Ι. Актуализация знаний. | Организационный момент. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 2. Языковая разминка. 1. Запись под диктовку. Тёплые деньки кончились, теперь начнутся холода. 2. Обозначение изученных орфограмм. 3. Синтаксический разбор предложения. 4. Выписать глаголы и указать их форму. (Кончились – прош. вр., мн. ч., возвратный; начнутся – буд. вр., мн. ч., возвратный.) – Запишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Выделите суффиксы, которые образуют возвратную форму. 3. Проверка домашнего задания 1. – Посмотрите на схему на слайде (доске). – Расскажите, какую информацию сообщает схема. – Какое действие обозначают глаголы в возвратной форме? 2. – Опираясь на схему с -ться и -тся (составленную на предыдущем уроке), расскажите правило написания глаголов с этими сочетаниями. 3. Чтение песенки (упр. 156, «Дидактический материал»). – Какой способ проверки наличия или отсутствия ь в сочетаниях -тся, -ться предлагается в песенке? – Какой ещё способ проверки вам известен? 4. Выборочный диктант. Учитель читает предложения, I вариант записывает глаголы с сочетанием -тся (без мягкого знака), а II вариант – с -ться (с мягким знаком). Он за всё берётся, да не всё удаётся. Будешь трудиться, будет и хлеб водиться. Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы. | – Прочитайте предложение из знакомого произведения (предложение выводится на слайде). Вспомните автора этих строк. – Как напишете слова с пропущенными буквами? Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихон_ку поднесёш_ ко рту и вып_еш_ росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажет_ся. (Л.Н. Толстой) – Какую роль выполняет ь в словах? – Назовите глаголы, в которых в конце вы напишете ь. Определите лицо и число этих глаголов. – Что вы уже знаете о правописании глаголов 2-го лица единственного и множественного числа? – Сегодня мы продолжим работу с этой орфограммой. – Какие вопросы можно задать к теме урока? Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и группе. |
III. Открытие новых знаний. | Работа в учебнике. 1. Упр. 277 – совершенствуется умение находить в тексте глаголы с изученными орфограммами. Выполняется коллективно по заданию. В окончаниях глаголов 1-го столбика две орфограммы: буква безударного гласного в личном окончании глагола и ь после буквы шипящего в конце глаголов 2-го лица единственного числа. 2. Чтение правила в рамке (с. 97). Вопросы после чтения: – Как называется орфограмма? (Буква ь после буквы шипящего в глаголах 2-го лица единственного числа.) – Как она обозначается? – Запишите два глагола с этой орфограммой и обозначьте её. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
IV. Развитие умений. | Работа в учебнике. Упр. 278 – развивается умение писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов и букву ь в глаголах 2-го л. ед. ч., графически обозначать орфограмму. Выполняется под руководством учителя. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? | 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |