СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Имя прилагательное. Закрепление и обобщение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное. Закрепление и обобщение"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Имя прилагательное. Закрепление и обобщение»»

Урок русского языка в 3 классе.


Тема: «Имя прилагательное. Закрепление и обобщение»


Цели:

Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках (роде, числе и падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, антонимах, о словообразовании имён прилагательных.


Развивающие: развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, формирование орфографической зоркости, речевой культуры.


Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств, любви к знаниям, русскому языку.



Ход урока:

1. Орг. момент:

- Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. На нашем уроке будут присутствовать гости, которые будут очень внимательно за вами наблюдать.

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, 19 марта, классная работа.

-Я сегодня пришла не одна. Отгадайте загадку:

Дева красная пришла,

Цветов много принесла. (Весна) Слайд 1. (звучит музыка)

- Послушайте стихотворение (читает ученица)

Снег на полях растаял,

Тёплые ветры шумят,

Птиц беспокойные стаи

Солнцу навстречу летят.

Рек полноводных кипенье,

Тонких берёз белизна.

Это весны день рождения –

В гости пришла к нам весна!

- Какие части речи помогают ярко и образно представить весну – красавицу? (Имена прилагательные)

- Какие эпитеты можно подобрать к слову весна? Слайд 2 - 3.( Эпитет – это определение, придающее образность или эмоциональность слову ли выражению и подчёркивающее один из признаков предмета)

(Прекрасная, красавица, душистая, молодая, ранняя, цветущая и т. д.)


2. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, на нашем уроке пойдёт речь об имени прилагательном. Мы повторим всё, что знаем об этой части речи. А поможет нам в этом весна – красавица и её первый вестник – цветок.

На полянке рос цветок

Цветик-восьмицветик

Дунул ветер озорной,

Лепестки унёс с собой,

А потом их разбросал

По лесной полянке,

Средь травинок и цветов,

В углубленья, в ямки.


- Я их все собрала, но без вашей помощи мне их на место не вернуть, цветик-то волшебный. Если мы вспомним всё, что вы изучали про имя прилагательное, как про часть речи, то цветик-восьмицветик мы сможем собрать.


А пока грустит, вздыхая,

Серединка от цветка.


3. Актуализация знаний. Слайд 4 - 5.

  • Что называется именем прилагательным?

  • Как изменяется имя прилагательное?

  • Каким членом предложения является имя прилагательное?

  • Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

( Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

Имя прилагательное изменяется по падежам, по числам, а в единственном числе – по родам и зависит от имени существительного.

Прилагательные в предложении чаще всего являются определением)

Возвращается 1 лепесток.


4. Упражнения в чистописании. Слайд 6 -7.

- Спишите слоги, составьте слова. Определите части речи.

Вес, сол, на, крас, ный, неч, пре, ная. (Весна, солнечный, прекрасная.)

- Какое слово лишнее? Почему? Докажите, что слова солнечный и прекрасная – прилагательные. Определите их род. ( Какой? солнечный – м.р., какая? прекрасная – ж.р.)

Возвращается 2 лепесток.


5. Словарно – орфографическая работа. Развитие речи. Слайд 8 – 9.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

б … рёзовая

ро … кий

дли … ые

в … се … ее

- Чем похожи все эти слова? Какое лишнее?

Возвращается 3 лепесток.

- К данным именам прилагательным подберите и запишите подходящие по смыслу имена существительные. Определите род прилагательных.

(Берёзовая роща – ж.р., робкий луч – м. р., длинные сосульки – мн.ч., весеннее половодье – ср.р.) Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

Как определили род и число прилагательных?

Алгоритм. Слайд 10.

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

  2. Определить род и число имени существительного.

  3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.


Возвращается 4 лепесток.


6) Физкультминутка. Слайд 10.

–Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.

Дружный класс(присесть), нежное пюре(поднять руки), весёлая девочка(похлопать), светлое небо(поднять руки), озорная кошка(похлопать), крикливый петух(присесть), заботливая мама(похлопать), золотое сердце(поднять руки), дорогой папа(присесть), алая заря(похлопать), далёкий край(присесть), верная подруга(похлопать), великое дело(поднять руки).

Возвращается 5 лепесток.

7. Обобщение знаний.

- Сейчас будем работать по группам.

1 группа. (Волкова, Таланцева, Крупина, Каменева, Ляпин, Баскакова, Силак) Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные, определите их род.
Весна в лесу.
Хороша …… весна в лесу! Ярко светит …… солнце. ….. облака украшают …… небо. Смолой запахли ……почки. С пригорка зажурчал ……ручеек.

Слова для справок: ласковое, ранняя, говорливый, перистые, голубое , сосновые.

Возвращается 6 лепесток.


2 группа. (Курникова, Борзяев, Потапенков, Веселов,Шутлив,Волков, Власов, Шастов) Выделенные слова замените именами существительными женского рода, запишите получившиеся словосочетания. Выделите окончания имён прилагательных. Почему они изменились?
Весенний день - ……….
Стройный клен -………
Сосновый лес - …………
Слова для справок: погода, береза, ветка.

Возвращается 7 лепесток.


3 группа.(Абрамова, Щукин, Спицын, Щелина, Барцева, Удалов, Ляпустина, Ненюхина) К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания прилагательных, определите их род:
Пасмурный день - ……
Холодное утро - …….
Тяжелая туча - ……….
Слова для справок: легкая, теплое, солнечный.

Возвращается 8 лепесток.


8. Рефлексивно-оценочный этап.

- Цветик-восьмицветик хочет ещё раз убедиться в прочности ваших знаний о прилагательном и предлагает вам выполнить тест.

1.Имя прилагательное – это часть речи, которая  обозначает 

А)  признак предмета

Б)  предмет

В)  действие предмета

 2. Имя прилагательное – это часть речи, которая  отвечает на вопросы …

А) кто? что?

Б)  что делать? что сделать?

В)  какой? какая? какое? какие? чей?

3.Укажи  имена  прилагательные.

А) красный, радостный, резкий

Б) лес, песня, ветер

В) бегать, прыгать, думать

4. Укажи  имена  прилагательные во множественном числе.

А) голубой, длинная, хмурое

Б) розовый, весёлые, пушистая

В) весёлые, синие, смелые

5. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро.
А) -ие;
Б) -ее;
В) -яя.

6.Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.

7.Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.

8.Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением

- Украсьте лесную полянку подснежниками: красными, зелёными или голубыми.

Красный – радость, приятное состояние, всё на уроке понравилось, довольны своей работой.

Зелёный – спокойное состояние, что-то не получилось на уроке, нужно что-то ещё раз повторить и закрепить.

Голубой – плохое настроение, урок не понравился, плохо поработали на уроке.

9. Итог урока. Слайд с вопросами теста.

10. Д/З Подобрать 3 загадки, где при описании предметов используются имена прилагательные. Записать в тетрадь. На следующем уроке загадать своим одноклассникам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!