Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Имя числительное. Школа России»
Имя числительное
Знакомство с частью речи
3 класс
Козлова О.Н.
Цель:
Знать: о признаках числительных, об отличиях числительных от других частей речи;
Уметь: находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.
Актуализация знаний. Магия чисел.
- -Вы слышали о магии чисел? Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д.
- -
Магия чисел
- 3» - троекратный повтор, святая троица.
Магия чисел
- - Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.
Фразеологический аукцион
- - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ.?
- . (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу.
- До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе.
- Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)
Постановка учебной задачи
Незнайка написал Гусле письмо из четырнадцати слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?
Постановка учебной задачи
Спишите первое предложение и определите знакомые части речи.
С какой частью речи мы не знакомы?
Делаем шаг первый .
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
с колько?
какой? который?
количество
обозначает порядок
Количественные числительные
- Отвечают на вопрос сколько?
- Обозначают количество предметов
- Примеры:
- шесть, пятнадцать, пять десятых, трое
Порядковые числительные
- Отвечают на вопрос какой? который?
- Обозначают порядок предметов при счёте
- Примеры:
первый,
четвёртый, тридцатый
Д елаем шаг второй : синтаксическая роль
- Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…
- Первый луч солнца разбудил девочку.
Делаем шаг третий:
Имена числительные в древнерусском языке.
Один на десяте,
Два на десяте, … →
Один + на + дцать → одиннадцать
Два + на + дцать → двенадцать
Три + на + дцать → тринадцать
Сорок
- Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Миллион.
- Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища .
Делаем шаг четвертый:
- Семеро …
- Заблудиться …
- Знать …
- Идти …
- Семь раз отмерь …
- Один ум хорошо …
- в трёх соснах
- как свои пять пальцев
- а два лучше
- один раз отрежь
- одного не ждут
- на все четыре стороны
Пять или пятёрка – какая разница? Сравните:
- Сколько?
- Сколько?
- Что?
- Что?
- Пять, пятёрка и пятак
- Пять монет
- Пять тетрадей
- Медный пятак
- Пятёрка
ЗВОНКИ.
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой -
Раздаются три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой,
Слышу я издалека:
Раздаются два коротких,
Нерешительных звонка!
Ну, а если единица –
Он тихонько в дверь стучится.
(А. Барто.)
Делаем шаг пятый: найдите числительные
- Три,
- трое,
- троюродный,
- тройка,
- тройник.
- Пятак,
- пятый,
- пятиклассник,
- пять.
- три пятых,
- утроить,
- тройной.
Делаем шаг шестой:
Делаем шаг седьмой, почти последний:
- Подведем итоги.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Как будем отличать эту часть речи от других? (задай вопросы по изученной теме)
- Понравилось ли вам на уроке?
Домашнее задание.
Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых
есть имена числительные.
Спасибо за внимание!