СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Что такое суффикс?» с ребенком с ОВЗ (слабовидящий ребенок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: «Что такое суффикс?» с ребенком с ОВЗ (слабовидящий ребенок)»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»













Тема урока: «Что такое суффикс?»




Составитель:

студентка 3КП группы

Кузнецова Наталья

ФИО











Камышлов 2022

УМК – Школа России
Класс – 3
ПредметТема урока – Русский язык – Что такое суффикс?

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – урок по учебному плану в 3 классе


Цель урока (с позиции ребенка): формирование знаний о суффиксе как значимой части слова; развитие умений находить и правильно выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова; воспитание уважения друг к другу в процессе парной работы.



Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

  • Обучающие

- сформировать понятия детей о «суффиксе» как значимой части слова;

- способствовать развитию умений детей правильно выделять суффиксы в словах.

  • Предметные

- сформированы представления о суффиксе как значимой части слова;

- умеет выделять суффиксы в словах.

  • Развивающие

- развивать умение применять свои знания при выполнении заданий;

- развивать умение самостоятельно формулировать тему урока;

- развивать умения оценивать результат своих действий;

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

- развивать умения слушать, работать в парах;

- развивать умение выражать свои мысли, рассуждать;

- развивать умения отвечать на вопросы учителя;

- развивать умения давать полные ответы на вопросы.

  • Метапредметные

Познавательные:

- развиты умения применять свои знания при выполнении заданий;

Регулятивные:

- развиты умения самостоятельно формулировать тему урока;

- развиты умения оценивать результат своих действий;

- развиты умения принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

- развиты умения слушать, работать в парах;

- развиты умения выражать свои мысли, рассуждать;

- развиты умения отвечать на вопросы учителя;

- развиты умения давать полные ответы на вопросы.

  • Воспитательные

- воспитать умение в процессе выполнения индивидуальных и парных заданий, навыков самостоятельной деятельности и коллективного труда;

- воспитывать наблюдательность, аккуратность в работе;

- воспитывать толерантное отношение друг к другу.

  • Личностные

- проявляют умения в процессе выполнения индивидуальных и парных заданий, навыков самостоятельной деятельности и коллективного труда;

- проявляют наблюдательность, аккуратность в работе;

- проявляют толерантное отношение друг к другу.


Оборудование: учебное пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), карточки с заданием для обычных детей, карточка с заданием для обучающегося с ОВЗ, бумажные красные сердечки.

Характеристика обучающегося с ОВЗ: слабовидящий ребенок должен сидеть на первой парте среднего ряда, должно присутствовать дополнительное освещение, если есть работа с интерактивной доской, то работа должна составлять не более 10 минут за один урок.



Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность учащихся, в том числе деятельность обучающегося с ОВЗ

Планируемый результат

1

Организационный момент

1 мин

(1 слайд) Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Наталья Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок грамоты. Присаживайтесь, пожалуйста.

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзьям

И садитесь по местам.




(2 слайд) - Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны быть учебник, дневник, рабочая тетрадь, ручка, стирательная резинка/ластик и простой карандаш. А также не забываем про правильную посадку, обратите внимание на слайд.



- Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.







- Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Правильно садятся.

Метапредметные: К - приветствие учителя и учащихся.
Личностные (развитие качеств) - развивается доброжелательность, умение слушать учителя.

2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

5 мин

- Для того чтобы у нас все получилось, нам необходимо настроиться, для этого давайте проведем гимнастику эмоционального состояния (настроения), я говорю какие эмоции вам необходимо будет выразить, а вы показываете: доволен-недоволен; виноват; возмущен; смущен; счастлив-несчастлив; озабочен; спокоен-рассержен.


- Выразите мимикой свое состояние. Я говорю ласковые слова – вам приятно, ругаю – вам неприятно.


- Ну и для правильно произношения звуков, проведем гимнастику жевания. Сделайте вид, что мы жуете жевательную резинку, или ириску. Она прилипает к зубам, вы пытаетесь рассоединить зубы.


- Умнички, у вас все отлично получилось.





- Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.











- Проявляют хорошее настроение.


Метапредметные:

К- развивается умение слушать учителя.

3

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

7 мин

- Как называется раздел, над которым мы работаем уже несколько уроков?

- Вспомним, что мы знаем по изученной теме. А для этого поиграем в игру «мозговая разминка», отвечаем быстро:

- Какие части слова мы изучили?

- Какая часть слова служит для образования связи слов в предложении?



- Как называется общая часть родственных слов?


- Часть, которая служит для образования новых слов?


- Ребята, как вы думаете, есть ли ещё другие части слова?


- Посмотрите на экран:

(На экране: Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.).

- Что общего в значении этих слов?

- Есть ли общая часть в этих словах?

- После какой части она стоит?

- Кто выйдет к доске и выделит корень в этих словах?

- Молодец. Ребята, как вы думаете как называется общая часть слова -еньк-?

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?


- Верно. Тема нашего урока «Что такое суффикс?», а цель: познакомиться с суффиксом как значимой частью слова, научиться правильно выделять суффикс в словах.

- А теперь давайте составим план на урок. Как вы думаете, с чего мы начнем?





- Молодцы, все верно!

- Состав слова.





- Приставка, корень, окончание.

- Окончание служит для образования связи слов в предложении.


- Корень – общая часть родственных слов.


- Приставка служит для образования новых слов.


- Да/Нет.






- Это имена.

- Общая часть -еньк-.

- Она стоит после корня.

- Выходит к доске и выделяет корень в словах, проговаривая.

- Затрудняются ответить.


- Цель: узнать, как называется эта часть, научиться выделять ее.







-

1. Познакомиться с суффиксом как значимой частью слова;

2. Научиться находить и правильно выделять суффикс в словах;

3. Провести самооценку.

Метапредметные: К - беседа при выполнении задания;

Р: умение сформировать цель и план урока.

4

Открытие новых знаний

15 мин

- Именно эта часть в нашем случае -еньк-, придает словам разные оттенки значения, в нашем случае уменьшительно-ласкательные, эта часть называется суффиксом.

- А хотите, я расскажу вам интересный факт?

- Слово суффикс образовано от латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо. И многое может рассказать. От него зависит значение слова.

- Теперь давайте откроем учебник на стр.89 упр. 164.

- Что нужно сделать в этом упражнении?


- Читаем про себя.

- Следующее задание какое в этом упражнении?


- Откройте тетради. Перед тем как писать вспомним стихотворение.
Учащиеся хором:


Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу (показываем). 
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.


- Запишите дату, отступив две строчки вниз от прошлой работы. Ниже запишите классная работа. Еще ниже запишите упражнение 164.

- Ребята, кто уже нашел однокоренные слова в предложении?

- Верно, записываем в тетрадь однокоренные слова (я на доске пишу эти слова).

- Следующее задание какое в этом упражнении?



- От какого слова образовались слова ёжик и ежиха?

- Верно, теперь выделим, все остальные корни в этих словах, кто хочет выйти к доске?

- Правильно ли … выделил корни в словах?

- У всех так?

- Молодец, присаживайся. С помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?

- Посмотрите, как выделяется эта часть слова: (показываю на доске). Эта часть слова выделяется таким знаком ^, как бы похожим на треугольник.

- Выделите у себя в тетради суффикс в этих словах.

- Где находится эта часть слова?

- Задание 3 мы с вами выполнили уже в этом упражнении. Ребята, как же называется всё-таки часть слова, которая находится за корнем?

- Итак, ребята, прочитаем новое правило для нас о суффиксах на стр. 89 в самом низу. Поставим пальчик, читаем все вместе про себя.

- Ребята, это вам нужно запомнить!

- Я вижу, вы устали, давайте отдохнем.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


- Слушают учителя.





- Да.


- Слушают учителя.









- Открывают учебник на странице 89 упр. 164.

- Упражнение нужно сначала прочитать.

- Читают про себя текст.

- Нужно выписать из предложения однокоренные слова выделить в них корень и окончание.





- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу. 
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.



- Пишут в тетради.



- Однокоренные слова: ёж, ёжик, ежиха.

- Записывают однокоренные слова в тетрадь.



- Читают: от какого слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти слова знаком ^. Где находятся: перед корнем или после него?

- Эти слова образовались от слова ёж.

- Один ученик выходит к доске и выделяет корни.


- Да.


- Да.

- С помощью суффиксов -ик-, -иха-.



- Слушают учителя.




- Выделяют суффикс.


- Суффикс находится после корня.

- Это суффикс.




- Нашли правило, поставили пальчик и прочитали про себя.




- Выполняют физкультминутку.

К - беседа при выполнении задания;
П - развиты умения применять свои знания при выполнении заданий;
Личностные: каждый ученик проверит себя с помощью упражнений, игр.

5

Закрепление изученного на уроке

8 мин

- Молодцы, присаживайтесь. Теперь проверим, насколько вы поняли тему сегодняшнего урока. Поработаем в парах, но перед этим вспомним правила работы в парах. Кто ответит?



- Молодцы, все верно. На столе у вас лежит карточка. На ней три разных по уровню сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
Можно пользоваться словарем на стр. 149 при выполнении 3-го задания.
1 уровень. Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок – ____________,

диванчик – _____________, учитель – ___________,

маленький – ___________, осенний – ___________,

медвежонок – __________, стульчик – ___________,

котище – ___________.

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Уголок, пальчик, голосок.

Пленник, мостик, странник.

Каменщик, бурильщик, учитель.


- Вижу все закончили, сравните с образцом на экране у кого, у кого нет ошибок поставьте себе 5, у кого одна ошибка поставьте себе 4, у кого две и более ошибок, 3 и 2 не ставим, так как проходим новую тему.

- А теперь все вместе выполним задание в Lerningapps (https://learningapps.org/view13379641)

- Отлично, вижу, вы хорошо усвоили материал.

- Выполняют задание.




- 1.Работать дружно.
2.Слушать друг друга.
3.Не ссориться.
4. Помогать друг другу.





































- Выполняют проверку.






- Выполняют задание.

Предметные: Закрепление знаний о корне и однокоренных словах
Метапредметные: К - беседа при проверке правильных ответов на задании.
Личностные: умение работать над заданием по изученной теме.

6

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами


2 мин

- Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало, правда?

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, для этого вернемся к цели и плану урока.

- Какая у нас была цель?





- Да, конечно, соответственно выполнили сразу 2 пункта из плана.

- А что мы для этого делали?

- Все верно. Но у нас остался еще один не выполненный пункт плана, кто мне скажет, какой?

- Конечно. Так давайте ее проведем.


- Да.







- Познакомиться с суффиксом как значимой частью слова, научиться правильно выделять суффикс в словах.


- Мы выполняли различные задания, изучали правила


- Мы не провели самооценку.



Метапредметые:

К - умеют слушать и слышать.

7

Заключительный оргмомент

2 мин

- Наш урок подошёл к концу. Вы сегодня молодцы, хорошо работали. А на память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам сердечки и прошу вас оценить свою работу с помощью них. Если вам всё было понятно, и вы усвоили новый материал хорошо, делаете сердечко улыбающимся. Если вам было трудно, что-то непонятно, рисуете прямой ротик, а если ничего не поняли – ротик грустного человечка.


Время урока истекло.
Я вам, ребята, благодарна,
За то, что встретили тепло,
За ваши мысли и молчанье.


- До свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.
















- Прощаются с учителем.

Регулятивные: Умение оценить самостоятельно свою работу на уроке. Метапредметные: К - умеют слушать и слышать.


Приложение 1

1 уровень. Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок – ____________,

диванчик – _____________,

учитель – ___________,

маленький – ___________,

осенний – ___________,

медвежонок – __________,

стульчик – ___________,

котище – ___________.

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Уголок, пальчик, голосок.

Пленник, мостик, странник.

Каменщик, бурильщик, учитель.



Приложение 2 (карточка для обучающегося с ОВЗ)

1 уровень. Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик,

сынок – ____________,

диванчик – _____________,

учитель – ___________,

маленький – ___________,

осенний – ___________,

медвежонок – __________,

стульчик – ___________,

котище – ___________.

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Уголок, пальчик, голосок.

Пленник, мостик, странник.

Каменщик, бурильщик, учитель.


Приложение 3




Приложение 3



Приложение 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!