СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, писать ь в глаголах 2-го л. ед. ч., а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го л. ед. и мн. ч.) и графически объяснять выбор написаний.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом"»


Тема: Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

Цели:

– развитие умения правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, ь в глаголах 2-го л. ед. ч., а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го л. ед. и мн. ч.) и графически объяснять выбор написаний.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


  1. Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

2. Языковая разминка.

1. Запись под диктовку.

Тёплые деньки кончились, теперь начнутся холода.


2. Обозначение изученных орфограмм.

3. Синтаксический разбор предложения.

4. Выписать глаголы и указать их форму.

(Кончились – прош. вр., мн. ч., возвратный; начнутся – буд. вр., мн. ч., возвратный.)

– Запишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Выделите суффиксы, которые образуют возвратную форму.

3. Проверка домашнего задания

1. – Посмотрите на схему на слайде (доске).


– Расскажите, какую информацию сообщает схема.

– Какое действие обозначают глаголы в возвратной форме?

2. – Опираясь на схему с -ться и -тся (составленную на предыдущем уроке), расскажите правило написания глаголов с этими сочетаниями.

3. Чтение песенки (упр. 156, «Дидактический материал»).

– Какой способ проверки наличия или отсутствия ь в сочетаниях -тся, -ться предлагается в песенке?

– Какой ещё способ проверки вам известен?


4. Выборочный диктант.

Учитель читает предложения, I вариант записывает глаголы с сочетанием -тся (без мягкого знака), а II вариант – с -ться (с мягким знаком).

Он за всё берётся, да не всё удаётся. Будешь трудиться, будет и хлеб водиться. Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.












– Прочитайте предложение из знакомого произведения (предложение выводится на слайде). Вспомните автора этих строк.

– Как напишете слова с пропущенными буквами?

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихон_ку поднесёш_ ко рту и вып_еш_ росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажет_ся. (Л.Н. Толстой)

– Какую роль выполняет ь в словах?

– Назовите глаголы, в которых в конце вы напишете ь. Определите лицо и число этих глаголов.

– Что вы уже знаете о правописании глаголов 2-го лица единственного и множественного числа?

– Сегодня мы продолжим работу с этой орфограммой.

– Какие вопросы можно задать к теме урока?

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.


III. Открытие новых знаний.


Работа в учебнике.

1. Упр. 277 – совершенствуется умение находить в тексте глаголы с изученными орфограммами.

Выполняется коллективно по заданию.


В окончаниях глаголов 1-го столбика две орфограммы: буква безударного гласного в личном окончании глагола и ь после буквы шипящего в конце глаголов 2-го лица единственного числа.

2. Чтение правила в рамке (с. 97).

Вопросы после чтения:

– Как называется орфограмма? (Буква ь после буквы шипящего в глаголах 2-го лица единственного числа.)

– Как она обозначается?

– Запишите два глагола с этой орфограммой и обозначьте её.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


IV. Развитие умений.


Работа в учебнике.

Упр. 278 – развивается умение писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов и букву ь в глаголах 2-го л. ед. ч., графически обозначать орфограмму.

Выполняется под руководством учителя.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.



– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?


4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


V. Итог урока.



Покажите в виде схемы то главное, что изучалось на уроке.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?









VI. Домашнее задание.

1. Упр. 279.

2. Составить таблицу «ь в окончаниях и суффиксах глаголов».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!