СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе «Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и литературы, позволяющий повторить известные и изучить новые выразительные стредства русской фонетики.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе «Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Красненского района Белгородской области














Урок русского языка в 10 классе


«Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста»









Автор – Андрианова Екатерина Павловна,

учитель русского языка и литературы














Камызино


Тема: Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста


Цели:

  1. Способствовать формированию у обучающихся умения оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания,

  2. формировать умение анализировать фонетическую организацию речи,

  3. развивать образную, эмоциональную составляющую языка.

  4. приобщать к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам,

Планируемые результаты:
Предметные

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • формирование потребности сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее становление причинно-следственных связей, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

  • Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

  • Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Личностные

  • Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности - создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.

  • Формирование познавательного интереса к предмету исследования

  • Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи


Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности


Оборудование: словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.










Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

К.Д. Бальмонт

Ход урока

Этап

Время

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку

1 минута

Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку.

Слайд №1

- Сегодня на уроке мы будем делать записи в рабочем поле (Приложение 1). Оно перед вами, прошу вас подписать рабочие листы.


Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Подписывают рабочие листы

  1. Мотивация


2 минуты

Мотивировать учеников на дальнейшую деятельность.

- Русский язык – сложная система. И как любая система – это механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В данном случае – уровней языка.

Слайд №2

Какие уровни языка вам известны?




- Судя по теме урока, скажите, какой уровень языка нас будет сегодня интересовать и почему? - В чём будет состоять цель нашей работы?

- Как вы думаете, почему именно этот уровень языка так важен для поэтического текста?

Слайд №3

Поэзию от прозы принципиально отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков.

Слайд №4






Фонетический

Лексический

Синтаксический

Текстологический

Отвечают (Фонетический)


  1. Работа с эпиграфом. Создание гипотезы урока


3 минуты

Создать гипотезу для дальнейшей исследовательской деятельности на уроке

- Обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами К.Д. Бальмонта?

- Как, по-вашему, создаётся «чудо» поэтического слова?


- Предположите, какую роль играют фонетические средства художественной выразительности в поэтическом тексте?

Слайд №5




- На сегодняшнем уроке мы повторим то, что вы знали о звуковых средствах художественной выразительности, и постараемся узнать новое по этой теме.


Отвечают на вопросы.


Предполагаемый ответ: есть средства создания образности поэтического текста.

Создают гипотезу урока: Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.

  1. Теоретическая база исследования (Теоретический аукцион)


7 минут

Актуализировать теоретические сведения по теме урока.

- Предлагаю провести своеобразный «аукцион», который позволит вам повторить теорию по теме, а мне узнать, как хорошо вы ориентируетесь в фонетическом уровне организации поэтического текста.

Я буду предлагать вам то или иное понятие, а вы постараетесь растолковать его. Тот, чьё толкование будет наиболее точно соответствовать словарному толкованию, выигрывает тур аукциона. Кроме того, прошу вас записать названные термины в рабочем листе.

Слайд №6

Звукопись – это прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Слайд №7

Благозвучие (эвфония) – частотное употребление сонорных согласных

Слайд №8

Аллитерация (от лат. ad – к, при + litera – буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.С. Пушкин).

Слайд №9

Ассонанс (франц. assonance – созвучие). Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!.. (М.Ю.Лермонтов).

Слайд №10

Анафора (греч. anaphora – вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с разбитого кладбища.

Слайд №11

Эпифора (греч. epiphora из epi – после + phoros – несущий). Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

Слайд №12

Звуковой символизм

Звуковой символизм, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. З. с. используется в поэтической речи. Например, звук "л" кажется "подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на "л": "С лодки скользнуло весло...").

Слайд №13

Ритм - (греч. rhythmos - от rheo - теку), 3) В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;

Слайд №14

Интонация– это (от лат. intonare — громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Слайд №15

Рифма_- повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк

Работают с терминами: дают определения, зарабатывая баллы, записывают в рабочий лист.

  1. Практическая работа

6 минут

Практически применить знания, умения и навыки по теме урока

Пришло время практически применить имеющиеся знания.

Слайд №16

  • Ассоциации

Задание 1:

-На основе своих наблюдений, опыта объясните, какие ассоциации вызывают у вас следующие звуки: [а], [у], [ж],[р], [ш].


Задание 2:

Сравните высказывания авторов о звуках со своими ассоциациями, есть ли сходства во мнениях?


Слайд №17

В российском языке, как кажется, частое повторение на письме

А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;

учащение на письме И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей;

через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность;

через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…

(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

Слайд №18

“О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.

(К. Бальмонт.)

Слайд №19

“Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…

Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…”

(Е. Замятин.)

  • Какие термины из предыдущего задания можно связать со значениями, которыми наделяют звуки?

Слайд №20

Сделайте вывод.




Ученики работают по выбранной карточке













































Отвечают на вопрос




Вывод: Звуки в языке обладают собственными оттенками значений, которые создают образную систему поэтического текста.

  1. Физкультминутка

2 минуты

Обеспечить снятие усталости и напряжения глаз.

Слайд №21


Выполняют упражнения физкультминутки

  1. Лексико – терминологическая работа

6 минут

Анализ фонетического облика поэтического текста

Определите, какой приём звукописи представлен в отрывке, ответ запишите в рабочий лист.

Пример

Приём

Образный ряд

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)




По небу голубому 
Проехал грохот грома.

(С. Маршак)




Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
(А. Пушкин)


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт)





- Предлагаю проверить ваши ответы. Хочу услышать, какие образный ряд у вас возник в связи с повтором тех или иных звуков.

Слайд №22


- Скажите, можем ли мы говорить о том, что авторы приведённых отрывков используют приём звукового символизма? Докажите.






Слайд №23

Заполняют таблицу.

Заполненный вариант:


Пример

Приём

Образный ряд

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)


Ассонанс

Легкая грусть, нежность

По небу голубому 
Проехал грохот грома. (С. Маршак)


Аллитерация

Активный шум, гром, грохот, раскат, торжественный звон.


Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
(А. Пушкин)

Аллитерация

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт)

Благозвучие  

Волнение, торжественность


Работают со слайдом


Предполагаемый ответ:

при использовании в стихотворениях таких приемов у слушающих возникают приблизительно одинаковые слуховые ассоциации и образы, потому что связь звука и смысла во многом определяется акустическими и артикуляционными свойствами звуков.

  1. Работа с текстом

4 минуты

Развитие навыка аналитической работы с текстом по поиску и интерпретации фонетических средств выразительности

Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

(Ф.И. Тютчев)Слайд №24

Ответы: аллитерация ( [л`],[д], [л],[т]); фонетическая анафора([л`]; создаётся образ медленно текущего «ленивого» полудня

  1. Итог урока. Создание собственного текста


10 минут

Развитие умения создавать собственный текст-рассуждение с использованием информации, полученной на уроке

Итак, следуя логике нашего урока, я вас прошу сделать выводы, подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая нами в начале урока? (Гипотеза: Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста)

- Предлагаю вам создать собственные тексты - рассуждения, безусловно, учитывая главное требование к фонетическому облику речи, - благозвучие. Объем – 5-7 предложений. Тема текста – «Что важного скрыто в поэзии?». На написание вам 2-3 минуты.

Напоминаю, что рассуждение состоит из следующих элементов:

Т езис



Аргументы, примеры



Вывод

- Прочитайте то, что у вас получилось. Довольны ли вы своим текстом? Хотели ли бы вы отредактировать его?

Слайд №25Слайд №26

Отвечают на вопрос








Создают собственные сочинения-рассуждения














Анализируют свои тексты. Отвечают на вопросы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

4 минуты

  • Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности

-Наш урок подошел к концу. Прошу устно ответить на два вопроса:

  • Что вы узнали нового и интересного на уроке?

  • Где вам могут пригодиться эти знания?

  • Хочу особо отметить работу на уроке…..

  • Большое спасибо вам за урок!


Отвечают на вопросы. Анализируют свои результаты

Приложение 1

Рабочий лист

ученика (цы) 10 класса_____________________________________

Тема: Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста

Звуковые средствах художественной выразительности:

Ассоциации

[ш]


Лексико – терминологический диктант

Пример

Приём

Ассоциации

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)




По небу голубому 
Проехал грохот грома. (С. Маршак)




Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
А. Пушкин)


Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт)





Работа с текстом

Определите фонетические средства художественной выразительности в тексте. Какая картинка рисуется с помощью этих средств?


Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

(Ф.И. Тютчев)









Создание собственного текста «Что важного скрыто в поэзии?»























Рефлексия

  • Что вы узнали нового и интересного на уроке?

  • Где вам могут пригодиться эти знания?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!