СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 4 классе "Обобщение знаний о составе слова, Разбор слова по составу"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу"»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

«Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу»

Цели:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова;

- проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание;      

- развивать  умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

- расширение кругозора и обогащение речи;

Воспитательные:

- прививать  интерес к предмету;

- воспитывать  у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умения различать значимые части слова; разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора слов по составу; применять правила проверки изученных орфограмм; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУДформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Ход урока:


I. Организационный момент

II. Постановка задачи

Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну

Морфемика.

Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня

посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

Вы готовы к этому?

На чем мы отправимся по океану?

Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш

бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.


III. Работа по теме урока

1.Минутка чистописания.


Соединение букв мор, ма, фе. Написание слова морфема


2. В стране Морфемике живут части слова.

Догадайтесь, какой первый островок?


С чего начнем, друзья, урок?

Нас приглашает окончание?

И у него для нас задание?

А что такое окончание?

(Ответы детей)


- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

(Рассказ детей о нулевом окончании.)


- Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.

- Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

- Жители острова «Окончание» задали вам задачу.


В, гости, хорошо, а, дом, лучше.


- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица

- Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении?

( Ответы детей и составление пословицы)

Выделите те части слова, которые помогли связать слова. Повторение видов предложения по цели высказывания и по интонации.

Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

Запишите в тетрадь эту пословицу.

Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу.

( Работа в тетради)

А как вы понимаете эту пословицу?

( Ответы детей)

Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.


3. Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

- Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

- Что такое корень слова?

(Ответы детей)

- А вот и новая задачка от местных жителей. От данных слов образуйте однокоренные слова.

1 ряд: Лень – (ленивый, леность, лентяй.)

2 ряд: Боль- (больной, заболеть, переболеть.)

3 ряд: Соль –( соленый, посолить, пересолить.)

Что такое однокоренные слова?

Запишите эти слова и выделите корень.

( Работа в тетради)

ФИЗМИНУТКА


4. А теперь глаза закрыли!

С вами дальше мы поплыли.

Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?


«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

- Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

( Ответы детей)

Почему так решили?

Что такое приставка?

А вот и следующее задание от островитян.

О бразуйте новые слова с приставками.









Какие слова получились?

Запишите их в тетрадь и выделите приставку.

( Работа в тетради парами)

Молодцы, и с этим заданием вы справились!


5. Продолжается наше путешествие.

Закрыли глаза.

Мы приближаемся к следующему острову.


Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?


Почему вы так решили?

А что такое суффикс?

(Ответы детей)

Давайте поиграем!

Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.


( Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.)


При помощи какой части слова образовались эти слова?

Какой оттенок дал слову суффикс?

(Ответы детей)

Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

( Работа в тетради)


6. 4 человека работают по карточкам. Разбирают слова по составу.

7. Шарады.

А) Корень тот же, что и в слове сказка.

Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

Приставка та же, что и в слове расход.

РАССКАЗЧИК

Б) Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же в дневнике я в журнале.

ОЦЕНКА

8. Загадки.

А) Вот по кругу друг за дружкой

Ходят дружно две подружки

Не толкаясь, не мешая

Быстро движется большая.

СТРЕЛКИ

Б) Покружилась звёздочка в воздухе немножко

Села и растаяла на моей ладошке.

СНЕЖИНКА

9. «Сенквейн» к слову снежинка.

1.Снежинка

2.Белая , пушистая, холодная.

3.Летает. спускается, кружится, танцует.

4.Лёгкая как пушинка.

5.Посланница земли.

Повторение частей речи.

Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки?

(Ответы детей)

Молодцы, справились и с этой задачей!

IV. Итог урока

Вот мы и вернулись домой.

Мы повторили все, что знали о частях слова.

  1. А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном

разборе слов по составу.


Горка, полет, слово, садик, расписка.

( Работа в тетради)


2.Составьте новые слова, используя выделенные части данных

слов. (Устно)











Молодцы, ребята! Вы показали, чему научились!

Что вам понравилось на уроке?

А что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить?

Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселым.

V.Оценивание учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!