СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе на тему: "Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 10 классе по теме: "Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе на тему: "Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления"»

Учитель: Белая А.Р.

Дата:

10 класс

Тема урока: «Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая

ограниченную сферу употребления»


Дидактические задачи (цель учебного занятия):

- познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики,

- определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»;

- научить подбирать синонимы к словам необщеупотребительной лексики.

Развивающие задачи:

- развивать умение работать самостоятельно;

- строить логическую цепочку рассуждений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к русскому языку и литературе;

- воспитывать коммуникативную культуру;

- уметь участвовать в диалоге;


Ход урока


Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П. А.Вяземский

1.Организационный момент.

Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих


2. Актуализация знаний.


1) Работа с эпиграфом

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Вяземского: « Язык есть исповедь народа, /В нём слышится его природа, /Его душа и быт родной».

  • Ребята, как вы понимаете данное выражение?

(Ответы учащихся).

Да, действительно, в языке мы видим народ, его мечты, его интересы.

На сегодняшнем уроке мы начнём разговор о лексике с точки зрения сферы употребления.


2) Работа с таблицей








Общеупотребительные (межстилевые) слова

Диалектизмы

Жаргонные слова. Арготизмы

Профессионализмы.Термины

Осень, книга, стол, идти, школа, газета, молодой, новый.

Юж. народы: Кочет (петух), гутарить (говорить), цибуля (лук), буряк (свекла)

Север. народы: кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы)

Молодежный жаргон: Общага, стипуха, шпоры, хвост;

Лагерный

шмон (обыск), стукач (доносчик)

Арготизмы:малина (притон), перо (нож)

Пародонтит, гипотеза, подлежащее, сказуемое, инфаркт, молекула

Арготизмы фр. Argot - замкнутый недеятельный – речь определенных замкнутых групп (воров, бродяг). Это засекреченный, искуственный язык преступного мира.

Жаргон- социальная разновидность речи, используемая узким кругм носителей языка, объединенных общностью интересов.

Термины используются в той или иной области науки людьми разных профессий

- Какая это лексика? (профессиональная, т.е. профессионализмы)

- В каждой колонке записаны слова. К какой группе слов они относятся? Дайте названия колонкам. (Дети оформляют в тетрадь таблицу)

На какие две дольшие группы можно разделить слова в таблице? (Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления)

- Определите тему урока.

Тема урока звучит так: «Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления»

- Сформулируйте цели урока.

В ходе урока мы выясним:

– какая лексика составляет основу словарного состава русского языка;

– какими сферами жизнедеятельности человека может быть ограничена лексика;

– в чём особенности функционирования слов ограниченной сферы употребления.

- Дополните колонки своими примерами.

3. Работа по теме урока

1) Разбор предложения

-Запишите предложение и выполните синтаксический разбор, слово какой лексики здесь употреблено, что оно означает?


Из труб куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма.


2) Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст.

Впишите нужные термины

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Русский народ живёт на огромных просторах нашей Родины. Все русские говорят на одном национальном языке, поэтому, например, жители севера и жители юга поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, то есть являются общенародными (общеупотребительными). Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов словообразования. Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово ВАГАНЫ –«корыто для стирки» употребляют жители Кубани. А вот в Москве, в Архангельске его просто не поймут, так как это слово ограниченного употребления. Слова, ограниченные в своём употреблении местностью, называют диалектизмы.

В толковых словарях данная группа слов дана с пометой диал., обл.

Необщеупотребительными являются также слова, которые используют люди одной профессии – профессионализмы.

У музыкантов

- аккорд

- гамма

- октава

- вокализ

у стоматологов

- кариес

- наложить пломбу

Помета в толковых словарях для обозначения профессионального слова – спец., проф., муз., техн., морск. и др. Для профессиональной лексики характерно наличие терминов. Термины – слова, называющие понятия науки, техники, искусства. Например, термины астрономии – звезда, галактика, светимость и др.; термины языкознания (лингвистики ) – фонетика, суффикс, сказуемое и др. Значение профессиональных слов можно найти в толковых словарях, а также энциклопедических по предмету.

Существует ещё одна группа слов, которые ограничены той или иной социальной средой:

- сленг;

- жаргон;

- арго.

Слова данной группы носят выраженный эмоционально – экспрессивный оттенок.


3) Составление кластера


Теперь выделим блоки, которые будут отражены в кластере. Работаем в парах.

При работе вам помогут следующие вопросы:

– На какие две группы можно разделить лексику современного русского языка с точки зрения сферы употребления?

– Какие факторы, условия ограничивают употребление того или иного слова? (Территория – место жительства, профессиональная деятельность, социальная принадлежность)

– Исходя из этого, как можно озаглавить блоки?

Обсуждение в группе.

Определились с блоками. Теперь создайте в паре кластер и представьте ее (работу представляют выборочно несколько пар). Изобразите получившийся кластер в рабочей тетради. (Возможный вариант кластера).

«Лексика современного русского языка

с точки зрения сферы употребления».



Лексика



общеупотребительная ограниченная



диалектизмы жаргонизмы

профессионализмы


- Распределите слова в карточках по сферам употребления и дополните кластер примерами


Карточка

Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.

4. Закрепление

1) Выполнение упр. 40 с. 39

2) Заполнение таблицы

Перед вами таблица с утверждениями.

Необходимо оценить достоверность предложенных утверждений









Работу выполняем самостоятельно.

Утверждения

+ / -

1. Национальный русский язык включает в себя только общеупотребительные слова.

-

2. Национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.

+

3. Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова.

+

4. К ограниченной в употреблении лексике относятся диалектизмы, профессионализмы (специальная лексика) и жаргонизмы.

+

5. Диалектизмы – названия специальных понятий и предметов в разных сферах производства, областях науки

_

6. Жаргонизмы - слова той или иной социальной группы людей.

+

7. Профессионализмы – слова, характерные для речи населения какой–либо области, района.

-

Проверка выполненной работы (Ученики читают утверждение и озвучивают: верное оно или нет)


7. Подведение итогов

Язык неоднороден, в частности, лексический состав языка. Есть общеупотребительная лексика и лексика ограниченной сферы употребления.

Беседа с учащимися по вопросам:

- Какая лексика называется общеупотребительной?

  • Какая лексика имеет ограниченную сферу употребления?

  • Что, по вашему мнению, может ограничивать сферу употребления слова?

  • Какие пласты входят в состав лексики, имеющей ограниченную сферу употребления?

Подводя итоги, необходимо сказать о функциях необщеупотребительной лексики. Писатели, журналисты,  изображающие жизнь народа, стремящиеся передать местный колорит при описании русской деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских жителей или людей, речь которых отличается от литературной, охотно используют диалектизмы. Профессионализмы используются пишущими с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством. Жаргонная лексика  используется  в ограниченном количестве для речевой характеристики некоторых персонажей.


Выставление оценок.


Домашнее задание

Выполнить упр. 38 с. 38














Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Русский народ живёт на огромных просторах нашей Родины. Все русские говорят на одном национальном языке, поэтому, например, жители севера и жители юга поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, то есть являются общенародными (общеупотребительными). Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов словообразования. Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово ВАГАНЫ –«корыто для стирки» употребляют жители Кубани. А вот в Москве, в Архангельске его просто не поймут, так как это слово ограниченного употребления. Слова, ограниченные в своём употреблении местностью, называют­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________.

В толковых словарях данная группа слов дана с пометой диал., обл.

Необщеупотребительными являются также слова, которые используют люди одной профессии –______________________________.

У музыкантов

- аккорд

- гамма

- октава

- вокализ

у стоматологов

- кариес

- наложить пломбу

Помета в толковых словарях для обозначения профессионального слова – спец., проф., муз., техн., морск. и др. Для профессиональной лексики характерно наличие терминов. ________________– слова, называющие понятия науки, техники, искусства. Например, термины астрономии – звезда, галактика, светимость и др.; термины языкознания (лингвистики ) – фонетика, суффикс, сказуемое и др. Значение профессиональных слов можно найти в толковых словарях, а также энциклопедических по предмету.

Существует ещё одна группа слов, которые ограничены той или иной социальной средой:________________________, __________________________.

Слова данной группы носят выраженный эмоционально – экспрессивный оттенок.



Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Русский народ живёт на огромных просторах нашей Родины. Все русские говорят на одном национальном языке, поэтому, например, жители севера и жители юга поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, то есть являются общенародными (общеупотребительными). Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов словообразования. Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Например, слово ВАГАНЫ –«корыто для стирки» употребляют жители Кубани. А вот в Москве, в Архангельске его просто не поймут, так как это слово ограниченного употребления. Слова, ограниченные в своём употреблении местностью, называют­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________.

В толковых словарях данная группа слов дана с пометой диал., обл.

Необщеупотребительными являются также слова, которые используют люди одной профессии –______________________________.

У музыкантов

- аккорд

- гамма

- октава

- вокализ

у стоматологов

- кариес

- наложить пломбу

Помета в толковых словарях для обозначения профессионального слова – спец., проф., муз., техн., морск. и др. Для профессиональной лексики характерно наличие терминов. ________________– слова, называющие понятия науки, техники, искусства. Например, термины астрономии – звезда, галактика, светимость и др.; термины языкознания (лингвистики ) – фонетика, суффикс, сказуемое и др. Значение профессиональных слов можно найти в толковых словарях, а также энциклопедических по предмету.

Существует ещё одна группа слов, которые ограничены той или иной социальной средой:________________________, __________________________.

Слова данной группы носят выраженный эмоционально – экспрессивный оттенок.



Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.



Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.



Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.



Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.



Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.




Опера, кларнет, артиллерия, левада (приусадебная роща либо часть лиственного леса, которая находится рядом с неким водоемом ), регби, стол, батальон, осень, тусовка, связист, ноктюрн, интересно, вертолет, фагоцитоз, диагноз, выпендреж, баз (место на дворе, огороженное для скота), бульба, читать, новый, спринтер.



Утверждения

+ / -

1. Национальный русский язык включает в себя только общеупотребительные слова.


2. Национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.


3. Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова.


4. К ограниченной в употреблении лексике относятся диалектизмы, профессионализмы (специальная лексика) и жаргонизмы.


5. Диалектизмы – названия специальных понятий и предметов в разных сферах производства, областях науки


6. Жаргонизмы - слова той или иной социальной группы людей.


7. Профессионализмы – слова, характерные для речи населения какой–либо области, района.




Утверждения

+ / -

1. Национальный русский язык включает в себя только общеупотребительные слова.


2. Национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.


3. Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова.


4. К ограниченной в употреблении лексике относятся диалектизмы, профессионализмы (специальная лексика) и жаргонизмы.


5. Диалектизмы – названия специальных понятий и предметов в разных сферах производства, областях науки


6. Жаргонизмы - слова той или иной социальной группы людей.


7. Профессионализмы – слова, характерные для речи населения какой–либо области, района.




Утверждения

+ / -

1. Национальный русский язык включает в себя только общеупотребительные слова.


2. Национальный русский язык включает в себя общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.


3. Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова.


4. К ограниченной в употреблении лексике относятся диалектизмы, профессионализмы (специальная лексика) и жаргонизмы.


5. Диалектизмы – названия специальных понятий и предметов в разных сферах производства, областях науки


6. Жаргонизмы - слова той или иной социальной группы людей.


7. Профессионализмы – слова, характерные для речи населения какой–либо области, района.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!