СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе. Имя числительное. Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе. Имя числительное. Школа России. Презентация

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Имя числительное. Школа России»

Имя числительное Знакомство с частью речи 3 класс Козлова О.Н.

Имя числительное

Знакомство с частью речи

3 класс

Козлова О.Н.

Цель: Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи; Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Цель:

Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи;

Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Актуализация знаний.  Магия чисел. -Вы слышали о магии чисел? Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д.   -

Актуализация знаний. Магия чисел.

  • -Вы слышали о магии чисел? Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д.
  • -
Магия чисел 3» - троекратный повтор, святая троица.

Магия чисел

  • 3» - троекратный повтор, святая троица.
Магия чисел - Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.

Магия чисел

  • - Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.
Фразеологический аукцион - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ.? . (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу.  До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе.  Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)

Фразеологический аукцион

  • - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ.?
  • . (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу.
  • До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе.
  • Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)
- Запишите пословицу.
  • - Запишите пословицу.
Постановка учебной задачи Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Постановка учебной задачи

Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Постановка учебной задачи Спишите первое предложение и определите знакомые части речи. С какой частью речи мы не знакомы?

Постановка учебной задачи

Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.

С какой частью речи мы не знакомы?

Делаем шаг первый . ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ с колько? какой? который? количество обозначает порядок

Делаем шаг первый .

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

с колько?

какой? который?

количество

обозначает порядок

Количественные числительные Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое

Количественные числительные

  • Отвечают на вопрос сколько?
  • Обозначают количество предметов
  • Примеры:
  • шесть, пятнадцать, пять десятых, трое
Порядковые  числительные Отвечают на вопрос какой? который? Обозначают порядок предметов при счёте Примеры:  первый,  четвёртый, тридцатый

Порядковые числительные

  • Отвечают на вопрос какой? который?
  • Обозначают порядок предметов при счёте
  • Примеры:

первый,

четвёртый, тридцатый

     Д елаем шаг второй :  синтаксическая роль   Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… Первый луч солнца разбудил девочку.

Д елаем шаг второй : синтаксическая роль

  • Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…
  • Первый луч солнца разбудил девочку.
Делаем шаг третий:

Делаем шаг третий:

Имена числительные в древнерусском языке. Один на десяте, Два на десяте, … → Один + на + дцать → одиннадцать Два + на + дцать → двенадцать Три + на + дцать → тринадцать

Имена числительные в древнерусском языке.

Один на десяте,

Два на десяте, … →

Один + на + дцать → одиннадцать

Два + на + дцать → двенадцать

Три + на + дцать → тринадцать

Сорок Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Сорок

  • Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища .

Миллион.

  • Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища .
Делаем шаг четвертый: Семеро … Заблудиться …  Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо …  в трёх соснах как свои пять пальцев а два лучше один раз отрежь одного не ждут на все четыре стороны

Делаем шаг четвертый:

  • Семеро …
  • Заблудиться …
  • Знать …
  • Идти …
  • Семь раз отмерь …
  • Один ум хорошо …
  • в трёх соснах
  • как свои пять пальцев
  • а два лучше
  • один раз отрежь
  • одного не ждут
  • на все четыре стороны
Пять или пятёрка – какая разница?  Сравните: Сколько? Сколько? Что? Что? Пять, пятёрка и пятак Пять монет Пять тетрадей Медный пятак Пятёрка

Пять или пятёрка – какая разница? Сравните:

  • Сколько?
  • Сколько?
  • Что?
  • Что?
  • Пять, пятёрка и пятак
  • Пять монет
  • Пять тетрадей
  • Медный пятак
  • Пятёрка
ЗВОНКИ. Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой - Раздаются три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой, Слышу я издалека: Раздаются два коротких, Нерешительных звонка! Ну, а если единица – Он тихонько в дверь стучится. (А. Барто.)

ЗВОНКИ.

Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой -

Раздаются три звонка.

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон –

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой,

Слышу я издалека:

Раздаются два коротких,

Нерешительных звонка!

Ну, а если единица –

Он тихонько в дверь стучится.

(А. Барто.)

Делаем шаг пятый:  найдите числительные Три, трое, троюродный, тройка, тройник.  Пятак, пятый, пятиклассник,  пять.  три пятых,  утроить,  тройной.

Делаем шаг пятый: найдите числительные

  • Три,
  • трое,
  • троюродный,
  • тройка,
  • тройник.
  • Пятак,
  • пятый,
  • пятиклассник,
  • пять.
  • три пятых,
  • утроить,
  • тройной.
Делаем шаг шестой:

Делаем шаг шестой:

    Делаем шаг седьмой, почти последний: Подведем итоги. Что сегодня узнали на уроке? Как будем отличать эту часть речи от других? (задай вопросы по изученной теме) Понравилось ли вам на уроке?

    Делаем шаг седьмой, почти последний:

    • Подведем итоги.
    • Что сегодня узнали на уроке?
    • Как будем отличать эту часть речи от других? (задай вопросы по изученной теме)
    • Понравилось ли вам на уроке?
    Домашнее задание.  Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых  есть имена числительные.

    Домашнее задание.

    Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых

    есть имена числительные.

    Спасибо за внимание!

    Спасибо за внимание!


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!