Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий настоящего времени. Подготовка к выполнению 12 задания ЕГЭ».
Тип урока: Урок построения системы знаний. (Урок общеметодологической направленности).
Вид урока: практикум.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная. Групповая.
Цели урока:
-Закрепить знания о суффиксальном образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
-Сформировать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать слова с этой орфограммой.
-Подготовиться к ЕГЭ.
1 этап урока: Мотивационно – целевой. (7 мин)
Форма организации учебной деятельности – парная.
Приём «Морской бой». (Приложение №1)
Обучающиеся в парах выполняют карточку, сравнивают с другими парами, затем сравнивают с эталоном. На данном этапе урока предлагается самостоятельно оценить уровень своих знаний, сформулировать цель урока.
2 этап урока: Поисково-исследовательский. (10 мин)
Форма организации учебной деятельности – групповая (или парная)
1.Задание на восстановление недостающей информации в таблице.
2. Составление алгоритма работы по определению спряжения, выбора буквы в суффиксе причастия.
лицо | 1спр | | 2спр | |
| окончания | примеры | окончания | примеры |
1- я 2 - ты 3 – он, она, оно 1 – мы 2 - _____ 3 - они | -у, -ю -ешь -ет _____ -ете -ут, ют | Бормочу ___________ Бормочет _________ Бормочете бормочут | -у, -ю ___________ -ит -им -ите ___________ | Клею Клеишь Клеит Клеим Клеите __________ |
правила | К I спряжению относятся: -все глаголы, кроме тех, которые относятся ко II спряжению Искл: -брить, зиждиться,_____________ | Ко II спряжению относятся: -глаголы на –ить Искл: -Гнать, держать, дышать, _________, -терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, _________, ___________. |
Разноспрягаемые глаголы | Хотеть, бежать, есть, ______________ |
Действительные причастия настоящего времени | -ущ, ющ. | _________________ |
Страдательные причастия настоящего времени | __________________________ | -им |
3 этап. Практико-ориентированный. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная.(7 мин)
Приём «Третий лишний». Пользуясь восстановленной таблицей, найдите лишнее слово в каждом ряду.
1.бор..щийся , алч..щий, , кле…щий
2. се…щий, стро…щий, тащ..щий
3. колыш…щийся, хвал…щий, дыш…щий
4. множ…щий, ла…щий, клокоч…щий
5. жал…щий, ве…щий, стел…щий
6. знач…щий, грохоч…щий, ран…щий
7.Ка…щийся, пыш…щий, ненавид…щий
8. разреша…мый, невид…мый, завис…мый
9. неприемл…мый, исследу…мый, слыш…мый
10. требу…мый, эксплуатиру…мый, вид…мый
4 этап. Контрольно-оценочный. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная. 15 мин.
Вставьте пропущенные буквы. Ответ дайте в цифровой форме.
Вариант 1
1) Завис_т от вас; 2) поищ_м книгу; 3) напрасно они тревож_тся; 4) постав_м палатку; 5) зате_м игру; 6) они терп_т неудачу; 7) ветви не шевел_тся; 8) он бор_тся за победу; 9) дрова обычно пил_т; 10) верт_т колеса; 11) родители беспоко_тся; 12) ветер стон_т; 13) туман сте л_т ся; 14) белье суш_тся; 15) рожь се_т; 16) тележ ку кат_т; 17) грядку пропол_т; 18) стрекоч_т кузнечик; 19) дремл_т камыш; 20) послыш_тся шум; 21) понаде_тся на встречу; 22) плещ_мся в воде; 23) высп_тся дома; 24) засе_шь поле; 25) колыш_т ся флаги; 26) брезж_т заря; 27) полощ_тся под краном; 28) разговор не кле_тся; 29) пропол_т грядки; 30) постел_тся чистые прос тыни.
Относятся к глаголам I спряжения и пишутся с гласными е, у (ю): _____________________________________________________________________
Относятся к глаголам II спряжения и пишутся с гласными и, а (я): _____________________________________________________________________
ВАРИАНТ 2. Вставьте гласные в суффиксы причастий. Ответ дайте в цифровой форме.
1) Бледне_щее небо; 2) колыш_щаяся рожь; 3) муч_мый жаждой; 4) слав_щиеся водами курорты; 5) паш_щий трактор; 6) завис_щий от погоды; 7) пиш_щий письмо; 8) брезж_щий рассвет; 9) враща_мый вокруг оси шар; 10) глубоко дыш_щий; 11) догоня_щий нас прохожий; 12) кол_щая боль; 13) плохо слыш_мый из-за ветра; 14) дети, кле_щие игрушки; 15) зыбл_щаяся от ветра поверхность; 16) леле_щий свою мечту; 17) пыш_щий здоровьем малыш; 18) движ_мый состраданием; 19) стел_щийся по земле туман; 20) завис_мый от родителей; 21) маяч_щий на горизонте; 22) тле_щие угли костра; 23) руш_щаяся надежда; 24) зижд_щийся на шаткой договоренности; 25) кол_щий дрова; 26) меч_щийся от страха; 27) скач_щий на коне всадник; 28) дремл_щий у камина; 29) больно жал_щие пчелы; 30) щекоч_щий лицо пух.
Причастия пишутся с гласными е (о), у (ю) в суффиксах: _____________________________________________________________________
Причастия пишутся с гласными и, а (я) в суффиксах: ___________________________________________________
5 этап. Рефлексивный. Подведение итогов. Показать на графике прогресс понимания правила от первого задания до последнего. Можно использовать рефлексивную мишень или лист самоконтроля.
Приложение. Приём «Морской бой»
| Гласные в суффиксах причастий |
№ стр | | У(Ю) | А(Я) |
1 | Множ…щий | в | а |
1 | Ла…щий | з | ж |
2 | Колыш…щийся | б | в |
2 | Пыш…щий | в | д |
3 | Дыш…щий | а | б |
3 | Клокоч…щий | г | ж |
4 | Мерещ…щийся | д | б |
4 | Кле…щий | з | в |
4 | Грохоч…щий | г | е |
5 | Ненавид…щий | ж | д |
5 | Мо…щийся | е | з |
5 | Ран…щий | а | ж |
6 | Стел…щийся | д | в |
6 | Дремл…щий | ж | а |
7 | Жал…щий | б | е |
7 | Ве…щий | ж | г |
8 | Знач…щий | г | а |
8 | Сыпл…щий | з | в |
Методика использования предложенных материалов.
В карточке-задании номер строки соответствует номеру в бланке ответов. Учащийся выбирает свой вариант написания слова (букву одного из столбца) и закрашивает клеточку в бланке ответов. (в графе № строки две единицы, значит в первой строке бланка ответов должны быть закрашены две клеточки).
В результате получается определённая фигура в бланке ответов.
Бланк ответов
| а | б | в | г | д | е | ж | з |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
Эталон
| а | б | в | г | д | е | ж | з |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |