СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 классе»

Открытый урок в 1 «А» классе

«Школа России» АЗБУКА В.Г.Горецкого И ДР.

Тема: Гласные буквы Ё, ё.Звуки [й’о], [’о]

Тема

Гласные буквы Ё, ё

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке

Личностные результаты

Обладают чувством ответственности за сохранение природы

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебных задач; логические – характеризуют звук [й’о] и букву ё.

Коммуникативные: выразительно читают художественные тексты

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква ёпоказатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии;

особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Суффикс часть слова которая стоит за корнем.

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Предметные картинки. Буквы и карточки для схем

















Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя









Приветствие учащихся.









-Ребята ,ой уколола руку иголочкой!!!(достаю из мешка, но не показываю)

Что же это за девица

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе





Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
















Фронтальный. Наблюдение учителя




Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка


























































































Работают в парах составляют схемы слов из карточек












Как по- другому называют это дерево? А какое это дерево? А у нас в Осетии растут такие деревья ?

-А как можно отличить сосну от ели?

Эти деревья очень хорошо очищают воздух. В Осетии есть санатории которые так и называются «Сосновая роща» люди выходят прямо в рощу и часами гуляют по ней вдыхая свежий воздух. Люди там лечат сердечные заболевания.


















ХОЧЕТСЯ ЧТОБЫ НА НОВЫЙ ГОД ЛЮДИ НЕ РУБИЛИ ЁЛОЧКИ В ЛЕСУ ,А ПОКУПАЛИ ИСКУССТВЕННЫЕ ОНИ ТОЖЕ КРАСИВЫЕ.











Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках

Как живая ёлочка


Вспоминаем что такое акростих.



-Что ты, Ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.


Убежал от друзей без оглядки сказал:

-Поищите!

Играю я в прятки.

Сначала в норе ёж укрылся

В одёжке.

Затем покатился клубочком

По стёжке.

Нашёл под берёзкой

Кудряшки-серёжки.

Решил подарить их

Мальчишке Серёжке.

А дальше?

А дальше и вы поищите.

Где ёж? Догадались?

Да он в алфавите! АБВГДЕЁЖЗИ…



-Что вы заметили интересного ?

-Где они встречаются в жизни?

-Вы любите природу?

Этот урок посвящаем окружающему нас миру. Девизом этого урока будет:

Люби всё живое.

Давайте будем любить и охранять природу.


Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик. ,ёж,ёлка

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог?

Второй слог?

На какой слог падает ударение?

Какая из схем подходит к слову ёжик?

Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите.

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой ё




Ель (Ёлка.) – картинка


Хвойное дерево.

В Осетии растут хвойные деревья. У нас во дворе школы тоже растут хвойные деревья.

-У сосны иголочки (хвоя) длинные и растут по парно, а у ели хвоинки короткие и расположены по одному.



Стихотворение

Живи, ёлочка!

Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тёти.

Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!

И. Токмакова

Ёжик

Дети читают на стр.30 стихотворение и рассказывают по ролям













7 раз

Ёжик Ёлка

Все слова начинаются на букву Ё.

-Они встречаются в природе.

Ответы детей







(ё-жик)


(йо)


(жык)


(на 1)

Выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик.

– Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков.

Читают правило





(йо)


























































































Обозначают слияние [j’о] буквой ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется


II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Пропойте гласные звуки
по «ленте букв»

Поют гласные звуки

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, объяснение учителя



Парная. Словесный, практический. Беседа, игра

– Какие гласные звуки служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии?

Буквы е и я особенные. Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [j’э], [j’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.


– Твердость согласных обозначают: а, о, у, ы.

– Мягкость согласных обозначают: и, е, я.

Слушают объяснение учителя.










Работают со схемами-моделями слов, анализируют слова



Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции. Выполняют слого-звуковой анализ слов. Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа, объяснение учителя

– Какая буква во всех словах?

-А почему ?Как вы думаете?

-А кто назовёт тему урока .

-Давайте поставим перед собой цель.



-Она особенная гласная буква Ё

29 ноября самая веселая буква русского алфавита отпраздновала 232 – летний юбилей. Именно в этот день в 1783 году появилась буква Ё.

В наше время эта буква занимает седьмое место в алфавите, но еще в дореволюционных букварях













буква Ё стояла в конце алфавита.

Буква Ё считается самой молодой буквой в русском алфавите. Данную букву в 1783 году придумала княгиня Екатерина Дашкова. Букве ё стоит памятник.


Дети отвечают.

Дети называют (Запомнить букву Ё.Научиться читать слова с новой буквой. Определить особенности буквы Ё)



Слушают учителя

О букве Ёё.



























Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Фронтальная. Словесный, практический.


Производят слого-звуковой анализ слова ёжик.

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 31)

Беседа, анализ слова, объяснение учителя, чтение правила


Парная. Словесный, практический. Беседа, игра

– На что похожа буква Ё?

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква Ё дает отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я – ударная всегда!
- Ой-Ё-Ёй, вот это – да!

.А теперь давайте поиграем и поставим буквы на место У нас должны получиться слова

Игра: Слово рассыпалось.

Кижё шёр чаколё

– Выложите букву Ё из счетных палочек.

Показывают сценку три ребёнка. Буква –Е,

Буква-Ё и автор (две девочки и мальчик)





Ёжик ёрш ёлочка


анализ слова

2. Знакомство с буквой Ё

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы



Находят букву Ё на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.



Из счетных палочек выкладывают букву Ё

Находят букву Ё на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование




1

2

3

4

5

6

3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 31)

Фронтальная. Словесный. Чтение слов

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слова.

– Сколько звуков произносите вы, читая букву ё в слогах
и словах?

Разложите слова в 3 столбика.

-В каких случаях в букве ё живёт два звука[j’о] и в каких случаях буква ё указывает на мягкость согласного и звучит звук [о],

Читают слоги и слова.


– В слогах – [о], в словах – [j’о]

Выполняют работу в парах. Разложите слова в 3 столбика

Читают слова с буквой ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой ё

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Дети всё показывают руками

Я хочу построить дом

чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была

Рядом ёлочка росла

Чтоб вокруг забор стоял

Пёс ворота охранял

Чтоб на травке жил жучок

Бегал быстрый паучок

Солнце было дождик шёл

И в саду тюльпан расцвёл

Чтоб флажок на доме был

А за домом ёжик жил.

.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с текстом
(учебник, с. 31)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– Озаглавьте рассказ

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ

(Ёжик, Ёжик защитился .Жучка напала на ёжика.)

Осмысленно читают текст рассказа, определяют главную мысль

Фронтальный. Устные ответы

5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 30)

Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа

– Рассмотрите картинку.

– Составьте по ней рассказ

Рассматривают картинку, составляют рассказ

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ

Коллективный. Устные ответы, рассказ

6. Дидактическая игра «Малыши заблудились» (учебник, с. 30)

Парная. Словесный, практический. Беседа, игра

– Прочитайте слова (названия животных и их детенышей).

– Найдите каждому детенышу родителя

-Какая часть слова делает из взрослого животного детёныша?

-Эта часть стоит за корнем или перед ним?

Часть слова которая стоит за корнем называется суффиксом.

Читают, выполняют задание


-ёнок

За корнем.

-ёнок это суффикс т.е. часть слова которая помогает делать новые слова, родственные.

Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей

Парный. Устные ответы, игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Посмотрите на картинку (с. 30) и покажите, как передвигаются изображенные животные, как они делают зарядку

Выполняют задание

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Коллективный. Правильное выполнение движений

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа со стихотворением Б. Заходера
(учебник, с. 30)

Фронтальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте стихотворение по ролям.

– Выучите стихотворение и выразительно расскажите его

Читают стихотворение по ролям, рассказывают наизусть

Понимают смысл прочитанного стихотворения. Выразительно читают его наизусть

Фронтальный. Чтение стихотворения наизусть

VII. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

-Если вы запомнили букву с которой мы работали, тогда прочитайте слова на ёлочных игрушках, прочитав слово громко игрушку вешайте на нашу ёлочку.

И мы таким образом украсим нашу ёлочку ведь скоро наступит Новый год! Я желаю в новом году иметь крепкое здоровье. Счастливого мирного неба над головой. Чтобы все ваши желания сбылись.

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


Приложение к уроку:

Запись на доске.

СЛЁЗКАХ

ЁЛКА

ЁЖИК

МОЁ

ТВОЁ

СВОЁ


ТЁК

ЛЬВЁНОК

УТЁНОК

Разделите слова на 3 группы. Буква ё указывает на мягкость согласного, буква ё обозначает два звука и в каких случаях.(Учитель помогает и выводят правило повторяют)Эту работу можно провести в парах учитель раздаёт уже готовые слова вырезанные и дети сами должны их наклеить на бумагу поделив их на 3 группы и каждая пара доказывает почему. Предварительно учитель делит листы на 3 столбика и на верху каждого столбика пишет [Й'О],['О], [Й'О],




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!