СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Стилистические фигуры как одно из средств выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок №9                                                                                                                                                                                                                         11 «Б» класс

Дата:________________

Тема: «Стилистические фигуры как одно из средств выразительности»

 

Цели:

  1. Познакомить учащихся со стилистическими фигурами и их функцией в речи.
  2. Развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать стилистические фигуры, соотносить их с терминами, указанными в задании № 24.
  3. Развивать языковое чутье, мыслительно-речевую деятельность, способность убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Ход урока

 

      1. Организационный этап.
      2. Беседа.
  • В чем выражается эстетическая функция художественного стиля?
  • Какие средства художественной выразительности вам известны? На какие группы разделяют средства речевой выразительности? (Схема «Тропы и стилистические фигуры»)
  • Что такое стилистические фигуры и чем они отличаются от тропов?
    • (Троп — это лексическая единица, связанная со значением слова, а стилистическая фигура, или фигура речи,- это синтаксическое построение. Троп усиливает выразительность речи через создание образа, вызывающего прежде всего эмоциональный отклик, а стилистические фигуры через актуализацию мыслей и чувств.

-Почему фигуры называют стилистическими?

( Потому что стилистические фигуры изучают в тексте, что изучает стилистика.)

III. Постановка цели и задач урока.,

1. Слово учителя.

      1. Стилистические ( или риторические фигуры ) призваны усиливать выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь, специальным синтаксисом. Эти средства можно назвать выразительными. Однако строгого разграничения изобразительных и выразительных средств языка, тропов и стилистических фигур нет: в большинстве случаев они тесно связаны между собой, переплетаются друг с другом. Изобразительные средства языка часто встречаются в художественном и публицистических жанрах и даже в научном, когда необходима живость изложения, образность и эмоциональная яркость высказывания. Эти средства усиливают дейсвенность слова благодаря тому, что к логике содержания добавляется экспрессивность его выражения. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из них.
      2. Запишите предложение: Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями.

IV.Работа над темой урока.

Большими возможностями обладают особые синтаксические построения, так называемые стилистические или риторические фигуры. Этих фигур много. Рассмотрите их ( слайд №3), выпишите те, значение которых вам неизвестно. Запишите их значение в тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

( Учащиеся комментируют записанные ими термины)

1. Наблюдения над языковым материалом. Определите виды тропов и стилистических фигур. Выпишите стилистические фигуры и назовите их.( Слайды № 4, 5 )

1. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И.Эренбург) — синтаксический параллелизм.

2. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

« Исчезнет след!» А миру хоть бы что. - эпифора.

3. С ужасом думала я, к чему все это приведет. - инверсия.

4. Мелькают мимо будки, бабы,

      1. Мальчишки, лавки, фонари,
          1. Дворцы, сады, монастыри... - бессоюзие.
          2. 5. Мужики — за топоры. - эллипсис.
          3. 6. Нет, я хотел...быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть.
          4. ( А. С. Пушкин ) - умолчание.
          5. 7. Тонкий дождь сеялся и на поля, и на леса, и на широкий Днепр.
          6. (Н.Гоголь) — многосоюзие.
          7. 8. Я был невнимателен и груб. Подавлял ее индивидуальность. Не замечал
          8. ее проблем. Оскорблял ее чувства. - парцеляция.
                1. 9. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) — риторический вопрос.
                2. 10. Пришел, увидел, победил. - градация.
                3. 11. Молодая старость. - оксюморон.
                4. 12. «Преступление и наказание.» (Ф.М.Достоевский) — антитеза.
                5.  

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Стилистические фигуры как одно из средств выразительности»

Диагностический диктант 11 класс

Нет конца миру…


Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.

В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полу опавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.

Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.

Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты.

(По В. Солоухину.)

(245 слов.)


Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор предложений 2-го абзаца.

  2. Составить схемы предложений с однородными членами.

  3. Сделать словообразовательный и морфологический разборы одного существительного и прилагательного.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!