СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)» «Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе

«Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»

«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. 

Цели:

  • отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
  • содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
  • Повторить алгоритм написания сжатого изложения;
  •  Формировать у обучающихся умения сжимать текст;

.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету 

.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)» «Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение.»

Урок русского языка в 6 классе

«Собиратель русских слов» (о В.И.Дале)»

«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение. 

Цели:

  • отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

  • содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

  • Повторить алгоритм написания сжатого изложения;

  • Формировать у обучающихся умения сжимать текст;

.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету 

.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность. 



Ход урока: План урока: * Первичное чтение текста учителем.

* Беседа по содержанию.

* Языковой анализ текста.

* Вторичное чтение текста учащимися.

* Составление плана.

* Устная работа по сокращению.

* Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).

* Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

* Самопроверка.

* Совершенствование написанного. Редактирование текста.



1. Организационный момент.  Русский язык обладает огромным арсеналом слов, средств, приёмов, помогающих человеку не только по – разному выразить свои мысли, но и талантливо, красиво описать их. Может быть, иногда мы даже не задумываемся, каким огромным богатством – русской речью – мы обладаем
2. Целеполагание 
Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1 
3. Лингвистическая разминка. 
- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2 
- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно). Слайд 3 
- Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд)


Среди содержательных приемов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную;

2) исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

Основные приёмы языкового сжатия исходного текста: 

1) замена:

— сложного предложения простым;

— двух и более простых предложений одним сложным;

— однородных членов предложения обобщающим наименованием;

— объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

— предложения или его части указательным местоимением (это, то...) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего ...);

— прямой речи косвенной; 

2) сокращение или полное исключение:

— повторов;

— одного или нескольких синонимов;

— некоторых второстепенных членов предложения;

— конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

— фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

— диалога (передача его сути в одном предложении); 

3) слияние нескольких предложений в одно. 

4. Подготовка к восприятию текста

На доске заранее написано: (Слайд 4 )

«Словарь русского языка» ( под редакцией С. И. Ожегова) – 57 тыс. слов.

4-томный словарь (под редакцией Д. Н. Ушакова)- 85 тыс. слов.

17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.

«Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В. И. Далем) – 200 тыс. Слов и 30 тыс. пословиц.

Учитель сообщает учащимся, что все словари, кроме последнего, создавались коллективами учёных, последний создан одним человеком- В. И. Далем.

5 Сжатое изложение

Собиратель русских слов

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем – врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил больше 200 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

6. Беседа по тексту:

  1. Как звали составителя «Толкового словаря...»?

  2. Какое образование получил В. И. Даль?

  3. Какой талант В. И. Даля оценил А. С. Пушкин?Почему?

  4. В чём было истинное призвание В. И. Даля?

  5. Какую цель поставил перед собой Владимир Иванович Даль и как её выполнял?

  6. Что вам известно о «Толковом словаре…»?

  7. Почему работу В. И. Даля над словарём можно назвать настоящим подвигом?

7. Самостоятельная работа: написать изложение в тетради. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!