СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Как определить имена прилагательные?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Как определить имена прилагательные?»»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»













Урок русского языка в 3 классе по теме: «Как определить имена прилагательные?»



Составитель: Кузнецова Н.Е.

Студентка 3КП группы

Преподаватель: Попова У.А.












Камышлов 2023

УМК – «Школа России»
Класс – 3

Тема урока «Как определить имена прилагательные?»
Предмет – Русский язык

Тип урока – актуализация знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 113


Цель урока (с позиции ребенка): актуализация знаний об имени прилагательном как части речи, развитие умения устанавливать взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными, воспитание уважительного отношения к иному мнению и адекватного понимания причин собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.


Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

  • Обучающие:

- актуализировать знания об имени прилагательном как части речи;

- формировать умение;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными.

  • Предметные:

- знают об имени прилагательном как части речи;

- умеют отличать имя прилагательное от других частей речи;

- умеют устанавливать взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными.

  • Развивающие:

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний;

- развитие умения отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- развивать умение самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

- развивать умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;

- развивать умение отвечать полным ответом.




  • Метапредметные:

Познавательные:

- ориентируются в своей системе знаний;

- умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

Коммуникативные:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

  • Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к иному мнению и адекватного понимания причин собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности;

- содействовать воспитанию осознания значимости темы.

  • Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности;

- осознают значимость темы.


Оборудование: карточки (Приложение 1,4), интерактивная панель, персональный компьютер, колонки, видеозапись, презентация, учебник, интерактивное задание на РЭШ (Приложение 3), тетради, ручки.


Используемая литература:

- Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-030201-2.

- Урок 64. как определить имя прилагательное - Русский язык - 3 класс - Российская электронная школа // URL : https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200328/

- Урок 64. как определить имя прилагательное - Русский язык - 3 класс - Российская электронная школа // URL : https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200334/


Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1

Организационный момент

1 мин.

(1 слайд)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Здравствуйте, ребята! Я Наталья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь. Не забываем о правилах посадки – ноги вместе, стопы полностью стоят на полу, спины прямо, руки на столе.

- Давайте проверим готовность к уроку, тетрадь, учебник, дневник и пенал лежат на крою парты. У всех все готово к уроку?

- Отлично. Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужно выполнять эти правила?


- Правильно.










- Приветствуют учителя.





- Проверяют готовность к уроку.


- Да.


- Чтобы сохранять свое здоровье, хорошо усвоить материал.

-


2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

5 мин

- Первое, что мы сделаем, выполним словарную работу. Но перед тем, как мы начнем писать, предлагаю наши пальчики разогреть. Выполним пальчиковую гимнастику, слушайте меня внимательно и повторяйте:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел.



- Молодцы. Теперь откройте тетрадь со словарными словами на стр. 10. С какими словами мы будем сегодня работать? Прочитайте. (Приложение 1)



- Что в них нужно сделать?


- Давайте с вами это и сделаем. В слове молоко, какие буквы вставим?


- Объясните, почему в первом слоге мы пишем букву «О»? Что с ней нужно сделать?


- Тогда почему во втором слоге мы пишем букву «О»?


- Какое проверочное слово можем подобрать?


- Молодцы. (Продолжается работа со словарными словами)


- А теперь ребята посмотрите еще раз на все эти слова. Что это за слова? Какая часть речи?


- Верно. Что мы знаем об имени существительном?


- На какие вопросы отвечает имя существительное?


- Что обозначает имя существительное?


- Назовите морфологические признаки имени прилагательного.








- Молодцы, вспомнили.















- Выполняют пальчиковую гимнастику.





- Молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь.


- Вставить пропущенную букву.



- Во всех словах пишем букву «О».



- Запомнить.



- Ее можно проверить.



- Молочный.







- Существительное.



- Часть речи.



- Кто? что?


- Предмет.



- По родам: женский, мужской, средний;

- по числам: единственное, множественное;

- по падежам: И.п, Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в своей системе знаний;

- умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.


К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению.

3

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

5 мин.

- Сегодня мы продолжим говорить о частях речи. А чтобы вы могли догадаться о какой, послушайте загадку:

…зверьки,

…шубки,

зубки.

- Вы поняли загадку?


- Почему вы ее не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чем или о ком идет речь?




(2 слайд) - Послушаем еще раз.


- Теперь догадались, о ком идет речь?


- Какие слова помогли отгадать загадку?



- Почему эти слова помогли отгадать загадку?


- Кто из вас догадался, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?


- Верно. Как вы думаете, так какая тема нашего урока?


(3 слайд) - Почти. Тема нашего урока: «Как определить имена прилагательные?»

- Эта тема вам уже знакома?


- Значит, сегодня мы повторим то, о чем уже знаем.


(4 слайд) - Сформулируем цель на наш урок. Для этого у вас уже есть вспомогательное слово «повторить».



(4 слайд и щелк) - Проверим. Молодцы. Для того, чтобы достичь нашу цель, составим план урока.


(4 слайд и щелк) - Смотрите наш план перепутан. Давайте это исправим. Прочитайте пункты плана про себя.


- Какой пункт плана должен быть первым, вторым, третьим?







(4 слайд щелк) - Отлично. Давайте проверим, посмотрите на экран. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, план нашего урока.







- Можем начинать работать.







- Нет.




- Нет, потому что нет дополнительных слов, которые помогли бы догадаться о ком или о чем идет речь.



- Да, это мышки.


- Слова: маленькие, серенькие, остренькие.



- Потому что они указывают на признаки предмета.


- Об имени прилагательном.



- Имя прилагательное.




- Да.







- Цель урока: повторить, что такое имя прилагательное.











- Первым должен быть: вспомнить, что такое имя прилагательное. Вторым: научиться определять, с каким именем существительным связано. Третьим: оценить свою работу на уроке.





- Читает: план на урок:

1.Вспомнить, что такое имя прилагательное и его морфологические признаки;

2. Научиться определять, с каким именем существительным связано;

3. Оценить свою работу на уроке.


Метапредметные:

П:

- ориентируются в своей системе знаний;

- умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.


К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению.


4

Актуализация знаний

18 мин.

(5 слайд) - Предлагаю посмотреть видеоролик и вспомнить, что же такое имя прилагательное. Слушайте внимательно, после видео я задам вам несколько вопросов (включается видео: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200328/ ) (Приложение 2)


- Итак, ребята, что такое имя прилагательное?




- С какой частью речи имя прилагательное связано по смыслу в предложении?


- Имя прилагательное – что это за имя? На что оно указывает?






- Приведите пример, чему они дают определение, что обозначают?




- Вспомнили, что такое имя прилагательное?


(6 слайд) - Молодцы. Идем дальше. Выполним интерактивное задание. (https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200334/) (Приложение 3). Обратите внимание на экран. Что вы видите?

- Да, это слова, а какие это слова? К каким частям речи они относятся? Назовите эти части речи.


- Верно. Давайте же узнаем, что нам нужно сделать. Нам необходимо из этих слов выбрать только имена прилагательные и нажать на них. Задание всем понятно?


- Тогда начинаем. Имя ученика, какое имя прилагательное ты первое заметил?

- Подберите к этому слову имя существительное.


- Теперь зададим вопрос от имени существительного к имени прилагательному.


- Молодец. Имя ученика, какое ты имя прилагательное нашел?


- Подбери к этому слову имя существительное.


- Задай вопрос от имени существительного к имени прилагательному.


(Учащиеся продолжают искать имена прилагательные, подбирать к ним имена существительные и задавать вопрос от имени существительного к имени прилагательному)


(7 слайд) - Отлично. Предлагаю отдохнуть. Выполним гимнастику для глаз. Слушайте меня внимательно и повторяйте:


- Первое упражнение: быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 3-х. Повторяем еще раз. Закончили.


- Второе упражнение: вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки – влево и вправо, вверх и вниз. Повторяем еще раз. Закончили.


- Ну что, отдохнули хоть немного?


- Замечательно. Не забываем о правилах посадки.


- Перейдем к работе с учебником. Откройте учебник на странице 65-ой, обратите внимание на 111-ое упражнение. Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?


- Докажите, что это имена прилагательные.




- Еще как можно доказать?



- Например? К слову «оранжевый» подберите имя существительное.


- Запишем это словосочетание. Откройте тетради. От предыдущей работы отступите две строки вниз. С новой строки от начала ставим четыре пальчика. Записываем число. Сегодня…


- Со следующей строки от начала ставим три пальчика и записываем «Классная работа». Вспомним, какая орфограмма в слове «Классная»?


- Отлично. Не забываем ставить точки в конце предложений.


- Со следующей строки, ставим 4 пальчика и записываем «Упражнение 111».


- С красной строки записываем словосочетание «Оранжевый апельсин».


- Задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Имя ученика, пожалуйста.

(учитель пишет на учебной доске)


- Карандашом записываем вопрос. Ставим стрелочку от слова «апельсин» и ведем к слову «оранжевый». Сверху пишем вопрос.


- Теперь выделим окончание. Раз у нас вопрос «какой?» окончание будет?


- Укажите число над именами прилагательными. Какое число указали?


- Как определили число у прилагательного?



- Хорошо. Укажите род имени прилагательного. Какой род указали?


- Как определили род?



- Выделяем карандашом. Данное имя прилагательное обозначает признак предмета по чему? По запаху, цвету, величине, весу, звуку, температуре, размеру, вкусу? Или дает оценку предмету?




- Верно. Переходим к следующему слову. Имя ученика, прочитай, пожалуйста.


- Какое имя существительное можем подобрать к этому слову?


- Выходи к доске, записывай. Остальные записывают в тетрадь. Задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному.


- Записываем вопрос. Также ставим стрелочку от имени существительного к имени прилагательному и записываем сверху вопрос.


- Выделяем окончание. Раз у нас вопрос какое? то окончание будет?


- Укажи число над именами прилагательными. Какое число указал?


- Как определил число?



- Хорошо. Укажи род имени прилагательного. Какой род указал?


- Как определили род?


- Молодец, садись.

(Учащиеся продолжают работать подобным образом с остальными словами, подбирая к имени прилагательному имя существительное, записывают словосочетание в тетрадь, ставят вопрос, выделяют окончание) (учитель вызывает обучающихся по очереди к доске, остальные ребята работают в тетради).


- Замечательно. Вижу, вы все вспомнили, что такое прилагательное, что оно обозначает и на какие вопросы отвечает. У вас хорошо получается подбирать к имени прилагательному имена существительные, задавать вопрос, выделять окончание у имени прилагательного, определять число и род. Думаю пора перейти к самостоятельной работе.










- Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?



- С именем существительным.



- Имя прилагательное указывает на признак предмета, то есть на его свойства, которые содержат характеристику качества, количества, принадлежности.



- Прилагательные дают определение по цвету, вкусу, запаху: обозначают его характер, оценку явления и т.д.



- Да.






- Слова.



- Имя существительное, глагол и имя прилагательное.





- Да.



- Красивый.


- Стакан.




- Стакан - Какой? - Красивый.



- Яркая.


- Одежда.





- Одежда - Какая? - Яркая.




















- Выполняют гимнастику для глаз.






- Да.









- К имени прилагательному.



- К ним можно задать вопросы какой?, какая?, какое?, какие?


- Они обозначают признак какого-либо предмета.



- Апельсин.






- Открывают тетради, записывают число.



- Записывают «Классная работа».

- Удвоенная буква С.







- Записывают «Упражнение 111».



- Записывают словосочетание.





- Апельсин - какой? - оранжевый.






- Записывают вопрос



- -ый.



- Единственное число.



- По имени существительному. В данном случае апельсин – он один.



- Мужской.


- Отвечает на вопрос какой?/ заканчивается на -ый.







- Прилагательное «оранжевый» обозначает признак предмета по цвету.



- Большое.



- Дерево.





- Дерево - какое? - большое.








- -ое.



- Единственное число.


- По имени существительному. В данном случае дерево – оно одно.



- Средний.


- Отвечает на вопрос какое? / заканчивается на -ое.


- Выполняют упражнение 111.




Предметные:

- знают об имени прилагательном как части речи;

- отличают имя прилагательное от других частей речи;

- устанавливают взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными.



Метапредметные:

П:

- ориентируются в своей системе знаний;

- умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий.


К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

5

Закрепление изученного на уроке

7 мин.

- У вас на партах лежат карточки под номером 1, переверните их. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Вам представлены предложения. Ваша задача – выписать из этих предложений словосочетания имен прилагательных с именами существительными, после чего вы должны задать вопрос к имени прилагательному, также как мы делали в классной работе, выделить окончание у имени прилагательного, определить его число и род. Задание всем понятно? (Приложение 4)


- Можете приступать. На выполнение вам 5 минут. Как закончите глазки на меня.


- Заканчиваем.


- Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверим друг друга.


- Итак, имя ученика, какие словосочетания выписал имя ученика?



- У чьих соседей также, поднимите руку.




- Замечательно. Имя ученика, какой вопрос можно задать к словосочетанию «ясная погода».


- Какое окончание выделим?


- Какое число будет у прилагательного «ясная»?


- Докажи.


- Какой род можем определить у этого прилагательного?


- Докажи.



- У чьих соседей все также, поднимите руку.





(Подобная проверка продолжается со всеми словосочетаниями).


- Молодцы. Теперь передайте листочки с последней парты на первую, чтобы я смогла еще раз посмотреть на какие-либо ошибки и поставить отметки.



- Оценки скажу на следующем уроке.












- Да.




- Выполняют самостоятельную работу.








- Ясная погода, теплым ветром, веселые ручьи, молодая травка.


- Поднимают руку. (если возникло затруднение, учитель спрашивает у ученика, что он выписал, и просит аргументировать).



- Какая?


- -ая.



- Единственное число.


- Погоды не может быть много.



- Женский род.


- Потому что отвечает на вопрос какая? / заканчивается на –ая.



- Поднимают руку. (если возникло затруднение, учитель спрашивает у ученика, как сделал он, и просит аргументировать).



- Осуществляется взаимпопроверка.





- Передают листочки с последней парты на первую.

Предметные:

- знают об имени прилагательном как части речи;

- отличают имя прилагательное от других частей речи;

- устанавливают взаимосвязь имен прилагательных с именами существительными.


Метапредметные:

П:

- ориентируются в своей системе знаний;

- умеют отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий.


К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

6

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами


3 мин.

(8 слайд) - А нам пора подводить итоги урока. Для этого вернемся к цели и плану урока.

(8 слайд и щелк) - Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?



- Достигли ли мы этой цели?

- Что мы делали, для того что повторить?





(8 слайд) - Отлично. Теперь обратите внимание на план урока (Учитель показывает на интерактивную панель). Какая первая задача стояла перед нами?




- Вспомнили ли мы?


- Давайте проверим. Учебник закрыли. Имя ученика, что такое имя прилагательное?



- Имя ученика, с какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?


- Имя ученика, какие морфологические признаки мы знаем? Что мы можем определить у существительного?


- Молодцы. Вспомнили еще раз. Какая стояла перед нами вторая задача?



- Как вы думаете, научились ли мы это делать?


- Что мы для этого делали?




- Верно. Тогда, что же мы забыли сделать?


- Сейчас мы с вами это и сделаем. Но перед этим, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос. Где нам могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?



- Конечно. Поэтому давайте не будем забывать о такой важной теме, знания которой вам понадобятся еще ни раз.





- Повторить, что такое имя прилагательное.


- Да.


- Смотрели видео, беседовали после просмотра видео, выполняли интерактивное задание, выполняли упражнение в учебнике.





- Вспомнить, что такое имя прилагательное и его морфологические признаки


- Да.



- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.



- С именем существительным.




- Число и род.



- Научиться определять, с каким именем существительным связано.



- Да.


- Придумывали к именам прилагательным имена существительные.


- Оценить свою работу на уроке.





- На уроках русского языка, литературного чтения. Чтобы грамотно писать и говорить...

Метапредметные:

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.


К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности;

- осознают значимость темы.

7

Заключительный оргмомент

1 мин

(9 слайд) - Теперь оценим свою работу на уроке. Обратите на экран. Перед вами представлены шарики с фразеологизмами, выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.

- Имя ученика, почему ты выбрал…?

- Замечательно. Надеюсь ваши знания об именах прилагательных не забудутся и вам удастся на следующем уроке изучить новую тему также хорошо, как вы сегодня работали на уроке.

- До новых встреч, ребята.





- Оценивают свою работу на уроке.

- Потому что…






- Прощаются с учителем.

Метапредметные:

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.


К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.


Личностные:

- адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Приложение 1

Тетрадь словарных слов


М…л…ко, м…л…ток, м…рковь, м…роз, М…сква, наро…, н…ябрь.

Тетрадь словарных слов



















Приложение 2

Видео про имя прилагательное


https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200328/


































Приложение 3

Интерактивное задание

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/main/200334/





































Приложение 4

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

по теме: «Как определить имена прилагательное?»


Выпишите из предложений словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Задайте вопрос к имени прилагательному, выделите окончание, определите число и род.


Последние дни стояла ясная погода. Повеяло тёплым ветром. По овражкам бегут весёлые ручьи. Зазеленела молодая травка.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!