«Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста»
Этап | Время | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку | 1 минута | Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. Слайд №1 - Сегодня на уроке мы будем делать записи в рабочем поле (Приложение 1). Оно перед вами, прошу вас подписать рабочие листы. | Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. Подписывают рабочие листы |
Мотивация | 2 минуты | Мотивировать учеников на дальнейшую деятельность. | - Русский язык – сложная система. И как любая система – это механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В данном случае – уровней языка. Слайд №2 Какие уровни языка вам известны? - Судя по теме урока, скажите, какой уровень языка нас будет сегодня интересовать и почему? - В чём будет состоять цель нашей работы? - Как вы думаете, почему именно этот уровень языка так важен для поэтического текста? Слайд №3 Поэзию от прозы принципиально отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков. Слайд №4 | Фонетический Лексический Синтаксический Текстологический Отвечают (Фонетический) |
Работа с эпиграфом. Создание гипотезы урока | 3 минуты | Создать гипотезу для дальнейшей исследовательской деятельности на уроке | - Обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами К.Д. Бальмонта? - Как, по-вашему, создаётся «чудо» поэтического слова? - Предположите, какую роль играют фонетические средства художественной выразительности в поэтическом тексте? Слайд №5 - На сегодняшнем уроке мы повторим то, что вы знали о звуковых средствах художественной выразительности, и постараемся узнать новое по этой теме. | Отвечают на вопросы. Предполагаемый ответ: есть средства создания образности поэтического текста. Создают гипотезу урока: Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста. |
Теоретическая база исследования (Теоретический аукцион) | 7 минут | Актуализировать теоретические сведения по теме урока. | - Предлагаю провести своеобразный «аукцион», который позволит вам повторить теорию по теме, а мне узнать, как хорошо вы ориентируетесь в фонетическом уровне организации поэтического текста. Я буду предлагать вам то или иное понятие, а вы постараетесь растолковать его. Тот, чьё толкование будет наиболее точно соответствовать словарному толкованию, выигрывает тур аукциона. Кроме того, прошу вас записать названные термины в рабочем листе. Слайд №6 Звукопись – это прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению. Слайд №7 Благозвучие (эвфония) – частотное употребление сонорных согласных Слайд №8 Аллитерация (от лат. ad – к, при + litera – буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.С. Пушкин). Слайд №9 Ассонанс (франц. assonance – созвучие). Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!.. (М.Ю.Лермонтов). Слайд №10 Анафора (греч. anaphora – вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесённые мосты, Гроба с разбитого кладбища. Слайд №11 Эпифора (греч. epiphora из epi – после + phoros – несущий). Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь) Слайд №12 Звуковой символизм Звуковой символизм, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. З. с. используется в поэтической речи. Например, звук "л" кажется "подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на "л": "С лодки скользнуло весло..."). Слайд №13 Ритм - (греч. rhythmos - от rheo - теку), 3) В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; Слайд №14 Интонация– это (от лат. intonare — громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Слайд №15 Рифма_- повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк | Работают с терминами: дают определения, зарабатывая баллы, записывают в рабочий лист. |
Практическая работа | 6 минут | Практически применить знания, умения и навыки по теме урока | Пришло время практически применить имеющиеся знания. Слайд №16 Задание 1: -На основе своих наблюдений, опыта объясните, какие ассоциации вызывают у вас следующие звуки: [а], [у], [ж],[р], [ш]. Задание 2: Сравните высказывания авторов о звуках со своими ассоциациями, есть ли сходства во мнениях? Слайд №17 В российском языке, как кажется, частое повторение на письме А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение на письме И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль… (М. В, Ломоносов, “Риторика”.) Слайд №18 “О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”. (К. Бальмонт.) Слайд №19 “Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.) Какие термины из предыдущего задания можно связать со значениями, которыми наделяют звуки? Слайд №20 Сделайте вывод. | Ученики работают по выбранной карточке Отвечают на вопрос Вывод: Звуки в языке обладают собственными оттенками значений, которые создают образную систему поэтического текста. |
Физкультминутка | 2 минуты | Обеспечить снятие усталости и напряжения глаз. | Слайд №21 | Выполняют упражнения физкультминутки |
Лексико – терминологическая работа | 6 минут | Анализ фонетического облика поэтического текста | Определите, какой приём звукописи представлен в отрывке, ответ запишите в рабочий лист. Пример | Приём | Образный ряд | Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) | | | По небу голубому Проехал грохот грома. (С. Маршак) | | | Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин) | | Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт) | | | - Предлагаю проверить ваши ответы. Хочу услышать, какие образный ряд у вас возник в связи с повтором тех или иных звуков. Слайд №22 - Скажите, можем ли мы говорить о том, что авторы приведённых отрывков используют приём звукового символизма? Докажите. Слайд №23 | Заполняют таблицу. Заполненный вариант: Пример | Приём | Образный ряд | Люблю березу русскую, То светлую, то грустную. (А. Прокофьев) | Ассонанс | Легкая грусть, нежность | По небу голубому Проехал грохот грома. (С. Маршак) | Аллитерация | Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон. | Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин) | Аллитерация | Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт) | Благозвучие | Волнение, торжественность | Работают со слайдом Предполагаемый ответ: при использовании в стихотворениях таких приемов у слушающих возникают приблизительно одинаковые слуховые ассоциации и образы, потому что связь звука и смысла во многом определяется акустическими и артикуляционными свойствами звуков. |
Работа с текстом | 4 минуты | Развитие навыка аналитической работы с текстом по поиску и интерпретации фонетических средств выразительности | Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств? Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф.И. Тютчев)Слайд №24 | Ответы: аллитерация ( [л`],[д], [л],[т]); фонетическая анафора([л`]; создаётся образ медленно текущего «ленивого» полудня |
Итог урока. Создание собственного текста | 10 минут | Развитие умения создавать собственный текст-рассуждение с использованием информации, полученной на уроке | Итак, следуя логике нашего урока, я вас прошу сделать выводы, подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая нами в начале урока? (Гипотеза: Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста) - Предлагаю вам создать собственные тексты - рассуждения, безусловно, учитывая главное требование к фонетическому облику речи, - благозвучие. Объем – 5-7 предложений. Тема текста – «Что важного скрыто в поэзии?». На написание вам 2-3 минуты. Напоминаю, что рассуждение состоит из следующих элементов: Т езис Аргументы, примеры Вывод - Прочитайте то, что у вас получилось. Довольны ли вы своим текстом? Хотели ли бы вы отредактировать его? Слайд №25Слайд №26 | Отвечают на вопрос Создают собственные сочинения-рассуждения Анализируют свои тексты. Отвечают на вопросы. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | 4 минуты | Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности | -Наш урок подошел к концу. Прошу устно ответить на два вопроса: Что вы узнали нового и интересного на уроке? Где вам могут пригодиться эти знания? Хочу особо отметить работу на уроке….. Большое спасибо вам за урок! | Отвечают на вопросы. Анализируют свои результаты |