учитель начальных классов
Хрунина Наталия Валерьевна
21.10.2019
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока : «Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов»
(Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Цель: поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.
Тип урока: постановка учебной задачи
Задачи:
Закрепить умения проверять ОСП в окончаниях существительных и прилагательных;
Сформулировать вопрос о необходимости проверки орфограммы слабой позиции в личных окончаниях глагола;
Распространить фонематический принцип письма на орфограммы в окончаниях слов, называющих действия
Обозначить содержание блока уроков по теме “Личные окончания глаголов”;
Развивать умение ставить и формулировать проблему;
Развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: письма, чтения, слушания, говорения;
Формировать умение работать в парах, в группе;
Развивать умение творчески мыслить, отстаивать свою точку зрения, вести диалог;
Развивать навыки самооценки, самоконтроля
Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
-уметь проверять ОСП в окончаниях существительных и прилагательных известными способами;
-понять необходимость новых знаний для проверки личных окончаний глаголов;
-сформулировать проблему проверки окончаний глаголов,
-самостоятельно разграничивать область знания и незнания;
-уметь работать в парах, в группе;
-уметь оценивать себя и одноклассников.
-меть вести диалог, слушать и слышать собеседника;
-понимать необходимость применения полученных знаний.
Личностные:
-положительная мотивация к овладению законами и правилами русского языка;
-способность ставить цели в изучении языковых норм;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
-способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
-развитие исследовательских учебных действий,
-умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы для её преодоления;
-умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения, стремление к более точному выражению своей позиции;
-умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
Раздаточный материал: карточки, для индивидуальной работы, работы в группах, листы самооценки, листы А 4, маркеры.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивация (3мин) | Ребята, проверьте готовность к уроку. Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака). Какое общее грамматическое значение у слов, построенных по модели названия признака? (Общее грамматическое значение – обозначение признака предмета) Какое общее грамматическое значение у слов, построенных по модели названия предмета? (Общее грамматическое значение – обозначение предмета). На правой части доски – схема для прилагательного, на левой - для существительного. Детям предлагается дополнить схемы. Кто считает, что он умеет различать предметы, признаки и состояния? Давайте проверим. Работа | Демонстрируют знание общих грамматических работ существительного и прилагательного. | Уметь строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов. |
2 | Создание ситуации успеха. Актуализация Знаний. (7мин) | У.: Посмотрите на слайд. (На доске записано стихотворение:) 1)Прыгает по вырубке белый заяц. 2)Заяц зимой белый. 3) Снег в лесу поражает своей белизной. 4) Белеют в темноте сугробы снега. У.: Кто может сформулировать задания? Д.: Сначала нужно отгадать, что это. Потом проверить ОСП и записать. А затем можно обменятся тетрадями и проверить. Можно, чтобы те. Кто выполнит задание первыми, заполнили пропуски на доске, а остальные будут задавать им вопросы. В ходе фронтальной беседы учащиеся отвечают на эти и другие вопросы одноклассников, полностью разворачивая способ проверки. Учитель акцентирует внимание на той части основного орфографического правила, в которой говорится: «… в той же значимой части слова» У.: Теперь откройте тетради, запишите число. Классная работа. Запишите загадку без пропусков. Проверьте работу друг друга. Поднимите руки те дети, чей сосед справился с заданием без ошибок. Какие вопросы вы задавали друг другу при взаимопроверке? Д.: как ты проверял? Почему ты выбрал эту букву? Что нужно сделать в первую очередь, чтобы проверить орфограмму слабой позиции. Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять? | Д.: Сначала нужно отгадать, кто это. Потом проверить ОСП и записать. А затем можно обменятся тетрадями и проверить. Можно, чтобы те. Кто выполнит задание первыми, заполнили пропуски на доске, а остальные будут задавать им вопросы. В ходе фронтальной беседы учащиеся отвечают на эти и другие вопросы одноклассников, полностью разворачивая способ проверки. Учитель акцентирует внимание на той части основного орфографического правила, в которой говорится: «… в той же значимой части слова» | Уметь проверять орфограммы слабых позиций разными способами. Способность к самоконтролю, самооценке. Уметь строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов. |
3 | Создание ситуации интеллектуального конфликта (12 мин) | У.: Кто хочет проверить ещё несколько слов? Сам Самыч решил проверить вашу смекалку и зашифровал строчку из очень известного произведения А.С.Пушкина. Некоторые слова он заменил синонимами или антонимами, или имеющими что-то общее. Расшифруйте зашифрованное предложение: И вечером и утром собака безграмотная ещё бегает по шнурку квадратом. Д.: (улыбаются и расшифровывают): И днем и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом. У.: Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? Д. : Это строчки из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Робот Сам Самыч, читая это произведение наткнулся на странную орфограмму. Давайте посмотрим сюжет. ( Просмотр медиаресурса http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800200c9a66/view/ ). Один ребенок пишет на доске: И днем, и ночью кот ученый все ход_т по цепи кругом. Почему пропустили букву в слове «ход_т?» Д.: Потому, что здесь звук в слабой позиции. У.: Но ведь вы только что проверили ОСП и показали, что у вас это получается хорошо. Д.: здесь совсем другая ситуация. Здесь слабая позиция в окончании 3действия, а мы её проверять не умеем. | Дети разгадывают зашифрованное предложение. Смотрят фрагмент медиареурса «образовательной коллекции» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800200c9a66/view/ ). Анализируют ситуацию. Делают выводы. | Прогнозировать — предвосхищать результат уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Корректировать — вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Выдвигать гипотезы и их обосновывать, анализировать. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий. |
4 | Постановка частной задачи (5 мин) | У.: С какой проблемой мы столкнулись? Д.: Как проверить ОСП в окончании слов, называющих действие? Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос. Проблема фиксируется на доске в виде модели: Это тема сегодняшнего урока. | Дети формулируют проблему. Фиксируют её на доске в виде схемы. | Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Ставить и формулировать проблему. Умение работать в парах, в группе. |
5 | Физкультминутка | Чтобы хорошо поработать давайте настроимся. Проведем физкультминутку с использованием глаголов. Если слово называет действие - шагаете, если нет- стойте. | Дети выполняют упражнения по счёт. | Положительная мотивация на здоровый образ жизни. |
6 | Анализ условий (7 мин) | У.: Как мы будем действовать дальше? Д.: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке ОСП в окончаниях слов, называющих предметы и признаки. По основному орфографическому правилу. У.: Изобразите ваше предложение в виде модели. Групповая работа. На доске появляется модель: Д. (комментируют модель) Нужно подобрать слово-действие, чтобы его окончание было в сильной позиции и имело такую же работу (или такое же грамматическое значение). У.: Молодец! Это очень важно. Теперь подберите необходимые для проверки слова. Давайте это сделаем в группах. Работайте, у вас есть три минуты ( Все слова, подобранные детьми записываются на доске и в тетрадях. На доске появляется запись: Идет, поёт, кричит, шьёт, бежит, говорит, бьёт, молчит, плывет, спит.) Д.:Ну вот, подбирали, подбирали, а толку никакого. В некоторых словах –ет, значит нужно писать Е. А в некоторых словах –ит, значит нужно писать и. Вы совершенно правильно заметили. На какие группы можно разделить имеющиеся глаголы? Д.: На две группы. В первой группе будут слова- действия с окончанием –ит в сильной позиции, в другой – с окончанием – ет в сильной позиции. У.: Давайте запишем слова по группам. Запись на доске принимает такой вид: Ход_т идёт поёт шьёт бьёт плывёт | спит молчит говорит бежит кричит | Д.: А может быть это два разных набора? У.: Может быть. Надо разобраться. Давайте восстановим, какую задачу мы решаем. | Работа в группах. Результаты работы дети представляют у доски. У каждой группы есть листы А4, маркеры, Дети выбирают роли, договариваются о плане работы, составляют модели. Дети комментируют модель. Повторяют основное орфографическое правило. Работают в тетрадях, записывают слова столбиком. Восстанавливают учебную задачу. | Уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Планировать— определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Составлять план и последовательность действий; Владеть навыками самоконтроля и самооценки. Уметь работать в парах, в группе. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий. Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы; |
7 | Итоговая рефлексия (5 мин) | Д.: Мы пытаемся найти способ проверки орфограмм слабой позиции в окончаниях слов, называющих действия. У.: нам удалось это сделать? Д.: нет. Мы столкнулись ещё с одной проблемой. У нас есть два варианта проверки. Мы не знаем, какой выбрать. Да. У нас получилось два выбора. У.: Может, мы что-то не так делаем? Д.: Кажется, мы все делаем правильно. Мы действуем по закону русского письма. Мы подобрали слова с таким же окончанием, но только в сильной позиции. Но у нас получились два набора разных окончаний. Мы не проверили! Значит с этим надо разобраться завтра. У.: Давайте зафиксируем в модели, что нам удалось сделать сегодня. Дети дополняют модель, которая появилась в начале урока. | Дети рассуждают, анализируют ситуацию. Строят логическую цепь рассуждений. Фиксируют наблюдения с помощью модели на доске. | Контролировать и оценивать правильность собственной и чужой мысли. Строить логическую цепь рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Подводить итог работы. Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы; |
8 | Самооценка (2 мин) | Над какой темой мы сегодня работали? Давайте оценим качество своей работы с помощью оценочных листов. Каждый про себя подумает, над каким умением вам еще надо поработать на следующем уроке, чтобы результат был еще лучше. | Дети делают выводы, обобщают. Дети заполняют лист самооценки. | Уметь формулировать проблему, делать выводы. Уметь оценивать качество работы над темой, аргументировать свою оценку. Ставить учебную задачу на будущее. Самоконтроль, самооценка. |
9 | Домашнее задание ( 2 мин) | Упр.222, доп. р/т 12, желающие – доп. задание по карточкам. | Записывают домашнее задание в дневники. | Самостоятельная работа. |
Информационные источники
В.В.Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В.Восторгова, - Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы В 2-х частях-М.: Вита-Пресс, 2012.
Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
Матвеева е.И. Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др. под ред. А.Б.Воронцова. –М.: Просвещение, 2011
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b35416-888d-11db-b606-0800200c9a66/view/
Приложение
Физкультминутки
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» - и жестом показывают нужное движение (действие).
– Как живешь? - Вот так! (Показывают большой палец.)
– Как идешь? - Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
– А бежишь? - Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
– Ночью спишь? - Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
– Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
– А даешь? - Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
– Как шалишь? - Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
– А грозишь? - Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)