Познакомиться с правилом написания существительных с сочетаниями –инк- и –енк- Уметь применять правило написания существительных с сочетаниями –инк- и –енк- | 1. Овладевать действиями целеполагания, планирования и контроля (в том числе самоконтроля). 2. Уметь формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности. 3. Уметь общаться в диалоге, в группе, слушать своего товарища; оценить себя и своего одноклассника; формулировать собственное мнение и позицию. | 1. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. 2.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Проверка Д/З -Какие орфографические правила вам необходимо было повторить дома, чтобы правильно выполнить домашнее задание? -Давайте проверим домашнее задание. (ТПО с 6 упр 1,2) 1)-Какое задание вы должны были выполнить в упр 1? -Когда же пишется суффикс –ец-, а когда –иц-? - Проверяем.-Назовите «лишнее» слово в 1 столбике - «Лишнее» слово во 2 столбике? - Сколько слов с суффиксом –ец-, -иц- оказалось в 3 столбике? -Если задание выполнено правильно, поставьте «+» 2)- Найдите 2 упражнение. Когда в словах пишется сочетание –ичк-, а когда –ечк-? -1 вариант сосчитайте и запишите на полях, сколько слов с сочетанием –ичк- встретилось в этом упражнении -2 вариант сосчитайте и запишите на полях, сколько слов с сочетанием –ечк- встретилось в этом упражнении - Проверяем! Прочитайте. Докажите -Если задание выполнено правильно, поставьте «+» -Поднимите руку, кто выполнил дом. задание без ошибок? - Молодцы! Первая «малая удача»… | - Правило написания суффиксов –ец-, -иц-; правописание сочетаний –ичк-, -ечк- -Учащиеся формулируют правило: У сущ. М.р. - -ец-; у сущ. Ж.р. - -иц- - красавица- сущ ж.р. – пишется суффикс –иц- -певец – сущ. М.р. – пишется суффикс –ец- - 2 слова с суфф. –ец-: молодец, храбрец(сущ. М.р); 2 слова с суфф. –иц-:лисица, ящерица(сущ. Ж.р.) - Сочетание –ичк- пишется в словах образ. от слов на –ица, в остальных случаях пишется сочетание –ечк-. - 1 вариант – 6 слов: Слова образованы на –ица- - 2 вариант - 6 слов |
Создание проблемной ситуации - Посмотрите на доску. Задание: вставить в слова пропущенные буквы «е» или «и». Е ? И -Слова: мороз…ц, пугов…чка, трещ…нка, баш…нка - Вы сможете объяснить правописание последних двух слов? Почему? Почему возникли затруднения? 2. Постановка цели на урок -Попробуйте сформулировать тему нашего урока -Какова же цель нашего урока? 3.Работа с листом самооценки Перед вами «Лист самооценки» Определим учебные задачи. Учебные задачи | Начало урока | Конец урока | 1.Знаю правило написания слов с сочетаниями –инк-,-енк- | | | 2.Умею применять правило написания слов с сочетаниями –инк-, енк- | | | - «С малой удачи начинается большой успех»…Пожелаем себе удачи в открытии нового знания, чтобы обязательно добиться большого успеха! 4.Открытие нового знания 1) Наблюдение над словами с сочетаниями –инк- и –енк- -Что мы можем сделать, чтобы узнать правило? - Работать будете в группах -Понаблюдайте, как меняются слова и попытайтесь установить закономерность, по которой пишется –инк- или –енк- Карточка для учащихся: проталина-проталинка песня-песенка смородина-смородинка черешня-черешенка соломина-соломинка сосна-сосенка Подсказка: вспомни, как нужно различать сочетания –ичк- и –ечк- -Ваши предположения? 2)Работа с правилом (с 39) -Откройте учебник. Прочитайте правило на с 39. -В каком случае пишется сочетание –инк-? -В каком случае пишется сочетание –енк-? Прочитайте -Проговорите правило друг другу -Мы сейчас познакомились с правилом написания слов с сочетаниями –инк- и –енк-… -Какая следующая наша учебная задача? | -Ребята вставляют пропущенные буквы, объясняют написание слов: е и ? ? мороз…ц, пугов…чка, трещ…нка, баш…нка -Не знаем правило -Будем учиться писать слова с сочетаниями –инк-. –енк- -ЦЕЛЬЮ нашего урока будет познакомиться с правилом написания сочетаний –инк и –енк-,научиться писать слова с сочетаниями –инк-,-енк- -Прочитать правило в учебнике, спросить у учителя, понаблюдать над группой слов, провести наблюдение - Учащиеся высказывают предположения -Формулируют правило - Проговаривают друг другу -Будем учиться применять правило |
Учимся применять правило Работа с алгоритмом Найдите в учебнике алгоритм, как научиться применять правило. Прочитайте Я тоже самое представила в виде схемы (Слайд) Давайте разберемся -Потренируемся. (Сначала со словом «царап?нка», затем со словом «виш?нка») Первичное закрепление -Закрепим наши знания. Найдите на с.40 упр.1. Прочитайте задание. Обратите внимание, нам уже дано родственное слово. Воспользуемся схемой и по алгоритму образуем новые слова с сочетанием –инк- или –енк- (Разобрать 2 слова у доски: горошина, песня) -Дальше работать будете в парах. Не забывайте пользоваться алгоритмом, объясняя друг другу правило написания. - Кто будет готов, поднимет руку. -Поднимите руку, кто удачно поработал в парах? Пожмите друг другу руки. Как же не ошибиться в написании сочетаний –инк- и –енк-? «С малой удачи начинается большой успех» 2.Самостоятельная работа -Чтобы наш урок закончился «большим успехом», выполним еще одно задание -Откройте ТПО на с. 8. Прочитайте задание. -Если возникнут трудности, можно воспользоваться подсказкой. За подсказкой обратись к учителю -Оцените свою работу. (! или ?) - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Проверяем.( Слайд) -Кто доволен своей работой? Молодцы! -Как же не ошибиться в написании сочетаний –инк- и –енк-? | -Учащиеся читают алгоритм -Учащиеся работают со схемой, учатся применять правило -Учащиеся работают у доски - Первые 3 пары, кто быстрее всех справится с заданием, становятся консультантами и помогают другим ребятам -Учащиеся формулируют правило Ребята работают в ТПО (с.8) Оценивают свою работу: !-работа сделана без ошибок ?- сомневаюсь в правильности выполнения задания -Взаимопроверка -Учащиеся формулируют правило |
1.Подведение итога урока 1)Разрешение проблемной ситуации Давайте, еще раз обратим внимание на слова, которые мы рассматривали в начале урока. Теперь вы сможете объяснить правописание? -Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы (Постарайтесь их записать правильно, красиво, каллиграфическим почерком, как на минутке чистописания) -Проверим 2)Работа с «Листом самооценки» -Положите перед собой «Лист самооценки». У нас остался незаполненным последний столбик. Оцените свои умения 2.Объяснение домашнего задания: - С учетом того, как вы оценили свои умения на уроке, выберите домашнее задание Карточка №1 Запиши слова. Перед словами, которые нужно проверять, записывай слово, от которого образовалось данное. Образец: черешня-черешенка Череш…нка, переклад…нка, ссад…нка, пес…нка, баш…нка, виноград…нка, протал…нка, колокол…нка, жемчуж…нка, сос…нка, верш…нка. *Карточка №2 Запиши слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Луков…чка, колокол…нка, горош…нка, пес…нка, пугов…чка, баш…нка, книж…чка, лож…чка, умн…чка, переклад…нка, ссад…нка, виноград…нка 3.Окончание урока « С малой удачи начинается большой успех!» -Кто сегодня добился большого успеха? Молодцы!!! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют правило написания Учащиеся оценивают свои умения, сформированные на уроке Выбирают задание (*-задание повышенной трудности) |