СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"»

Урок русского языка по теме:

«Имена существительные собственные и нарицательные»

I. Обучающие цели.

Знания: расширить знания учащихся об имени существительном как части речи, его роли в русском языке; закрепить отличия собственных от нарицательных;

Умения: формирование умения строить собственные высказывания;

Навыки: продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

Развитие речи: совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (фронтальный опрос, беседа с учителем, монологический ответ); чтение (поисковое); слушание (критическое слушание друг друга и слушание грамотной речи учителя на уроке).

II. Развивающие цели.

Развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;

Совершенствовать культуру речи учащихся;

Развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

Формирование самооценки учебной  деятельности.

III. Воспитательная цель.

Привитие интереса к дисциплине, воспитание способности понимать и воспринимать материал.

Методы: прием рефлексивной деятельности, метод конкретного обсуждения новых знаний, метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций.

Оборудование на уроке: учебник, наглядные и раздаточные материал

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Целеполагание.

IV. Объяснение нового материала.

V. Закрепление изученного.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.





Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

II. Актуализация знаний

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?














- Все верно, молодцы!

На доске представлена схема, давайте ее дополним. Здесь представлены признаки существительного. Но чтобы ее заполнить, давайте вспомним, какие признаки существительного вы знаете? Попробуем догадаться, что зашифровано здесь.


Имя существительное

(ученица, Светлана)

… (кто? что?) …(1,2,3) ..(женский, .. (ед, мн..)

мужской,

средний)

III. Целеполагание.

- А сегодня мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного – нарицательность. Запишите в тетрадях дату и тему урока: «Двадцать первое февраля. Имена существительные собственные и нарицательные».

IV. Объяснение нового материала.

На доске записаны слова:

стихи, Пушкин, Волга, река, Ульяновск, Россия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?



– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради. По какому принципу вы распределяли слова?

- Какие еще есть варианты? Вокруг нас огромное множество предметов: деревьев, людей, городов, книг, животных. Деревьев много, и они различны, но все-таки о каждом мы говорим - это дерево. Так, словом книга мы называем любую книгу, хотя могут отличаться содержанием и размерами. 
Словом стол называются все столы, какие бы они ни были: и письменный, и кухонный. И все это однородные предметы.

Такие существительные называются нарицательными. 

Кто может назвать пример нарицательных существительных? 

Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. 
Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. А самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга.
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными. 

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова о большой букве. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? Кто что запомнил?







- У вас на столах лежит памятка, в которой вы можете посмотреть, что обозначают существительные собственные и нарицательные. (см. рабочий лист) Запомните, что имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, заводов, фабрик не только пишут с большой буквы, но и заключают в кавычки: газета «Мозайка».

V. Закрепление изученного

- Давайте с вами потренируемся и попробуем выписать из текста имена собственные. (см. рабочий лист)

Кто может прочитать текст?

БАЙКЕ О ЩУКЕ ЗУБАСТОЙ

(Русская народная сказка)

В ночь на Иванов день родилась в реке Шексне щука очень зубастая. Лещи, окуни, ерши – все собрались поглазеть на неё и дивовались такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам. И стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей и окуней полавливать. Только косточки хрустят на зубах щуки зубастой. Собралась мелкая рыбица, и стали все думу думать.

На совет пришёл и Ёрш Ершович и сказал:

- Послушайте, что я буду говорить. Не житьё нам, переберемся лучше в мелкие речки.

С тех пор в Шексне стало мало мелкой рыбы. Много наделала щука хлопот, но потом и сама несдобровала, попалась на крючок.

Рыбак сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная щука!

- Чему учит эта сказка? Какую пословицу можно к ней подобрать? ( Не рой другому яму, сам в нее попадешь)

- Запишите предложение.

«Байка о щуке зубастой» напечатана в сборнике Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки».

Давайте попробуем объяснить написание имен собственных.

- Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки?

Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, коренной (М,м)осквич, кинотеатр (С, с)лава, громкая (С,с)лава, завод (С, с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.

- Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

За моим окном стоит золотая Осень. Я очень люблю это Время года. В Октябре всегда бывает Франкфуртская книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу Сказки на Русском Языке.

- Диктант.

Сказка «Красная шапочка», Екатерина Ивановна, Казахстан, кинотеатр «Звезда», свежий номер «Российской газеты», Иван Петрович Лисичкин, Лизина кукла, река Волга, город Грозный.

VI. Подведение итогов.

Что нового мы сегодня узнали?

Какие существительные называются собственными?

Как они пишутся?

Какие существительные называются нарицательными?

VII. Домашнее задание







- Приветствие учителя.




- Имя существительное.

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду и изменяются по падежам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.



- Род, одушевленность, число, падеж, склонение..












- Ученики делают записи в тетрадях.







- Имени существительному.





- Написанием..













- Примеры учеников



































- Они обозначают - имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
- ставится в начале сроки;




- Работа с памяткой


















- Один из учеников читает текст
















- Комментированное письмо, один ученик выполняет упражнение у доски.

















- Ученики пишут диктант на листочках.














































Памятка



Запомните!

Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, заводов, фабрик не только пишут с большой буквы, но и заключают в кавычки.

Например: газета «Мозайка», сказка «Красная шапочка», кинотеатр «Люмьер».












Приложение

Задание 1. Выписать имена собственные.

БАЙКЕ О ЩУКЕ ЗУБАСТОЙ

(Русская народная сказка)

В ночь на Иванов день родилась в реке Шексне щука очень зубастая. Лещи, окуни, ерши – все собрались поглазеть на неё и дивовались такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам. И стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей и окуней полавливать. Только косточки хрустят на зубах щуки зубастой. Собралась мелкая рыбица, и стали все думу думать.

На совет пришёл и Ёрш Ершович и сказал:

- Послушайте, что я буду говорить. Не житьё нам, переберёмся лучше в мелкие речки.

С тех пор в Шексне стало мало мелкой рыбы. Много наделала щука хлопот, но потом и сама несдобровала, попалась на крючок.

Рыбак сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная щука!

Задание 2. Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки?

Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, коренной (М,м)осквич, кинотеатр (С, с)лава, громкая (С,с)лава, завод (С, с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.

Задание 3. Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

За моим окном стоит золотая Осень. Я очень люблю это Время года. В Октябре всегда бывает Франкфуртская книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу Сказки на Русском Языке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!