СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 1 «д» классе на тему « Мягкий знак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 1 «д» классе на тему « Мягкий знак»»

Урок русского языка в 1 «д» классе на тему

« Мягкий знак»

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)

УУД:

Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее а течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: урок- изучение нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, модель солнышка, тучки.

Раздаточный материал:  карточки.

Ход урок

- Сегодня ребята у нас необычный урок. К нам пришли гости.

Давайте, поздороваемся с ними.

-Скажите, чего вы ждете от сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

Задачи:

Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (читать, писать, внимательно слушать и т. п.)

Цели:

Для чего мы это будем делать? (чтобы много знать, быстро читать, красиво писать и т.д.)

Правильно!

Ход урока

  1. Организационный момент

Девиз урока:

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

Я: Сегодня к нам пришел необычный гость.

Я вам сейчас его опишу, а вы скажите кто это.

- Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква - … (мягкий знак)

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель опасную на море.


М.З: Здравствуйте ребята.

Я: Кто из вас догадался и назовет тему сегодняшнего урока.


Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости. Письмо слов с ь.»



Я: - Мягкий знак, а ты что один без друзей?

М.З: Они передумали со мной идти к вам. Но только мне стыдно причину рассказывать. Я вам тихонько скажу.

Я: - К нам сегодня вместе с мягким знаком шли и другие буквы, но, поспорив с волшебником спрятались.Дело в том, мягкий знак расхвастался по дороге. Стал говорить, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Могу показывать различные фокусы, хвастался он.

- Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ, был КЛЫКстала КЛИК…”.

Так гласные поспорили с мягким знаком и отказались с ним идти к нам в гости.

Назовите о каких гласных буквах идет речь? С кем мягкий знак более всего дружен? (Я Ё Е Ю И)

Давайте помирим их, написав все эти буквы в строчку очень красиво и аккуратно.

Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Я: Как вы думаете почему ближе всех с мягким знаком дружат именно эти буквы?

Дети: Потому что, эти гласные обозначают мягкость согласных на письме.

(Я, Е, Ю, Е, И).

Я: Ребята, разве мягкий знак, был прав, когда хвастался перед друзьями своими способностями?

Дети: Нет, этого делать не стоит…

М.З. Мне очень стыдно, и я хочу извиниться перед буквами. И перед всеми пообещать, что больше никогда хвастаться и задаваться не буду.

Я: -Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Наверное, он очень хороший друг.
- А вы хотели бы иметь такого друга?

Дети: Да…

М.З Я, по-моему, вас уже видел.

Я – Действительно мы с ребятами знакомились с тобой в азбуке и в прописях.


М.ЗСегодня мы познакомимся с вами ближе. И для начала давайте поиграем.

Игра«Хлопай – топай».
- Я буду называть слова. Если в конце слова ь, то хлопаете, если нет – топаете.

Корабль, кот, пень, тень, дом, олень, шесть, рояль, стол.

М.З Весело поиграли. Молодцы ребята!

Ну отдохнули, можно теперь и на рыбку сходить.

Вы когда-нибудь ходили на рыбалку?

Дети: Даааа.

М.З:А давайте сейчас отправимся вместе.

Дети: Давайте.

М.З –Тем более по дороге я поблизости видел какое-то озеро?

Я: А какое озеро мог увидеть Мягкий знак?

Дети: Озеро Ак-Гель.

Я: -Вот только на рыбалку туда мы пойти не с можем. Из вмешательства человека наше озеро стало сохнуть. И думаю там мы ничего не поймаем. На уроке окружающего мира мы с вами подробно поговорим об этой проблеме.

М.З. Ну тогда можно отправится к реке. Я и план уже составил нашей рыбалки.

1) Возьмем удочьку и нажывку.

2)Путь лежит через чящю леса к реке самур.

3) Улов должен быть хорошый.

Я - Мягкий знак, ты допустил серьезные орфографические ошибки.

М.З: -МММГГГ, а, по-моему, все верно.

Я: Ребята, давайте поможем Мягкому знаку исправить ошибки.

На столе у вас лежит план который составил Мягкий знак, быстрее исправьте в нем ошибки.

Я: Давайте проверим.

Я: -Ну теперь можем отправляться в путь.

Звучит музыка дети шагают. ( Физминутка)

М.З.: - Здорово порыбачили.

Я: -И поймали разную рыбу? Давайте посмотрим на их улов.

На доске появляются слова:

Судак, щука, форель, лосось.

Я: Посмотрите на какие две группы можно разделить эти слова?

Дети: На группу с мягким знаком и без.

М.З.: Давайте составим схемы к этим словам.

(на доске схемы слов судак, щука, кефаль, лосось).

Я: А кто заметил, чем отличаются слова в этих двух группах.

Дети:…

Я: Посчитайте количество букв и звуков в этих словах.

Кефаль-6 букв; 5 звуков.

Лосось-6 букв; 5 звуков.

Я: А теперь произнесем слова кефаль илосось без мягкого знака, а теперь с ним.

Как думаете, зачем в этих словах мы пишем мягкий знак? (для обозначения мягкости согласных).

М.З. Правильно ребята!

Я Почему звуков меньше, чем букв?

Дети : Мягкий знак не обозначает звука.

Я: Посмотрите на экране разбросаны слова. Давайте составим с ними предложение.

(В речке плавали лосось и кефаль.)

Запишем в тетрадь это предложение.

М.З. А теперь я хочу поиграть с вами в прятки. Сейчас посмотрим найдете ли вы меня в словах?

Я: Поиграем?

Дети: Да…

Я: Давайте вставим мягкий знак в слова где он должен быть.

Запишем под диктовку. (Зрительный диктант).

Сол_  орел_ гус_   двер_   сон_

Я: Выходи мягкий знак мы тебя во всех словах отыскали.

М.З. Молодцы !

Я: Мягкий знак, расскажи нам почему тебя называют волшебником?

М.З. Дело в том, что я умею превращать слова…

Игра «Превращение слов» 

Назовите пары этих слов.

Мел- Мель

Полка-Полька

Ел-Ель

Банка- Банька

Галка- Галька

Угол-Уголь

Я:Ребята, а что меняется с появлением мягкого знака?

Дети: Значение слова.

Я: Посмотрите, как удивительно, несмотря на то, что мы не слышим мягкий знак, он меняет полностью лексическое значение слова. Давайте вспомним, что такое угол. На уроке математике мы с ним уже познакомились.

Дети: Это два луча соединённые в одной точке.

Я: А что такое уголь?

Дети: Полезное ископаемое.

М.З. Вы такие молодцы и так много знаете. Поэтому последнее магическое задание на сегодня. Выполнять его будем по рядам.

Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет. 
Лоси, кони, медведи, тетради.

Молодцы!

Я: Отныне у нас появился новый друг, который будет жить у нас в классе и приходить к нам все 4 года.

Рефлексия.

Я: Интересным ли было ваше знакомство с мягким знаком? Что мы теперь знаем о нем?

Дети: (Не обозначает звука, обозначает мягкость согласного звука, может менять смысл слова.)

Я: В начале урока вы ставили цели, те из вас кто их достиг цели поднимите вот так.

А те из вас кто не доволен тем как смог проявить себя на уроке те опустите…

Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!