1 | Организационный момент | 1 мин | (1 слайд) Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Наталья Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок грамоты. Присаживайтесь, пожалуйста. Прозвенел уже звонок – Начинается урок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзьям И садитесь по местам. (2 слайд) - Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны быть учебник, дневник, рабочая тетрадь, ручка, стирательная резинка/ластик и простой карандаш. А также не забываем про правильную посадку, обратите внимание на слайд. | - Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. - Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Правильно садятся. | Метапредметные: К - приветствие учителя и учащихся. Личностные (развитие качеств) - развивается доброжелательность, умение слушать учителя. |
2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 5 мин | - Для того чтобы у нас все получилось, нам необходимо настроиться, для этого давайте проведем гимнастику эмоционального состояния (настроения), я говорю какие эмоции вам необходимо будет выразить, а вы показываете: доволен-недоволен; виноват; возмущен; смущен; счастлив-несчастлив; озабочен; спокоен-рассержен. - Выразите мимикой свое состояние. Я говорю ласковые слова – вам приятно, ругаю – вам неприятно. - Ну и для правильно произношения звуков, проведем гимнастику жевания. Сделайте вид, что мы жуете жевательную резинку, или ириску. Она прилипает к зубам, вы пытаетесь рассоединить зубы. - Умнички, у вас все отлично получилось. | - Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. - Проявляют хорошее настроение. | Метапредметные: К- развивается умение слушать учителя. |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 7 мин | - Как называется раздел, над которым мы работаем уже несколько уроков? - Вспомним, что мы знаем по изученной теме. А для этого поиграем в игру «мозговая разминка», отвечаем быстро: - Какие части слова мы изучили? - Какая часть слова служит для образования связи слов в предложении? - Как называется общая часть родственных слов? - Часть, которая служит для образования новых слов? - Ребята, как вы думаете, есть ли ещё другие части слова? - Посмотрите на экран: (На экране: Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.). - Что общего в значении этих слов? - Есть ли общая часть в этих словах? - После какой части она стоит? - Кто выйдет к доске и выделит корень в этих словах? - Молодец. Ребята, как вы думаете как называется общая часть слова -еньк-? - Как вы думаете, какая цель нашего урока? - Верно. Тема нашего урока «Что такое суффикс?», а цель: познакомиться с суффиксом как значимой частью слова, научиться правильно выделять суффикс в словах. - А теперь давайте составим план на урок. Как вы думаете, с чего мы начнем? - Молодцы, все верно! | - Состав слова. - Приставка, корень, окончание. - Окончание служит для образования связи слов в предложении. - Корень – общая часть родственных слов. - Приставка служит для образования новых слов. - Да/Нет. - Это имена. - Общая часть -еньк-. - Она стоит после корня. - Выходит к доске и выделяет корень в словах, проговаривая. - Затрудняются ответить. - Цель: узнать, как называется эта часть, научиться выделять ее. - 1. Познакомиться с суффиксом как значимой частью слова; 2. Научиться находить и правильно выделять суффикс в словах; 3. Провести самооценку. | Метапредметные: К - беседа при выполнении задания; Р: умение сформировать цель и план урока. |
4 | Открытие новых знаний | 15 мин | - Именно эта часть в нашем случае -еньк-, придает словам разные оттенки значения, в нашем случае уменьшительно-ласкательные, эта часть называется суффиксом. - А хотите, я расскажу вам интересный факт? - Слово суффикс образовано от латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо. И многое может рассказать. От него зависит значение слова. - Теперь давайте откроем учебник на стр.89 упр. 164. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Читаем про себя. - Следующее задание какое в этом упражнении? - Откройте тетради. Перед тем как писать вспомним стихотворение. Учащиеся хором: Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу (показываем). Сяду ровно, не согнусь За работу я возьмусь. - Запишите дату, отступив две строчки вниз от прошлой работы. Ниже запишите классная работа. Еще ниже запишите упражнение 164. - Ребята, кто уже нашел однокоренные слова в предложении? - Верно, записываем в тетрадь однокоренные слова (я на доске пишу эти слова). - Следующее задание какое в этом упражнении? - От какого слова образовались слова ёжик и ежиха? - Верно, теперь выделим, все остальные корни в этих словах, кто хочет выйти к доске? - Правильно ли … выделил корни в словах? - У всех так? - Молодец, присаживайся. С помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха? - Посмотрите, как выделяется эта часть слова: (показываю на доске). Эта часть слова выделяется таким знаком ^, как бы похожим на треугольник. - Выделите у себя в тетради суффикс в этих словах. - Где находится эта часть слова? - Задание 3 мы с вами выполнили уже в этом упражнении. Ребята, как же называется всё-таки часть слова, которая находится за корнем? - Итак, ребята, прочитаем новое правило для нас о суффиксах на стр. 89 в самом низу. Поставим пальчик, читаем все вместе про себя. - Ребята, это вам нужно запомнить! - Я вижу, вы устали, давайте отдохнем. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо, влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | - Слушают учителя. - Да. - Слушают учителя. - Открывают учебник на странице 89 упр. 164. - Упражнение нужно сначала прочитать. - Читают про себя текст. - Нужно выписать из предложения однокоренные слова выделить в них корень и окончание. - Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь За работу я возьмусь. - Пишут в тетради. - Однокоренные слова: ёж, ёжик, ежиха. - Записывают однокоренные слова в тетрадь. - Читают: от какого слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти слова знаком ^. Где находятся: перед корнем или после него? - Эти слова образовались от слова ёж. - Один ученик выходит к доске и выделяет корни. - Да. - Да. - С помощью суффиксов -ик-, -иха-. - Слушают учителя. - Выделяют суффикс. - Суффикс находится после корня. - Это суффикс. - Нашли правило, поставили пальчик и прочитали про себя. - Выполняют физкультминутку. | К - беседа при выполнении задания; П - развиты умения применять свои знания при выполнении заданий; Личностные: каждый ученик проверит себя с помощью упражнений, игр. |
5 | Закрепление изученного на уроке | 8 мин | - Молодцы, присаживайтесь. Теперь проверим, насколько вы поняли тему сегодняшнего урока. Поработаем в парах, но перед этим вспомним правила работы в парах. Кто ответит? - Молодцы, все верно. На столе у вас лежит карточка. На ней три разных по уровню сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно. Можно пользоваться словарем на стр. 149 при выполнении 3-го задания. 1 уровень. Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом. Столик – гвоздик, сынок – ____________, диванчик – _____________, учитель – ___________, маленький – ___________, осенний – ___________, медвежонок – __________, стульчик – ___________, котище – ___________. 2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели. Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит. 3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс. Сладенький, вкусненький, тортик. Уголок, пальчик, голосок. Пленник, мостик, странник. Каменщик, бурильщик, учитель. - Вижу все закончили, сравните с образцом на экране у кого, у кого нет ошибок поставьте себе 5, у кого одна ошибка поставьте себе 4, у кого две и более ошибок, 3 и 2 не ставим, так как проходим новую тему. - А теперь все вместе выполним задание в Lerningapps (https://learningapps.org/view13379641) - Отлично, вижу, вы хорошо усвоили материал. | - Выполняют задание. - 1.Работать дружно. 2.Слушать друг друга. 3.Не ссориться. 4. Помогать друг другу. - Выполняют проверку. - Выполняют задание. | Предметные: Закрепление знаний о корне и однокоренных словах Метапредметные: К - беседа при проверке правильных ответов на задании. Личностные: умение работать над заданием по изученной теме. |
6 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | 2 мин | - Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно и дружно. Выполнили все задания. А заданий было немало, правда? - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, для этого вернемся к цели и плану урока. - Какая у нас была цель? - Да, конечно, соответственно выполнили сразу 2 пункта из плана. - А что мы для этого делали? - Все верно. Но у нас остался еще один не выполненный пункт плана, кто мне скажет, какой? - Конечно. Так давайте ее проведем. | - Да. - Познакомиться с суффиксом как значимой частью слова, научиться правильно выделять суффикс в словах. - Мы выполняли различные задания, изучали правила… - Мы не провели самооценку. | Метапредметые: К - умеют слушать и слышать. |
7 | Заключительный оргмомент | 2 мин | - Наш урок подошёл к концу. Вы сегодня молодцы, хорошо работали. А на память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам сердечки и прошу вас оценить свою работу с помощью них. Если вам всё было понятно, и вы усвоили новый материал хорошо, делаете сердечко улыбающимся. Если вам было трудно, что-то непонятно, рисуете прямой ротик, а если ничего не поняли – ротик грустного человечка. Время урока истекло. Я вам, ребята, благодарна, За то, что встретили тепло, За ваши мысли и молчанье. - До свидания! | - Оценивают свою работу на уроке. - Прощаются с учителем. | Регулятивные: Умение оценить самостоятельно свою работу на уроке. Метапредметные: К - умеют слушать и слышать. |