Гафурова И.И.
Тема | Буквы –З и –С на конце приставок |
Цель | Научить использовать правило выбора согласного на конце приставок на –з, -с |
Задачи | Образовательные: знать способ действия при выборе з-с на конце приставок. Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения Развивающие: развивать умение выделять морфемы в словах, продолжить развитие умения анализировать, определять орфограммы в словах |
Формируемые УУД | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование мотивации к учению Предметные: научить выделять приставки, делить их по видам орфограмм, отрабатывать орфографические навыки Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, формирование читательской грамотности. |
Основные понятия | Морфема, приставка, морфемный разбор, орфограмма, глухие и звонкие согласные |
Ресурсы: - основные - дополнительные | ПК учителя; учебник «Русский язык», 5 класс, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.; рабочая тетрадь; программное обеспечение; Раздаточный материал с моделью ответа, тексты с заданиями, листы оценивания |
№ п/п | Этапы реализации | Задачи этапа | Содержание учебного материала | Формы организации работы | Методы обучения | Обратная связь и измерители | Время в минутах |
1 | Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке | Приветствие. Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. | фронтальная | словесный | Наличие на столах учебника, тетради, ручки, карандаша. | 2 мин |
2 | Актуализация изученного | Мотивировать учащихся к познавательной деятельности, повторить материал по теме «Морфемика» | Игра «Четвертый лишний» - Подорожник, подосиновик, подоконник, подберезовик - Яблоко, далеко, легко, низко - Горец, молодец, холодец, огурец (Слова записать на доске) 2. Распределительный диктант Запишите в два столбика слова с неизменяемыми и изменяемыми приставками Сделать, раздаваться, потрясти, провинился, безвкусный, отдаление, расписание, бесшумный, сокращение, испечь. | Индивидуальная, фронтальная | Словесный, наглядный, игровой | Работа 1-2 учащихся на доске, остальные в тетради | 3 мин. 5 мин. |
3 | Постановка учебной задачи | Настроить обучающихся на изучение данной темы | - На какие согласные заканчиваются изменяемые приставки? (-з/-с) - От чего зависит выбор согласного в приставке? | фронтальная | словесный | Ответы на вопросы | 2 мин. |
4 | Подготовка к восприятию новой темы | Повторить понятия, необходимые для изучения новой темы | - Приведите примеры глухих согласных. - Приведите пример звонких согласных. - Приведите пример сонорных согласных. Как вы думаете, какой согласный пишется перед ними? | фронтальная | словесный | Ответы на вопросы | 2 мин. |
5 | Объяснение нового материала | Изучить теоретический материал учебника: условия выбора согласного в приставках на –з/-с | Чтение теоретического материала на с. 30 | фронтальная | словесный | Работа с учебником | 1 мин. |
6 | Первичное закрепление нового материала. Включение новых знаний в систему знаний | Закрепить умение выбирать согласный в приставках на –з/-с. Формировать читательскую грамотность учащихся | Тренировочные упражнения Упр.437 Взаимопроверка по модели ответа. На доске записаны критерии оценивания: «5» - 0 ош. «4» - 1-2 ош. «3» - 3-4 ош. «2» - 5 и больше ош. (упр.438) Работа с текстом (Водопад) Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном восхищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе. - Найдите слова с изученной орфограммой, графически обозначьте ее. - Определите тему текста и озаглавьте его. - Определите основную мысль текста. - Почему в безоблачные дни водопад особенно нравится путешественникам? - Составьте предложение, которое могло бы продолжить текст. Самопроверка под руководством учителя. Оценивание данной работы. Синтаксическая работа. 1 вариант: Ласковым словом и камень растопишь. 2 вариант: Бездонную бочку водой не наполнишь. 2 учащихся у доски, остальные проверяют по доске | Индивидуальная, парная, фронтальная | Словесный, практический | Работа с учебником, работа с текстом по карточкам, взаимопроверка, оценивание | 20-25 мин. |
7 | Рефлексия. Оценивание | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. оценить результаты собственной деятельности | Как выбрать согласный в приставках на –з/-с? Как вы оцените свою работу на уроке? Заполнение листка оценивания Ф.И. | Упр. 437 | | Работа с текстом | | Синт. разбор | | Итоговая оценка | | | | | | 2-3 мин. |
8 | Домашнее задание | | п.83, изучить, выписать слова в рамках в словарики, упр.440, с.30 – по заданиям, по желанию – упр.443, с.31 | | | | Мин. |