СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное. Обобщающий урок»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке материал для повторения, обобщения по теме "Имя существительное. Обобщающий урок"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное. Обобщающий урок»»

Урок русского языка в 5 классе «Имя существительное. Обобщающий урок»

Автор: Зиганурова Гульнара Магарифовна

МБОУ СОШ имени А.Абдуллина с.Дюмеево

Тип урока: урок обобщение.

Цели урока:

- повторить и систематизировать знания обучающихся по развитию речи и культуре речи;

-научить видеть и исправлять грамматические ошибки;

-повторит орфографические правила, изученные по данной теме



Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята!

Проверьте, всё ли необходимое вы приготовили к уроку. Чтобы урок прошёл с пользой вам надо:

- внимательно слушать учителя;

- стараться отвечать на вопросы полным ответом;

- чётко проговаривать слова.

А урок мы начнём с просмотра небольшого клипа. Внимание на экран (Клип «Зимняя сказка» Таривердиева).

- Что вы увидели, ребята, на экране?

- Какое это время года? Вы любите зиму?

- За окном декабрьский день, так всем нам хочется тепла и света. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и подарите свою солнечную улыбку, пожелайте друг другу удачи на уроке. А я желаю удачи вам!

II. Актуализация знаний.

- Сначала мы с вами, ребята, проведём разминку. Выполним мини-тест. Внимательно смотрим на экран. Называем правильный вариант ответа

1. Выберите приставку:

Несколько дней стреляли бе…прерывно

А. Бес- Б. Без-

2. Выберите приставку:

Наутро решили ра…бить крепость

А. Рас- Б. Раз-

3.Выберите пропущенную букву:

Капюш…н, ш…мпол, ш…в, ш…ссе.

А. О Б. Ё

4. Какая буква пишется в окончаниях существительных после Ц:

А. И Б. Ы

5. Какая буква пишется в словах:

Позиц…я, акац…я, ситуац…я

А. И Б. Ы.

III. Постановка учебной задачи.

-Прочитайте, ребята, стихотворение Льва Успенского. О чём идёт речь в стихотворении? О какой части речи?

Земля вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи никак не проживёшь!

Лев Успенский

- Правильно, об именах существительных

-Какую часть речи мы с вами изучали?

- Давайте, сформулируем тему сегодняшнего урока.

-Правильно, ребята. « Имя существительное. Обобщающий урок». Открыли тетради, запишем дату и тему урока.

-Какие цели поставим перед собой?

-систематизировать и обобщить знания по теме « Имя существительное»

- проверить, усвоена ли тема «Имя существительное»

IV.Работа по теме урока.

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание Ветвицкого : «Существительное – дирижёр грамматического оркестра».

-Что такое оркестр?

-А кто такой дирижёр?

-Давайте по толковому словарю найдём определение этих слов.

(Учащиеся находят определения слов, читают).

-Сейчас вы послушаете сообщение, из которого узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное. (Слушают сообщение ученицы).

Посмотрите, ребята, на экран и прочитайте несколько строк из стихотворения Афанасия Фета.

-Что вы заметили? (Нет глаголов)

-Лев Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Можно сделать вывод, что с помощью существительных «нарисовать» картину природы, портрет и др.

-А теперь ответим на несколько вопросов:

-Какая часть речи называется именем существительным? ( Учащиеся дают определение).

-Что вы знаете об этой части речи? Что узнали о склонении, роде имён существительных?

- Я раздаю вам карточки. Вам надо выписать только имена существительные, распределить их по группам. Сколько вариантов группировки можете предложить? ( 3 группы) . У доски работают 3 ученика.

Существительные общего рода Разносклоняемые Несклоняемые

Молодцы, ребята. А теперь, все дружно встали и немножко отдохнём ( физминутка).

-Открыли учебники, страницу 162. Упражнение 315. Прочитаем задание и выполним.

- Перед тем как отправиться в небольшое путешествие , ребята, вспомним правило.

-Как различить на письме суффиксы –ик, -ек?

-Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик ( -щик)

-Как определить, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?

Молодцы, ребята. Готовы к путешествию с лингвистическими колобками? Главное- сесть в нужный кораблик, чтобы не утонуть!. (На экране кораблики, в каждом из них вопрос, надо правильно решить).

- Вспомним следующее правило. Как пишется имя существительное с частицей НЕ? Слитно или раздельно? Когда слитно, а когда раздельно?

- Следующее задание выполним в тетрадях письменно. Я вам раздаю карточки с заданиями.

1. Самой дорогой для человека святыней является не….зависимость Родины.

2 Не…счастье помогло в открытии, а настойчивость и упорство.

3. Не…нависти можно положить конец только любовью.

4. Не…удача пробный камень настойчивости и железной воли.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы. Выводы.

V. Обобщение.

-А теперь, ребята, подведём итоги. Проверим, как вы усвоили тему «Имена существительные». Обобщим.( На слайде тест)

- Составим синквейн.

Имя существительное

Полезное, нужное

Помогает, называет, украшает

Речь невозможна без него

Часть речи.

-Молодцы, ребята! (выставление оценок)

-Запишите домашнее задание.

1) выполнить упражнение 317;

2) написать мини- сочинение на тему «Зимний вечер».

- Желаю удачи! До свидания!


Литература: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов .-Русский язык: 5 класс, 2023г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!