5 | Построение проекта выхода из затруднения | Итак, приступим. Нам надо очень серьезно поработать. Судить? Отменить? Это серьезные заявления. Надо разобраться, кто прав, кто виноват. Наш урок приобретает необычную форму, форму судебного заседания. А для заседания нам необходим судья. Как гласит Закон, кандидатом на должность судьи может быть гражданин России (это все присутствующие), имеющий стаж работы не менее трех лет (а мы уже изучаем рус я зык 3-й год), проживающий в России не менее десяти лет многим уже10), владеющий государственным языком. Какой у нас государственный язык? И успешно сдавший экзамен. На должность судьи нам подходит Веденьев Матвей В суде существует правило обращаться к судье «Ваша Честь». Обвинение в суде представляет прокурор. На эту должность я предлагаю человека, который знает о русском языке все и даже больше. Это Герина Владислава А как называется правозащитник в суде? Адвокатом по делу назначается победитель школьного тура Всероссийского конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» Трошин Кирилл. Секретарем судебного заседания позвольте быть мне. Все присутствующие в зале присяжные заседатели. Ваша задача изучить материалы дела, внимательно следить за ходом судебного заседания и с помощью фишек красного и зеленого цвета вынести свой вердикт: виновен или невиновен. Задание понятно? Назначается судебное слушание по делу «Правописание безударных гласных ». Прошу всех встать! Суд идет! Прошу садиться. Прошу внести подсудимых в зал заседания. На скамье подсудимых безударные гласные. - В чём их особенность? «Ваша Честь» вам слово. | Работать! Работать! Эту безударную гласную надо судить! А правила отменить! Повторение правописания слов «СУДЬЯ», «АДВОКАТ», «ПРОКУРОР», демонстрация правописания на табличках. Русский. Адвокат. Подают знак «ДА», «НЕТ». Вывешиваются картинки-А,О,Е,И,Я Пишутся не так, как слышатся. Судья. В суд поступило исковое заявление от учеников с просьбой отменить правила правописания безударной гласной и писать в словах те гласные, которые мы слышим. Слово предоставляется прокурору. Прокурор. Ваша Честь, господа присяжные заседатели. Сколько можно говорить про безударные гласные?! Каждый день одно и тоже. Безударные, безударные, безударные. Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут! Адвокат. Позвольте, Ваша Честь. А я считаю, что отменить правила нельзя, так мы все станем безграмотными и перестанем понимать друг друга. Ведь именно от безударной гласной в корне слова зависит лексическое значение слова, которое также важно, как и грамматическое. Вставьте неверную гласную букву, и вы перестанете понимать речь. Ваша честь, я предлагаю начать со следственного эксперимента. Судья. Не возражаю. Прошу вас секретарь | Договариваются о распределении ролей. (К) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) |
6 | Выявление места и причины затруднения | Секретарь. - Попрошу присяжные заседатели встать, положить руку на книгу законов («Русский язык»). С этого момента вы предупреждаетесь об ответственности за дачу ложных показаний. - Какое у нас время года? Есть ли безударная гласная ? Каким словом проверим? Как называем проверяемое и проверочное слово? - Давайте вспомним АЛГОРИТМ написания безуд. гл. в корне АЛГОРИТМ - Читаю слово - Ставлю ударение - Выделяю корень - Подбираю проверочные слова - Пишу гласную - Есть в зале суда свидетели, которые не знаю правила, не помнят алгоритма написания слов с безударной гласной? - Кого вы видите на экране? -Каких? - Назовите зимующих птиц: сорока, ворона, синица, воробей, снегирь. - Какие это слова? - Что это значит? Секретарь. Господа присяжные заседатели, откройте материалы «Следственный эксперимент» и запишите. Задание. Презентация: Птицы Птица-ворона: Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловата, Известная персона – Зовут меня … Птица-сорока: Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Птица-воробей: Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплые края я не летаю Здесь под крышей обитаю. Чик – чирик! Не робей Я бывалый …. Птица-дятел: Все время стучу, Деревья долблю. Но их не калечу, А только лечу. Птица-синица: Спинкою синевата, Животиком желтовата, Синенькая шапочка И полоска шарфика. Птица-снегирь: На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой. Яблоки на яблоне Весело снуют, Гусениц мороженых Яблоки клюют. Ворона, сорока, воробей, дятел ,синица, снегирь. Несколько тетрадей сдать на проверку прокурору и адвокату - Где можно проверить их написание? -Какое слово мы можем проверять? - Что вы знаете о снегирях? (небольшая птичка , яркого окраса, любит плоды рябины и т.д) В « Листе самооценки» , посчитайте количество ошибок и поставьте себе оценку. | Зима (Ученик работает у доски) Зимы Форма слова ( вывешивается на доску) ( на сладе появляется АЛГОРИТМ Адвокат: - Ваша честь! Таким образом, мы убедились в том, что дети знают правило правописания слов с безударной гласной. Прокурор: Протестую, ваша честь!. Знания должны подтверждаться практикой. Судья: - Протест принимается. - Продолжаем разбираться по делу Птиц Зимующих Словарные Их написание нужно запомнить Прокурор: - Ваша честь! Называют они правильно, а вот пишут неправильно Свидетели: Ворона Свидетели: Сорока. Свидетели: Воробей Свидетели: Дятел Свидетели: Синица Свидетели: Снегири В словаре Снегирь Слово снегирь – словарное, ассоциация – снегирь – своего рода символ снега., мороза, заснеженных деревьев. | Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). Управление поведением партнёра. Сотрудничество в поиске и выборе информации.(К) |
7 | Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Секретарь. Прошу присяжных заседателей опробовать приемы правописания безударных гласных в корне слова. Для этого внимательно прочитайте текст в материалах дела, найдите слова с пропущенными гласными , выпишите их , запишите проверочные слова, обозначьте орфограмму Обращаемся к алгоритму. На веточке рябины, как красный огонек, с…дит снегирь в…селый, расправив хохолок. Он смотрит на тр…пинку, где девочка в…зет на санках свою куклу, и ягодки клюёт. На работу 2 минуты. - Кому было трудно в правильном подборе слов? Какие подобрали проверочные слова ? Сделаем вывод : как же можно проверять слова с безударными гласными? В « Листе самооценки» , посчитайте количество ошибок в начале урока и поставьте себе оценку. же можно проверять слова с безударными гласными? Секретарь. Прошу присяжных заседателей обратиться к материалам дела на с.1, №1. Таблица «Падежные окончания существительных» Секретарь. Господа присяжные заседатели, опробуем правило на практике и обратимся к материалам дела на с.2, №2. Объединившись парами, выполните задание в тетради. На работу у вас 1 минута. Задание. Составьте из словосочетаний предложения. Запишите в тетрадь. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Обозначь у существительных окончания. Выполните взаимопроверку, руководствуясь таблицей №1 в материалах дела. Объясните свой выбор. Секретарь. Время вышло, прошу вас зачитать материалы дела. Секретарь. Господа присяжные заседатели, запишите в тетрадях тему опроса свидетеля Секретарь. Присяжные заседатели, обратимся к материалам дела с.4. Определим, какое окончание следует писать у имен прилагательных. На работу 5 минут. Суд прошу пройти проверить правильность выполнения задания. Задание. Дополни текст прилагательными. Задай к ним вопрос, выдели окончания в вопросе и имени прилагательном. Секретарь. Время подходит к концу, прочитайте прилагательные, которые вы вставили и назовите окончание. Секретарь. Господа присяжные заседатели, прошу вас записать в тетради тему опроса свидетеля. Секретарь. Прошу присяжных заседателей обратиться к материалам дела с.5 На работу 1 минута. Задание. Допиши и обозначь окончание глагола. Письменно объясни их написание, указывая в скобках начальную форму и спряжение. Образец: пробегает (пробегать-на –ать, не искл., 1 спр.) дела_м обид_шь стел_те леч_т Секретарь. Выполните самопроверку задания, сравнив с эталоном на доске. | ( 2 ученика работают с обратной стороны доски) Адвокат. Ваша честь я прошу вызвать 1-го свидетеля по делу. Судья. Приглашается свидетель . Судья. Свидетель, что вы можете сказать о правописании безударных гласных в корне слова? Свидетель . Ваша Честь, у меня имеются вещественные доказательства, которые я готов представить. Сидит – сидя, весёлый – весело, тропинка – тропка, везёт – вёз. Судья. К свидетелю есть вопросы? Спасибо свидетель. Прошу садиться. Однокоренные Присяжные заседатели. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова , нужно подобрать такое однокоренное слово или форму слова Работа в парах. Присяжные. Улыбнуться при встреч…. Встреча – имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем окончание Е. Присяжные. Поговорить о правил… Правило-имя существительное второго склонения, употреблено в предложном падеже, пишем окончание Е. Присяжные. Стремиться к цел… Цель – это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется окончание И. Судья. Господин адвокат, у вас еще есть вопросы к свидетелю? Адвокат. Да, Ваша Честь. Свидетель существительное, существуют еще способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен существительных? Свидетель существительное. Да, господин адвокат. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово «рука», 2-го «плечо», 3-го «грудь». Например, подошёл к парт…. (Парта –слово 1 склонения. Используем «подстановочное» слово «рука». Подошел к «руке», ударное окончание е, значит подошёл к парте, тоже пишется окончание е. Прокурор. Прошу присяжных заседателей воспользоваться «постановочным словом» для сущ. 2 склонения и привести примеры. Присяжные. сидел на стул… (Стул-имя существительное 2 склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово «плечо». Сидел «на плече», ударное окончание е, значит сидел на стуле, тоже пишется окончание е. Присяжные. писал в тетрад…. Тетрадь-имя существительное 3 –го склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово «грудь». писал «на груди» -писал в тетради. Пишется окончание и. Судья. У прокурора есть вопросы? Прокурор. Да, а как писать окончание у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. Присяжные. У имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,-ИЙ (армия, сочинение, планетарий), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И. Например, подойти к Марии, побывать в планетарии. Судья. У адвоката есть вопросы к свидетелю? Адвокат. Нет, Ваша честь. Я прошу пригласить следующего свидетеля. Судья. Вызывается свидетель по делу Имя прилагательное. «Правописание окончаний имен прилагательных.» Судья. Свидетель, что вы можете заявить по делу? Свидетель имя прилагательное. Уважаемый суд, господа присяжные, буду краток. Правил проще нет на свете: что в вопросе – то в ответе! Чтобы верно написать безударное падежное окончание имени прилагательного, надо: – задать к имени прилагательному вопрос от существительного, – выделить окончание в вопросительном слове, – написать в прилагательном такое же окончание, которое мы выделили в вопросительном слове. Только после мягкого согласного вместо О пишется Е, вместо У пишется Ю. Объяснение выполненного задания. Судья. Вызывается свидетель по делу Глагол. «Правописание окончаний глагола настоящего и будущего времени». Судья. Свидетель, что вы можете сказать о правописании безударных гласных в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени? Глагол. Безударные окончания глаголов зависят от спряжения. Ко второму спряжению все глаголы на –ить, и 11 глаголов исключений. Все остальные глаголы 1 спряжения и еще 2 глагола –исключения брить и стелить. Есть 3 способа определения спряжения. 1 способ-по ударным окончаниям глаголов при спряжении. Например, упадет, стоит. 2 способ - по неопределенной форме глагола и глагольному суффиксу. 3 способ –по окончанию 3-его лица множественного числа настоящего и будущего времени. Глаголы I спряжения имеют в окончании гласные У или Ю. Глаголы II спряжения имеют в окончании гласные А или Я. Эталон: пробегаЕт (пробегать, не искл., 1 спр.) делаЕм (делать, не искл., 1 спр.) обидИшь (обидеть, искл., 2 спр.) стелЕте (стелить, искл., 1 спр.) лечАт (лечить, не искл., 2 спр.) Прокурор. А что вы скажете про глаголы хотеть, бежать. Хотеть – в единственном числе изменяется по I спряжению и имеет букву Е в окончаниях; во множественном числе изменяется по II спряжению и имеет букву И в окончаниях 1,2-го лица и букву Я в окончании 3-го лица. Бежать – в 3-м лице множественного числа имеет окончание I спряжения УТ, в остальных формах – окончание II спряжения с гласной И. Свидетель глагол. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Судья. Объявляется перерыв. | Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). |
9 | Включение в систему знаний и повторение | Прочитайте предложение. Птицы с…дятся на в…рхушки д…ревьев – будет т…пло. - Как можно назвать это предложение? - Как это понять? Секретарь. Прошу присяжных заседателей опробовать приемы правописания безударных гласных в корне слова - Вы будете работать в парах. - Из ряда слов выбрать те, которые являются проверочными. (садится, посадка, вершина, верх, деревянный, дерево, тёплый, теплица) Записать после проверки в тетрадь по памяти. Взаимопроверка. (свой листок перевернуть) - С какими трудностями сталкиваются зимующие птицы? - Как вы думаете: что для них страшнее: голод или холод? - Как мы им можем помочь? В « Листе самооценки» , посчитайте количество ошибок в начале урока и поставьте себе оценку. Секретарь. Послушайте текст и ответьте, почему Ваня не понял отца? НА ОХОТЕ Отправился Ваня с отцом на охоту. Впереди был густой сосновый лес. Отец заметил там лисицу. Она прыгнула в кусты, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! Что за хвост!» Ваня удивленно сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают сосновые леса с хвостом!» Секретарь. Почему возникла такая ошибка? Когда стал понятен смысл предложения? Что надо сделать, чтобы правильно записать эти слова? Какой вывод мы можем сделать. Запишем эти слова в тетрадь( с комментированием на месте) Секретарь. На шкале самооценки поставьте кружок, соответствующий количеству ошибок, которые вы исправили. | Судья. Продолжаем судебное заседание. Прокурор: Знания должны подтверждаться практикой Адвокат. Ваша Честь, чтобы у защиты и присяжных заседателей не было никаких сомнений в правописании безударных гласных в корне слова, я предлагаю провести очную ставку. Судья. Проводится очная ставка. Народная примета Народ наблюдал за поведением птиц и делал выводы Наверное, голод Ответы детей Судья. Продолжаем судебное заседание Прокурор: Знания должны подтверждаться практикой. Произношение слов «лиса» и «леса» одинаково Выяснить лексическое значение слова Присяжные. Лексическое значение слова нужно для понимания смысла прочитанного. Адвокат. Добавлю, что правильность написания зависит еще и от того, что слова должны быть одной частью речи. | Обсуждение результатов самостоятельной работы, объяснение причин возникновения ошибок. (К) Оценка правильности выполнения упражнения, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р) |
10 | Рефлексия учебной деятельности | Секретарь. Наш урок подошел концу. Подведем итоги урока. Вспомним цель, которую мы поставили в начале урока? Достигли мы ее? От чего зависит правильное написание окончания? Как добиться отличных знаний по теме? И запомните, ребята, Закон один на всех. А не знание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Вспомните девиз нашего урока. Добавилось ли у вас мудрости? Покажите с помощью сигнальных карточек, Если « да» , то зеленую карточку, если 2 нет»,то красную. Подведите итоги в « Листе самооценки» , просчитайте общее количество ошибок и поставьте себе оценку за урок. | Судья. Итак, присяжные заседатели с заданиями справились, вопросов больше нет, давайте подведем итоги и вынесем свой вердикт. Будьте честны пред Законом. В данном случае перед правилами. Господа присяжные Присяжные заседатели, кто считает, что безударные гласные надо писать так, как слышим, поднимают красную фишку. Кто считает, что надо писать по правилам- зеленую. Решение суда. Именем Великого и могучего русского языка суд присяжных постановил: безударные гласные оправдать и освободить из-под стражи в зале судебного заседания. А всем ученикам обязательно соблюдать правила написания безударных гласных в корне слова. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Научиться безошибочно писать безударные гласные в окончаниях. Да. От формы слова и подбора однокоренных слов , а также лексического значения слова. Делать самопроверку, не лениться, применять правила. Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. | Выполнение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности(Р) Умение структурировать знания ( П – общеучебные) Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |