваться предметов?

Дети: больше двух.

Учитель: о превосходной степени прилагательного подробнее вы узнаете на следующем уроке, а пока только запишем в таблицу, что при ней сравнивается три и более предметов.

Учитель: а теперь у меня есть для вас вопрос на засыпку:

Мы сейчас сравнивали разные предметы, а если сравнить один и тот же предмет, это возможно? Например, Сегодня день морознее, чем вчера. Какой предмет мы сравниваем?

Дети: день.

Учитель: только чем этот день отличается?

Дети: первый был вчера, а второй сегодня.

Учитель: приведите аналогичные примеры. Самые интересные запишем.

Т. о. первую задачу мы выполнили, теперь перейдем ко второй: образование, как же сравнительная степень образуется?

Продолжите предложения (записывают в тетрадь, а учитель на доске):

Света – красивая девочка, а Марина красивее.

У кошки шубка чистая, а у меня чище.

Я в классе старший, а Володя Сидоров из параллельного класса меня старше.

Мы с вами дописали прилагательные в сравнительной степени, с помощью чего они образовались?

Дети: с помощью суффиксов: -ее, -е, -ше

Учитель: давайте это запишем в нашу таблицу.

Это было образование простой степени сравнения, а еще есть составная, например, более чистый, или менее чистый.

Составная сравнительная степень с помощью чего образуется?

Дети: к начальной форме прилагательного добавляется более, или менее.

Учитель: верно, это нужно записать, конечно, с примерами.

Выполним упражнение № 283, нужно раскрыть скобки, образовать от имен прилагательных, простую сравнительную степень, т.е. чем мы воспользуемся? (суффиксами, и перечисляют их. Обратить внимание детей на прилагательные, у которых простая форма сравнительной степени берется от другой основы).

Учитель: существительное работы из упражнения нужно сделать морфологический разбор у доски. А к предложению под цифрой 4 мы вернемся чуть позже.

Учитель: выполним упражнение №284, здесь нужно образовать составную форму сравнительной степени прилагательного, т.е. что нужно использовать?

Дети: нач.ф. прилагательного + более или менее.

Учитель: а теперь перейдем к третьему пункту нашего плана: изменение.

Простая форма никак не изменяется, это ясно, можете попробовать.

А вот составная, чтобы это увидеть наглядно на примере, давайте из нашего упражнения возьмем более ясный и составим словосочетания с существительными трех разных родов:

День, погода, небо.

Дети: (составляют и записывают)

Учитель: и как же изменяются эти прилагательные?

Дети: по родам.

Учитель: запишем, а попробуйте изменить боле ясный день по падежам. Получается? Значит еще записываем в таблицу, что изменяется по падежам, а теперь ещё попробуйте изменить по числам. Т. о. составная форма сравнительной степени прилагательного изменяется по родам, числам и падежам, записали? Молодцы.

Учитель: чтобы перейти к следующему пункту нашего плана, вернемся к предложению из упражнения №238:

Здоровье дороже золота. (Разбор по членам предложения)

Это была простая форма, теперь возьмем предложение со сложной формой:

В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

Домой мы возвращались по более широкой дороге. (Разбирают)

Если в простой форме сравнительная степень прилагательного являлась только сказуемым, то во втором случае ещё и определением. Записываем в таблицу.

И в нашей таблице осталась не заполнена последняя графа: стилистическое употребление. Чтобы ее заполнить обратимся к стихотворению нашей землячки Л.Татьяничевой, которая написала замечательное стихотворение об Урале. Выразительно прочитайте.

В чем заключается главная мысль стихотворения?

Как прилагательные в сравнительной степени помогают ее раскрыть?

Найдите их. Какая это форма сравнительной степени?

Дети: простая.

Учитель: а какой стиль у этого стихотворения? Высокий или ближе к разговорному? Вобщем-то простая форма может встречаться в разговорной речи, в художественных произведениях. Ведь вы не забыли, для чего нужны в речи прилагательные? (Для ее украшения). Составная форма чаще используется в научном стиле, например: Млекопитающие более разумные существа, чем земноводные.

В истории данный период был менее насыщен событиями, чем предыдущий. И т. п.

Учитель: мы закончили заполнять таблицу, теперь давайте попробуем по ней рассказать обо всем, что мы сегодня узнали нового о прилагательном. (Рассказывают).

Запись домашнего задания: упр.№286 (объяснение).

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!