Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень.
Цель урока: - дать понятие степень сравнения имен прилагательных;
- понятие сравнительной степени имен прилагательных;
- выяснить, как образуется сравнительная степень прилагательного;
- правописание окончаний прилагательных в сравнительной степени.
Оборудование: доска, мел, учебник, наглядность, карточки.
Ход урока:
Учитель: здравствуйте, ребята, сегодня мы начнем наш урок с проверки домашнего задания. (Учитель вызывает к доске ученика, который делает устный морфологический разбор имени прилагательного «высокий», это было домашним заданием).
Учитель: посчитайте количество форм этого прилагательного.
Дети: называют число, например, 28.
Учитель: нет, их гораздо больше. (учитель показывает карточки с формами сравнительной и превосходной степеней этого прилагательного:
ВЫШЕ ВЫСОЧАЙШИЙ
БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ВЫШЕ ВСЕХ
САМЫЙ ВЫСОКИЙ
Учитель: Когда мы употребляем такие формы?
Дети: Когда сравниваем предметы.
Учитель: Правильно. Это формы степеней сравнения. Их две в русском языке: сравнительная и превосходная. Если между собой сравниваются два предмета (показывает рисунок, на котором слон и мышь), здесь мы употребляем прилагательные в сравнительной степени.
Если сравниваются 3 предмета, (к предыдущему рисунку добавляется рисунок кита),то употребляют прилагательные в превосходной степени.
Степень сравнения – это новый грамматический признак, который мы будем изучать. Нам нужно его вписать в таблицу по частям речи, начатую в 5-ом классе.
Часть речи | Значение, вопросы | Морфологические признаки: | Синтаксическая функция, член предложения |
Пост. | Изменяемые |
Имя прилагательное | Какой? Чей? Обозначает признак предмета (синий шар) принадлеж-ность лицу или животному (лисий хвост) | | 1.род 2.число 3.падеж 4.краткая или полная форма 5.(степени сравнения) | Широка страна моя родная. Определение, сказуемое (именное) |
Учитель: Куда же мы впишем степень сравнения? Какой это признак?
Дети: Изменяемый.
(Учитель на доске, дети в тетради вписывают «степень сравнения» под цифрой 5.)
Учитель: итак, степени сравнения будем изучать по следующему плану:
1.значение.
2. образование.
3. изменение.
4. синтаксическая функция.
5. стилистическое употребление
В результате работы в ходе урока должна быть заполнена следующая таблица:
Сравнительная степень | Превосходная степень |
план | простая | составная | |
значение | При сравнении двух предметов показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. | При сравнении трех или более предметов |
образование | -ее красивее -е чище -ше старше, хороший-лучше | Нач. форма+более, менее более красивый | |
изменение | ----- | По родам, числам, падежам | |
Синтаксическая функция | Сказуемое Свет лучше тьмы | Чаще определение и сказуемое | |
Стилистическое употр. | В разговорной речи | В научном стиле | |
Учитель: ребята, перед вами на доске три столбика примеров, с их помощью мы сейчас решим нашу первую задаче, т. е. ответим на первый пункт нашего плана.
Трудная задача | Задача труднее примера | Труднейшая задача |
Высокий дуб | Дуб выше клена | Самый высокий дуб |
Учитель: Что с чем сравнивается во втором столбике?
Выделите прилагательные. Что обозначают прилагательные «труднее», «выше»?
Чтобы определить точно значение сравнительной степени прилагательных сравните реку и ручей (по ширине), дерево и камень (по твердости), яблоко и лимон (по вкусу), Волгу и Неву (по величине).
Итак, попробуйте сформулировать, каково же значение сравнительной степени?
Дети: при сравнении двух предметов, показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.
Учитель: Запишем это в нашу таблицу.
А теперь давайте обратим внимание на третий столбик.
Как вы думаете, сколько здесь может сравниваться предметов?
Дети: больше двух.
Учитель: о превосходной степени прилагательного подробнее вы узнаете на следующем уроке, а пока только запишем в таблицу, что при ней сравнивается три и более предметов.
Учитель: а теперь у меня есть для вас вопрос на засыпку:
Мы сейчас сравнивали разные предметы, а если сравнить один и тот же предмет, это возможно? Например, Сегодня день морознее, чем вчера. Какой предмет мы сравниваем?
Дети: день.
Учитель: только чем этот день отличается?
Дети: первый был вчера, а второй сегодня.
Учитель: приведите аналогичные примеры. Самые интересные запишем.
Т. о. первую задачу мы выполнили, теперь перейдем ко второй: образование, как же сравнительная степень образуется?
Продолжите предложения (записывают в тетрадь, а учитель на доске):
Света – красивая девочка, а Марина красивее.
У кошки шубка чистая, а у меня чище.
Я в классе старший, а Володя Сидоров из параллельного класса меня старше.
Мы с вами дописали прилагательные в сравнительной степени, с помощью чего они образовались?
Дети: с помощью суффиксов: -ее, -е, -ше
Учитель: давайте это запишем в нашу таблицу.
Это было образование простой степени сравнения, а еще есть составная, например, более чистый, или менее чистый.
Составная сравнительная степень с помощью чего образуется?
Дети: к начальной форме прилагательного добавляется более, или менее.
Учитель: верно, это нужно записать, конечно, с примерами.
Выполним упражнение № 283, нужно раскрыть скобки, образовать от имен прилагательных, простую сравнительную степень, т.е. чем мы воспользуемся? (суффиксами, и перечисляют их. Обратить внимание детей на прилагательные, у которых простая форма сравнительной степени берется от другой основы).
Учитель: существительное работы из упражнения нужно сделать морфологический разбор у доски. А к предложению под цифрой 4 мы вернемся чуть позже.
Учитель: выполним упражнение №284, здесь нужно образовать составную форму сравнительной степени прилагательного, т.е. что нужно использовать?
Дети: нач.ф. прилагательного + более или менее.
Учитель: а теперь перейдем к третьему пункту нашего плана: изменение.
Простая форма никак не изменяется, это ясно, можете попробовать.
А вот составная, чтобы это увидеть наглядно на примере, давайте из нашего упражнения возьмем более ясный и составим словосочетания с существительными трех разных родов:
День, погода, небо.
Дети: (составляют и записывают)
Учитель: и как же изменяются эти прилагательные?
Дети: по родам.
Учитель: запишем, а попробуйте изменить боле ясный день по падежам. Получается? Значит еще записываем в таблицу, что изменяется по падежам, а теперь ещё попробуйте изменить по числам. Т. о. составная форма сравнительной степени прилагательного изменяется по родам, числам и падежам, записали? Молодцы.
Учитель: чтобы перейти к следующему пункту нашего плана, вернемся к предложению из упражнения №238:
Здоровье дороже золота. (Разбор по членам предложения)
Это была простая форма, теперь возьмем предложение со сложной формой:
В этом году зима более снежная, чем в прошлом.
Домой мы возвращались по более широкой дороге. (Разбирают)
Если в простой форме сравнительная степень прилагательного являлась только сказуемым, то во втором случае ещё и определением. Записываем в таблицу.
И в нашей таблице осталась не заполнена последняя графа: стилистическое употребление. Чтобы ее заполнить обратимся к стихотворению нашей землячки Л.Татьяничевой, которая написала замечательное стихотворение об Урале. Выразительно прочитайте.
В чем заключается главная мысль стихотворения?
Как прилагательные в сравнительной степени помогают ее раскрыть?
Найдите их. Какая это форма сравнительной степени?
Дети: простая.
Учитель: а какой стиль у этого стихотворения? Высокий или ближе к разговорному? Вобщем-то простая форма может встречаться в разговорной речи, в художественных произведениях. Ведь вы не забыли, для чего нужны в речи прилагательные? (Для ее украшения). Составная форма чаще используется в научном стиле, например: Млекопитающие более разумные существа, чем земноводные.
В истории данный период был менее насыщен событиями, чем предыдущий. И т. п.
Учитель: мы закончили заполнять таблицу, теперь давайте попробуем по ней рассказать обо всем, что мы сегодня узнали нового о прилагательном. (Рассказывают).
Запись домашнего задания: упр.№286 (объяснение).
4