Урок русского языка в 11 классе.(электив, универсальный профиль)
Тема: Работа с текстом. От формулировки проблемы текста к комментарию.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок теоретической и практической работы.
Форма деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах.
Оборудование: ПК, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, листы учёта знаний, умений и навыков.
Обучающие цели урока: - дать представление о месте и роли формулировки проблемы исходного текста в структуре сочинения ЕГЭ; закрепить навык вычленения основной проблемы текста, формулирования её разными способами.
Развивающая цель: развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшнее занятие посвящено реализации практических умений и навыков в создании комментария к проблеме текста. Именно критерий 2 – самый значимый, так как он показывает, насколько глубоко и полно экзаменуемый понял поставленную проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследить за ходом авторской мысли.
И в этой непростой работе с текстом фраза Л.Н. Толстого звучит как предупреждение: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Как вы понимаете её суть? (Если не уяснена главная мысль текста, то и выразить её словом крайне затруднительно).
Вот и задание 27 ЕГЭ по русскому языку не только даёт представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, но и показывает общий уровень развития ученика, его нравственность и культуру.
Сочинение задания 27 - это особое речевое произведение, которое является синтезом анализа исходного текста и изложения собственного мнения относительно проблемы, поднятой автором; это скрытый диалог экзаменуемого с автором исходного текста.
Что такое комментарий?
Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении ЕГЭ-2022 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.
2. Фронтальный опрос.
На экзамене перед вами будет стоять задача: как можно точнее понять содержание исходного текста, его проблематику. Очень важная композиционная часть сочинения – формулировка проблемы исходного текста. Ребята, на предыдущем уроке мы познакомились с понятием «проблема исходного текста». Что же такое проблема исходного текста? (Ответы учащихся). Да, действительно, проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. От того, правильно ли вы определите и сформулируете проблему исходного текста, зависит количество баллов, которые вы получите за сочинение. Чтобы сформулировать цели нашего сегодняшнего урока, вспомним критерии оценки этой части сочинения К1:
К1. Формулировка проблем исходного текста.
- Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. - 1 балл.
- Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.- 0
Не забудьте! После текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Эту информацию вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать повторения одного и того же слова, например: писатель – журналист –публицист - фамилия автора.
Вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
От слова к смыслу. От проблемы к комментарию.
Из задания с развернутым ответом исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт (№ 3). Это изменение обусловлено нацеленностью измерителя на развитие филологического мышления, связанного с умением анализировать текст.
Знание критериев помогает выстроить работу, увидеть композицию и четко представлять те требования, которые к ним предъявляются.
На листе формата А 4 составляем композиционную схему , скелет сочинения. Все составные части сочинения должны быть видны ученику.(как рентген).
К1 Проблема | |
К 2 Пример 1 | |
К 2 Пояснение к Примеру 1 | |
К 2Пример 2 | |
К 2 Пояснение к Примеру 2 | |
К 2 Связь между примерами | |
К 3 Позиция автора | |
К 4 Моя позиция | |
Определяющими в оценивании комментария к сформулированной проблеме являются следующие позиции оценивания:
количество примеров-иллюстраций,
наличие пояснений к примерам-иллюстрациям,
указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями.
При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок.
Ошибки в комментарии:
- комментирование отсутствующей в тексте проблемы;
-использование проблемы для отвлечённых рассуждений;
- комментирование компонента текста (пейзажа, интерьера, портрета и т.д.), имеющего косвенное отношение к проблеме;
- пересказ исходного текста или его фрагментов;
-переписывание больших фрагментов текста, подменяющих собой комментарий.
Не забудьте! После текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.Эту информацию вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать повторения одного и того же слова, например: писатель – журналист –публицист - фамилия автора.
Разминка. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Солоухин)
1) Какова роль детства в жизни человека?
2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?
3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?
2. Работа в парах (группах) Соотнесение типов ошибок с фрагментами текстов
3.«Работаем экспертами». (Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения - рассуждения)
Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученным текстам. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.
V. Итоги урока. Закончить урок мне хочется словами Н.А.Некрасова:
Форме дай щедрую дань Временем:
важен в поэме Стиль, отвечающий теме.
Стих, как монету, чекань Строго, отчетливо, честно,
Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно.
В этих стихах – одно из замечательных правил словесного искусства: писать так, чтобы слово было точным, чтобы за каждым словом угадывался глубокий смысл, открывался простор воображению. И тогда удача на экзамене вам обеспечена!
Вам я хочу «вручить» портфели. Чем больше портфель, тем выше ваша оценка.
Домашнее задание. Сформулировать и прокомментировать проблему по тексту Ф.Кривина «Волк на ёлке»