СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе на тему: "Лексический анализ слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 6 классе при изучении раздела "Лексикология и фразеология" учащиеся знакомятся с лексическим анализом слова. Ученики должны объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.) Такой анализ требует от школьников умений свободно пользоваться различными видами лексических словарей.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе на тему: "Лексический анализ слова"»


Пояснительная записка


  1. Тема урока: «Лексический анализ слова».

2. Актуальность. Знания о слове и тексте являются основой речевого развития школьников. В 6 классе при изучении раздела «Лексикология и фразеология» ученики знакомятся с планом и образцом лексического анализа слова (параграф 15), который заставляет обращаться к словарю, учит им пользоваться. Главное назначение лексического разбора – повторение на уровне обобщения и систематизации основных лексических понятий, углубление знаний по лексике. При выполнении этого вида разбора ученики сталкиваются с определёнными сложностями. Ученики должны объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.) Такой анализ требует от школьников умений свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов и др.); применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

3. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

4. Роль и место урока. В 6 классе изучению раздела «Лексикология и фразеология» отводится 10 часов, данный урок в разделе 9-й. Теме «Лексический анализ слова» отводится 1 час. Этому уроку предшествовала тема «Устаревшие слова». Уровень изучения и усвоения материала –урок обобщения и систематизации основных лексических понятий, углубление знаний по лексике и умений работать с лингвистическими словарями.

5. Цели урока: систематизация знаний по данному разделу; пополнение и обогащение словарного запаса; закрепление умений работать с разными видами словарей; формирование общеязыковых умений.


Задачи урока:

1) познавательные: знать основные понятия раздела «Лексика»; научиться выполнять лексический анализ слова;

2) развивающие: научить грамотно выражать свои мысли, соблюдать нормы русского литературного языка; пополнять словарный запас языка; развивать коммуникативные умения и навыки;

3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

6. Планируемые результаты: объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

7. Форма проведения: урок комплексного применения знаний и умений.

8. Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированный подход.

9. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока: УМК М.М.Разумовской, материалы РЭШ, электронные издания (словари), ресурсы сети Интернет, интерактивная доска, презентация, книжная выставка «Словари - наши друзья и помощники», листы самоконтроля, раздаточный материал.






  1. Основные этапы урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Учитель. Здравствуйте, ребята! А как ещё мы можем поздороваться? Привет, добрый день. Причём слово это не простое, а золотое! Здравствуй — сокращение формы 1 лица ед. ч. здра́вствую, то есть «приветствую тебя». Слово здравствую, сказанное при встрече, означало «приветствую, желаю здравия». По другой версии, это повелительное наклонение от  здравствовать — «быть здоровым». В словаре В.И.Даля: здравствовать, быть здоровым; || жить, находиться в живых: поживать изрядно, хорошо.  Буквально это «будь(те)здоровы».

Беседа. Какие мысли, чувства, настроение можно выразить словом? Что помогло нам рассказать о данном слове? А можно дополнить наш рассказ? Как и с помощью чего? (Ответы учащихся). С каких точек зрения можно охарактеризовать слово? А в данном случае? Верно: с точки зрения его лексического значения и употребления в речи.

Какой раздел лингвистики изучает слово (исследует) с точки зрения его лексического значения и употребления в речи? (Ответы учащихся). Верно: лексикология. А что значит исследовать? Это всесторонний разбор, рассмотрение, анализ. А что будем исследовать? Слова. Как мы назовём тему урока? Анализ слова? Точнее: « Лексический анализ слова».

( Оформление в тетради записей).

Постановка цели и задач урока. Теперь подумаем о целях и задачах нашего урока. Оформление высказываний учащихся: научиться выполнять лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии; работать над обогащением словарного запаса; закрепить умения работать с разными видами словарей.

  1. Проверка домашнего задания. Этимологическая минутка.

Рассказ о слове « здравствуйте» продолжает подготовленный ученик.

В словаре В.И.Даля: здравствовать - быть здоровым. Здоровье — исконно русская форма, здравие — это старославянизм. Отсюда «здравия желаю». Так приветствуют друг друга военные. Откуда произошло «здоровье»? Здоровье и дерево — исторически родственные. Они оба пошли от праславянского корня *dorv- (дерево).  Здоровый буквально — «похожий на дерево» (по высоте или крепости). Дерево — древнерусская форма, тогда как старославянская — древо. Считается, что у древних славян дерево было символом крепости и благополучия.  

Учитель. Многие при встрече говорят: «Привет!»– Откуда это слово пришло? Как думаете? Какой словарь нам поможет в этом? Да, этимологический.

Рассказ ученика об этимологическом словаре. (Индивидуальное задание). Каждое слово имеет свою историю. Изучением происхождения слов занимается особая наука – этимология. Ее название происходит от греческих слов – etymon (значение) и logos (учение, наука). Она возникла еще в Древней Греции. Этимологический словарь объясняет происхождение слова, показывает изменения в значении и грамматическом облике на протяжении его существования, устанавливает родственные связи с другими словами русского языка. Наиболее известными являются «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера и «Этимологический словарь русского языка», созданный под руководством Н.М. Шанского. Что же можно узнать о слове из этимологического словаря? Посмотрим словарную статью слова магазин. Слово «магазин» заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка. Источником слова служит арабское существительное (maḵzan) «место хранения, складирования» (во множественном числе - maḵāzin), образованное от глагола (ḵazana) «хранить, собирать». Таким образом, арабское по своему происхождению слово магазин пришло в русский язык в конце 17-начале 18 века через западноевропейские языки (французский, немецкий, голландский и др.)

К типу этимологических примыкают топонимические словари, объясняющие происхождение географических названий, словари личных имен, из которых можно узнать, из какого языка пришло и что означает ваше имя, словари названий жителей России.

Проверка домашнего задания. Ученики выяснили происхождение слов дорога, корова, корзина (они произошли от: 1) общеславянского *dor, что значит «расчищенное место»; 2) общеславянского *kor - «рог»; 3) восточнославянского корзить - «рубить ветки, счищать кору»). Если вы правильно отгадали слова, на листах самоконтроля поставьте знак +.

3. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Вспомним изученное.

Ребята, приближается праздник. 22 ноября в России отмечается замечательный праздник – какой? День словарей и энциклопедий. Познакомимся с текстом об этом празднике. (Раздаточный материал). Ученик читает вслух.

Почему именно 22 ноября стоит отмечать День словарей? Это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801 - 1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.

Учитель. Как вы думаете, почему так важен для нас это праздник? (Ответы детей). Он для тех, кто хочет много знать. Стране нужны умные и образованные люди, поэтому вам, ребята, нужно с детства дружить со словарями. Они помогут не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширят кругозор, дадут сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, приобщат к культуре народа.

Орфографическая минутка. Работа в тетрадях. Учащиеся записывают первые 2 предложения. (Обращаем внимание на правописание собственных имён). Выполните задания.

1.Найдите в тексте однозначные и многозначные слова.

2. Дайте толкование слова словарь. (Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке).

3. Подберите синонимы к слову словарь. Словарь, словник, лексикон.

Учитель. И школьникам, и взрослым часто бывает нужно выяснить, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого люди создали словари. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы обращаемся (к каким?) орфографическим словарям. Если не знаем значения слова, обращаемся (к какому?) толковому словарю. О происхождении слов узнаем (из какого?) этимологического словаря. Названия словарей запишите в тетрадях, проверьте свои записи.

Чем больше мы читаем, тем больше нужны нам словари. Их составляют ученые-лексикографы, обладающие большим трудолюбием, терпением и любовью к слову. Назовите известных вам авторов словарей. Молодцы!

Раздел лингвистики, который занимается вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией, а учёный называется лексикографом. (В словарях записываем термины: лексикография, лексикограф). Самыми известными лексикографами были Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов. О словарях мы так и говорим: словарь Даля, словарь Ушакова, словарь Ожегова. В словаре Ушакова имеются значения более 85 тысяч слов. Словарь получил большую известность. Однажды, когда ученый шел по улице, он услышал разговор двух школьников. Один сказал: “Гляди, Ушаков идет!” Другой ответил: “Ты что? Ушаков - это словарь”.

Словарей в языке много. Перечислим основныесловарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, словарь иностранных слов, этимологический. В настоящее время в помощь человеку помимо бумажных словарей созданы словари электронные. 

4.Работа со словарями. При лексическом анализе слова нам понадобятся различные словари. У вас на столах лежат карточки со словарными статьями из 5 разных словарей. Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию. Внимательно прочитайте. Сможете ли вы угадать, из каких словарей они приведены? (Приложение 1). Свои ответы записывайте на листе для самоконтроля.

Проверьте себя по ответам на слайде. (Лучше: демонстрируем эти словари из выставки «Словари - наши друзья и помощники»,а подготовленные ученики комментируют). Молодцы! Вы отлично справились с данным заданием. Не забудьте сделать отметку на листах самоконтроля (по количеству верных ответов).

5. Физкультминутка. Совушка.

Ах ты, Совушка – сова, ты большая голова,

Ты на дереве сидела, головою ты вертела.

С веточки скатилась, под гору укатилась.

Крыльями хлоп, хлоп, ножками топ, топ.

 

6. Практическая деятельность

Учитель. Предлагаю вам игру. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Орел, а не птица.

Объясните, как? (По толкованию). Вам помогло лексическое значение слова. Вы увидели словесные портреты слов.

С помощью словарей можно создать «портрет» любого слова. По-научному это называется лексический анализ слова. Обратимся к справочным материалам учебника на странице 158. Прочитайте план анализа и справку к нему. (Ученик читает вслух). Вернёмся на страницу 52 учебника и прочитаем образец лексического анализа слова. Теперь в тетрадях вместе выполним анализ одного слова. (Приложение 2). Перечитайте ещё раз текст о празднике словарей и выберите из него слово, интересное для лексического разбора. Например, слово день.

  1. День – 1) часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером 2). То же, что сутки. 3). Промежуток времени в пределах суток, занятый или характеризуемый чем-н. 4). чего. Календарное число месяца, посвящённое какому-н. событию. День словарей.

  2. Слово употреблено в прямом значении.

  3. Синонимы:  дата, свет. Антоним: ночь.

  4. Нейтральное.

  5. Общеславянское.

  6. Входит в состав фразеологизмов: день в день; дни сочтены и др.

Закрепим умения, используя тренировочное задание 5 из урока №25 из ресурсов РЭШ. За компьютером работает ученик по желанию, проверяем ответы.

7. Самостоятельная работа.

Слово- дело великое. Выберите из предложения слово, интересное для лексического разбора.

Образец разбора:

  1. Великий - 1) выдающийся (великий писатель); 2) очень большой (великое счастье); 3) большего размера, чем нужно (шапка велика).

  2. Употреблено в прямом значении.

  3. Синонимы: большой, огромный, громадный. Антонимы: ничтожный, маленький, малый, жалкий.

  4.   Книжное.

  5. Слово великий образовано от общеславянского корня; древнерусское вель значило «большой».

  6. Входит в состав фразеологизма «Великие мира сего» (О людях, занимающих высокое положение в обществе).



Всё ли вам понятно было при выполнении анализа? Что приходит нам на помощь? Конечно, словари – наши лучшие друзья и помощники.



  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выполнить упражнение 123, пользуясь словарями, в том числе и электронными, повторить материалы изученных параграфов 12-15 по вопросам упражнения 124.

Дополнительно: выполнить все тренировочные задания из урока №25 из ресурсов РЭШ или создать «портрет» интересного слова.

  1. Рефлексия.

Что нового ты узнал на уроке? Что понравилось и запомнилось? Всё ли было понятно? Выставление оценок.

Слово учителя. Задумываясь над словом, мы постигаем его красоту, его глубину, приникаем к сокровенной тайне того, что называется родным языком, начинаем осознавать, насколько чудесен этот божественный дар – язык и речь. Желаю всем успехов и новых открытий!



Список использованной литературы

  1. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / [Вступ. статья А. М. Бабкина]. - Москва: ГИС, 1955. - 4 т. [Электронная библиотека] – Режим доступа: /https:// search.rsl.ru/ (дата обращения: 25.10.2021).

  2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000. в 2 т., 1209 с. [Электронная библиотека ] – Режим доступа: /https:// search.rsl.ru/ (дата обращения: 25.10.2021).

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.

  4. Пахнова, Т.М. Лексический разбор / [Текст]: Рус. яз. в школе. – 1977. – №4.

  5. Пахнова, Т.М. Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников: Русский язык– 2009. – №20.

  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) [Электронный ресурс]: /https://4ege.ru/documents/ (дата обращения: 21.10.2021).

  7. Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов Разумовской М.М. – М.: Дрофа, 2019.

  8. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч1: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. -10-е изд. – М.: Дрофа, 2020. – 175, [1] с.: ил.- (Российский учебник).

  9. Сергеев, В. Н. Словари - наши друзья и помощники: Кн. для внеклас. чтения учащихся V - VII кл. / В. Н. Сергеев. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с

10.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под.ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. [Электронная библиотека ] – Режим доступа: /https:// litmir.me/ (дата обращения: 28.10.2021).

11. Словарь русских синонимов [Электронный ресурс] – Режим доступа:/ https://edbi.ru / (дата обращения: 28.10.2021).

12. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 2001. – 742 с.

13. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка: / учебное пособие. Изд. 4, доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 312 с.

14. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2002. — 400 с.

Электронные ресурсы:

https://resh.edu.ru/

http://gramota.ru/

http://gramma.ru/

https://dic.academic.ru/





Приложение 1

Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию. Внимательно прочитайте. Сможете ли вы угадать, из каких словарей они приведены?



  1. ДУ´МАТЬ, мыслить, размышлять, раздумывать, задумываться, помышлять, предаваться размышлениям; раскидывать умом (или мозгами) (разг.); мозговать, мерекать, кумекать, шевелить (или ворочать) мозгами (прост.)

  2. МНОГО – МАЛО. Всегда так будет, как бывало; Таков издревле белый свет: Ученых много — умных мало, Знакомых тьма — а друга нет! Пушкин.

  3. И́МИДЖм. (англ. image букв. «образ»). Сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ кого- или чего-л. 

4. ЛИНЕЙКА

1. Линейка       1. Прямая черта на бумаге, доске и т. п., помогающая писать ров­ными строками. 2. Прямая планка или брусок для вычерчивания прямых линий. 3. Граница лаге­ря – линия, обозначенная тем или иным способом. 4. Строй в одну шеренгу.

2.ЛИНЕ́ЙКА. Многоместный открытый экипаж с боковыми продольными сиденьями.



  1. Адресант // адресат

АДРЕСАНТ. Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). Синоним: отправитель. Антоним: получатель.

АДРЕСАТ. Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Синоним: получатель. Антоним: отправитель.
6. Снег. По цвету и блеску снег бывает алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, желтый, звездчатый, золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лиловый, лунный, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, почернелый, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, сивый (разг.), синий, слепящий, темный, тусклый, черный, чистый, яркий.

Ответы: (Можно демонстрировать на слайдах, лучше показать словарь из выставки с закладкой именно на той словарной статье)

  1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. Содержит около 11 тыс. синонимических рядов. Словарь подсказывает читателю, как избежать повторения одного и того же слова в тексте, чем его можно заменить.

  2. Словарь антонимов русского языка, Львов М.Р., 1978. Словарь содержит около 2000 пар антонимов. Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление часто возникает у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, т. е. у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов. 

  3. Крысин Л. П. Современный словарь иностранных слов.

  4. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь омонимов русского язы­ка. Словарь включает около 400 словарных статей, которые могут иметь от двух до пяти омонимов с толкованием их лексического значения.

  5. Паронимы часто становятся источником речевых ошибок: сходство слов нередко оказывается причиной их смешения (например: надеть - одеть). Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.

  6. К. С. Горбачевич. Словарь эпитетов русского литературного языка – Санкт-Петербург : Норинт, 2001. 




Приложение 2



Примерный образец лексического разбора слова

Вся комната янтарным блеском озарена.

Слово янтарный употребляется здесь в переносном значении. 1.Сделанный из янтаря – окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье. 2. Перен. Золотисто-желтый, цвета янтаря. Янтарное зерно пшеницы».

К слову янтарный, употребленному в переносном значении, можно подобрать синонимы: золотой, золотистый, золотисто-желтый.

В строке из стихотворения А.С. Пушкина ни один из этих синонимов не мог заменить слово янтарный,  которое удивительно точно передает то особенное освещение, которое бывает в морозный солнечный день, и восприятие автором изображаемой обстановки.

В переносном значении янтарный употребляется в произведениях художественной литературы.

Прилагательное янтарный образовано (с помощью суффикса -н-) от имени существительного янтарь, которое является заимствованным словом.

(Из учебника для 5-го класса).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!