Учебный предмет | русский язык |
Учебник | С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2013 |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Класс | 3 |
Тип урока | урок фиксации и систематизации нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока | Имя существительное |
Цель урока | создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся; для формирования интереса к предмету |
Основные термины, понятия | часть речи,значение слова, на какие вопросы отвечает; что понимают под предметами |
Планируемые результаты |
Предметные - познакомить с именем существительным, как частью речи, -наблюдать за значением имён существительных, -уметь классифицировать имена существительные, -учить находить признаки имён существительных, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, словаре; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности Оформление работы в тетради (2 мин) | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Настраивает на активную, продуктивную деятельность на уроке. Запишите в тетради число, кл. работа. - Прочитайте строки, которые написал великий учёный М.В.Ломоносов «Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, с трудом. Вас ждёт великая преграда И та награда в нём самом» - Как вы понимаете лексическое значение слова НАГРАДА. Найдите в словариках. - Что для вас награда, как вы поняли из эпиграфа? Награда для нас – это новые открытия, знания о языке и частях речи, грамотное письмо, навыки исследования и поиска, ораторские умения. - Пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» - Запишите его в тетрадь аккуратно, красиво. | Читают, отвечают на вопросы учителя, работают со словарём, делают записи в тетради |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (3 мин) | Предметные: - называть предметы и их действия; - знать определение подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | Создаёт ситуацию знания-незнания обучающимися о существительном, сталкивает с затруднением. БЛИЦ-ОПРОС – Закончите предложения: – Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи). – Чтобы определить часть речи, нужно … (задать вопрос). – Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (самостоятельными частями речи). – Слова, к которым нельзя задать вопрос…( это служебные части речи) - К какой части речи относится слово НАГРАДА? -Измените его форму, запишите рядом 2 слова. Какую часть слова вы изменили. Задайте сейчас вопрос к получившимся словам. -Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени существительном. -Молодцы. Но это не всё. Много загадок таит эта самостоятельная часть речи. Чтобы разгадать эти загадки нужно проделать большую работу, а мы с вами только в начале пути. О том, что вы узнаете об имени существительном, прочитаем в учебнике с. 154. Итак, мы определили области знания и незнания по теме и знаем, чему будем учиться дальше, а сегодня, как вы думаете, в чём мы должны определиться? | Систематизируют знания о существительном, сталкиваются с затруднением, обозначают области знания - незнания. - Обозначает предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, значит - имя существительное - Обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, бывает одушевлённое, неодушевлённое и т.д. Читают по 1 вслух с. 154 «Ты узнаешь…, Ты сможешь ответить на вопросы…» |
Постановка учебной задачи, темы урока (2мин) | Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | Организует подводящий диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема и некоторые задачи урока. Это и будет тема урока. Тема урока «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться на этом уроке? | Формулируют тему, ставят задачу 1.Находить имена существительные среди других слов. 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. |
Открытие новых знаний (10 мин) | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные:развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | Организует работу на уроке. - Работу мы будем строить по плану. Что мы обычно делаем на уроках когда знакомимся с новым? (Узнаём, согласуем, обсуждаем, представляем (какой то материал) – это наше правило) -Каждый этап работы оцениваем в оценочных листах. УЗНАЙ, СОГЛАСУЙ (работа в парах) С. 155 упр1. Прочитайте задание, что нужно сделать? Проверьте свою работу по эталону, поставьте оценку в оценочный лист. ОБСУДИ в парах, сделайте вывод | Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. |
Физминутка | | -Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз. | Дети глазками следят за объектами на слайде. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» с.131 Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание», с.131 Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.131. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор. | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение,комментируя свои действия |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу? Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная –высокий уровень, зеленая –низкий уровень,желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. | Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. |
Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. Комментируется дом.задание. | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. |
| | 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем о имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость, бег, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете в чем трудность? | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Да. Да. Нет. Да. Нет. Да. Конечно, хотим. А как? Дети выписывают слова. -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы. |