СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Суд над безударными гласными в корне слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне  слова существительных, прилагательных, глаголов.

Задачи урока:

  • повторение и обобщение правил проверки безударных гласных в корне слова имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
  • упражнение в правописании безударных гласных в корне  слов существительных, прилагательных, глаголов;
  • формирование умения выполнять самопроверку и самоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Суд над безударными гласными в корне слова»»


Лашина лилия Анатольевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №60 им. героев Курской битвы»

Урок русского языка

3 класс

Название УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Суд над безударными гласными в корне слова»

Цель урока: обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова существительных, прилагательных, глаголов.

Задачи урока:

  • повторение и обобщение правил проверки безударных гласных в корне слова имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

  • упражнение в правописании безударных гласных в корне слов существительных, прилагательных, глаголов;

  • формирование умения выполнять самопроверку и самоконтроль.

Метапредметные результаты обучения

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

  • «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

  • выбор и использование целесообразных способов действий;

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  • контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

  • адекватная самооценка выполненной работы.

3. Использование знаково-символических средств представления информации:

  • чтение схем, таблиц;

  • представление информации в схематическом виде.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

  • выделение признака для группировки объектов, определение

существенного признака, лежащего в основе классификации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

  • использование обобщающих слов и понятий.

6. Смысловое чтение:

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

  • составление предложений и текстов в устной и письменной формах.

7. Различные способы поиска и использования информации:

  • определение правильного написания слова;

  • «чтение» информации, представленной разными способами.



Форма проведения: ролевая игра.



Средства обучения: мультимедийная презентация, компьютер, проектор. раздаточный материал, жетоны для голосования, атрибутика судопроизводства.



Тип урока: учебное сотрудничество.



Список используемых источников:

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Справочное пособие по русскому языку”//М. АСТ АСТРЕЛЬ, 2016г.

  2. Крючкова, Л. С. Пишем без ошибок. Рабочая тетрадь. 4 класс / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 985 c.

  3. Савенков А.И. Игры. Дающие старт исследовательской деятельности.//Директор школы, 2014, №1.

  4. С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”. М.  Издательство "Начальная школа и образование", 2010г.

  5. http://festival.1september.ru/articles/583132

  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk



















Технологическая карта урока



пп/п

Этапы

Содержание деятельности


УУД

Преподавателя

Обучающихся

1

Организационный

. Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Это педагоги школы . Давайте повернемся и поприветствуем их. Присаживайтесь за парты.

Работа с пословицей.

- Сегодня урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Но вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.


- Прочитайте пословицу.



- Как вы понимаете значение этой пословицы?

- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?




- К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.

Приветствуют педагогов улыбкой и садятся за парты.










День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку


Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.


Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться)



Эмоциональный деловой настрой на предстоящую деятельность.

2

Чистописание

У нас урок русского языка, давайте подготовим руку к письму, выполним упражнение колечко, прогулка, массаж, помыли руки, опустили вниз и потрясли.

Откройте рабочие тетради и запишите «число, классная работа».

Сегодня первое декабря. Какие орфограммы в записи месяца могут вызвать затруднения в написании?

Запишем буквы по образцу, соединяя их нижней и верхней петлей сначала самостоятельно в воздухе, а затем в тетради.

Перед вами « Лист самооценки» , посчитайте количество ошибок в начале урока и поставьте себе оценку.













Выполняют упражнения.









В слове «ДЕКАБРЯ» безударные гласные «Е, А».





Выполнение задания по образцу на доске ае еа


3

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Что общего у этих букв?



Вы дома работали с текстом.

Кто написал этот рассказ?

Почему мы считаем ее курской писательницей?

































Чему научил вас рассказ?




Какое задание выполняли дома?


Каких ошибок было больше всего?


Ребята, а в ваших тетрадях, встречаются такие ошибки?

Какой вывод мы можем сделать?

Буквы гласных звуков, которые в безударном положении являются «Ошибкоопасными


Нина Артюхова.



Потому что ее семья Артюховых-Сабашниковых владела имениями в селах Покровское и Никольское Курской губернии. Эти имения братья Сабашниковы приобрели, когда купили сахарный завод в Любимовке. Старожилы до сих пор помнят эти две семьи.

В литературном музее Дроняевской средней школы Курчатовского района хранится много интересных материалов о жизни писательницы.



Не отвечать, когда тебя дразнят и не доставлять радость обидчику.

Исправляли ошибки в тексте.


Правописание безударных гласных






Тему надо повторить.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)

4

Формулирование цели и задач урока


Итак, сформулируйте тему нашего урока.


Какую цель поставим для себя?


- Какая цель вашего присутствия сегодня на уроке?

Что вы должны доказать?



Для достижения этой цели, какие задачи поставим перед собой?


Правописание безудар-х гласных в корне слов.


Учиться безошибочно писать безударные гласные в корне слов.

Сегодня мы должны доказать себе , что хорошо знаем это правило

Умеем применять его на практике.

1.Повторить правила проверки безударных гласных в в корне слов.

2.Потренироваться в правописании безударных гласных в в корне слов.

3.Учиться находить свои ошибки и выполнять самопроверку.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели, темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы (П)

5

Построение проекта выхода из затруднения

Итак, приступим. Нам надо очень серьезно поработать.

Судить? Отменить? Это серьезные заявления.

Надо разобраться, кто прав, кто виноват.

Наш урок приобретает необычную форму, форму судебного заседания.

А для заседания нам необходим судья.

Как гласит Закон, кандидатом на должность судьи может быть гражданин России (это все присутствующие), имеющий стаж работы не менее трех лет (а мы уже изучаем рус я зык 3-й год), проживающий в России не менее десяти лет многим уже10), владеющий государственным языком.

Какой у нас государственный язык?

И успешно сдавший экзамен.

На должность судьи нам подходит Веденьев Матвей

В суде существует правило обращаться к судье «Ваша Честь».

Обвинение в суде представляет прокурор.

На эту должность я предлагаю человека, который знает о русском языке все и даже больше. Это Герина Владислава

А как называется правозащитник в суде?

Адвокатом по делу назначается победитель школьного тура Всероссийского конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» Трошин Кирилл.

Секретарем судебного заседания позвольте быть мне.

Все присутствующие в зале присяжные заседатели.

Ваша задача изучить материалы дела, внимательно следить за ходом судебного заседания и с помощью фишек красного и зеленого цвета вынести свой вердикт: виновен или невиновен.

Задание понятно?


Назначается судебное слушание по делу «Правописание безударных гласных ».

Прошу всех встать! Суд идет! Прошу садиться.

Прошу внести подсудимых в зал заседания.

На скамье подсудимых безударные гласные.

- В чём их особенность?



«Ваша Честь» вам слово.







Работать! Работать! Эту безударную гласную надо судить! А правила отменить!



Повторение правописания слов «СУДЬЯ», «АДВОКАТ», «ПРОКУРОР», демонстрация правописания на табличках.












Русский.

















Адвокат.






















Подают знак «ДА», «НЕТ».












Вывешиваются картинки-А,О,Е,И,Я

Пишутся не так, как слышатся.

Судья. В суд поступило исковое заявление от учеников с просьбой отменить правила правописания безударной гласной и писать в словах те гласные, которые мы слышим.

Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Ваша Честь, господа присяжные заседатели. Сколько можно говорить про безударные гласные?! Каждый день одно и тоже. Безударные, безударные, безударные. Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат. Позвольте, Ваша Честь. А я считаю, что отменить правила нельзя, так мы все станем безграмотными и перестанем понимать друг друга.

Ведь именно от безударной гласной в корне слова зависит лексическое значение слова, которое также важно, как и грамматическое.

Вставьте неверную гласную букву, и вы перестанете понимать речь.

Ваша честь, я предлагаю начать со следственного эксперимента.

Судья. Не возражаю.

Прошу вас секретарь

Договариваются о распределении ролей. (К)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)


6

Выявление места и причины затруднения

Секретарь. - Попрошу присяжные заседатели встать, положить руку на книгу законов («Русский язык»). С этого момента вы предупреждаетесь об

ответственности за дачу ложных показаний. 

- Какое у нас время года?

Есть ли безударная гласная ? Каким словом проверим?

Как называем проверяемое и проверочное слово? 

- Давайте вспомним АЛГОРИТМ написания безуд. гл. в корне

АЛГОРИТМ

- Читаю слово

- Ставлю ударение

- Выделяю корень

- Подбираю проверочные слова

- Пишу гласную















- Есть в зале суда свидетели, которые не знаю правила, не помнят алгоритма написания слов с безударной гласной?

- Кого вы видите на экране?

-Каких?

- Назовите зимующих птиц: сорока, ворона, синица, воробей, снегирь.

- Какие это слова?

- Что это значит?







Секретарь.

Господа присяжные заседатели, откройте материалы «Следственный эксперимент» и запишите.

Задание.

Презентация: Птицы

Птица-ворона:

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловата,

Известная персона –

Зовут меня …

Птица-сорока:

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Птица-воробей:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплые края я не летаю

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей

Я бывалый ….

Птица-дятел:

Все время стучу,

Деревья долблю.

Но их не калечу,

А только лечу.

Птица-синица:

Спинкою синевата,

Животиком желтовата,

Синенькая шапочка

И полоска шарфика.

Птица-снегирь:

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Ворона, сорока, воробей, дятел ,синица, снегирь.

Несколько тетрадей сдать на проверку прокурору и адвокату

- Где можно проверить их написание?

-Какое слово мы можем проверять?

- Что вы знаете о снегирях? (небольшая птичка , яркого окраса, любит плоды рябины и т.д)

В « Листе самооценки» , посчитайте количество ошибок и поставьте себе оценку.











Зима 

(Ученик работает у доски)

Зимы



Форма слова

( вывешивается на доску)





( на сладе появляется АЛГОРИТМ







Адвокат: - Ваша честь! Таким образом, мы убедились в том, что дети знают правило правописания слов с безударной гласной.

Прокурор: Протестую, ваша честь!. Знания должны подтверждаться практикой.

Судья: - Протест принимается.

- Продолжаем разбираться по делу




Птиц


Зимующих





Словарные

Их написание нужно запомнить

Прокурор: - Ваша честь! Называют они правильно, а вот пишут неправильно













Свидетели: Ворона





Свидетели: Сорока.










Свидетели: Воробей






Свидетели: Дятел






Свидетели: Синица










Свидетели: Снегири









В словаре


Снегирь



Слово снегирь – словарное, ассоциация – снегирь – своего рода символ снега., мороза, заснеженных деревьев.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра. Сотрудничество в поиске и выборе информации.(К)

7

Построение проекта выхода из затруднения




































































































































Первичное закрепление во внешней речи































































































































































































































































































































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Секретарь. Прошу присяжных заседателей опробовать приемы правописания безударных гласных в корне слова.

Для этого внимательно прочитайте текст в материалах дела, найдите слова с пропущенными гласными , выпишите их , запишите проверочные слова, обозначьте орфограмму Обращаемся к алгоритму.

На веточке рябины,
как красный огонек,
с…дит снегирь в…селый,
расправив хохолок.
Он смотрит на тр…пинку,
где девочка в…зет
на санках свою куклу,
и ягодки клюёт.

На работу 2 минуты.

























- Кому было трудно в правильном подборе слов?

Какие подобрали проверочные слова ?

Сделаем вывод : как же можно проверять слова с безударными гласными?

В « Листе самооценки» , посчитайте количество



ошибок в начале урока и поставьте себе оценку.







же можно проверять слова с безударными гласными?









































Секретарь. Прошу присяжных заседателей обратиться к материалам дела на с.1, №1.

Таб­ли­ца «Па­деж­ные окон­ча­ния су­ще­стви­тель­ных»

























































































































































































Секретарь. Господа присяжные заседатели, опробуем правило на практике и обратимся к материалам дела на с.2, №2. Объединившись парами, выполните задание в тетради. На работу у вас 1 минута.

Задание. Составьте из словосочетаний предложения. Запишите в тетрадь. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Обозначь у существительных окончания.

Выполните взаимопроверку, руководствуясь таблицей №1 в материалах дела. Объясните свой выбор.

Секретарь. Время вышло, прошу вас зачитать материалы дела.

























































































































































































































































































Секретарь. Господа присяжные заседатели, запишите в тетрадях тему опроса свидетеля









































































Секретарь. Присяжные заседатели, обратимся к материалам дела с.4. Опре­де­лим, какое окончание сле­ду­ет пи­сать у имен при­ла­га­тель­ных. На работу 5 минут.

Суд прошу пройти проверить правильность выполнения задания.

Задание. Дополни текст прилагательными. Задай к ним вопрос, выдели окончания в вопросе и имени прилагательном.

Секретарь. Время подходит к концу, прочитайте прилагательные, которые вы вставили и назовите окончание.

Секретарь. Господа присяжные заседатели, прошу вас записать в тетради тему опроса свидетеля.

































































Секретарь. Прошу присяжных заседателей обратиться к материалам дела с.5

На работу 1 минута.

Задание. Допиши и обозначь окончание глагола. Письменно объясни их написание, указывая в скобках начальную форму и спряжение.

Образец: пробегает (пробегать-на –ать, не искл., 1 спр.)

дела_м

обид_шь

стел_те

леч_т

Секретарь. Выполните самопроверку задания, сравнив с эталоном на доске.






































































































( 2 ученика работают с обратной стороны доски)


Адвокат. Ваша честь я прошу вызвать 1-го свидетеля по делу.

Судья. Приглашается свидетель .


Судья. Свидетель, что вы можете сказать о правописании безударных гласных в корне слова?

Свидетель .

Ваша Честь, у меня имеются вещественные доказательства, которые я готов представить.

Сидит – сидя, весёлый – весело, тропинка – тропка, везёт – вёз.

Судья. К свидетелю есть вопросы? Спасибо свидетель. Прошу садиться.



Однокоренные


Присяжные заседатели.

Чтобы проверить безударную

гласную в корне слова , нужно подобрать такое однокоренное слово или

форму слова





















Работа в парах.





























Присяжные. Улыб­нуть­ся при встреч….

Встре­ча – имя су­ще­стви­тель­ное пер­во­го скло­не­ния, упо­треб­ле­но в пред­лож­ном па­де­же, пишем окончание Е.

Присяжные. Поговорить о правил

Правило-имя су­ще­стви­тель­ное второ­го скло­не­ния, упо­треб­ле­но в пред­лож­ном па­де­же, пишем окончание Е.

Присяжные. Стре­мить­ся к цел…

Цель – это имя су­ще­стви­тель­ное тре­тье­го скло­не­ния, у ко­то­ро­го во всех «ошиб­ко­опас­ных» па­де­жах пи­шет­ся окончание И.

Судья. Господин адвокат, у вас еще есть вопросы к свидетелю?

Адвокат. Да, Ваша Честь.

Свидетель существительное, существуют еще спо­со­бы про­вер­ки право­пи­са­ния без­удар­ных па­деж­ных окон­ча­ний имен су­ще­стви­тель­ных?

Свидетель существительное. Да, господин адвокат. Можно ис­поль­зо­вать «под­ста­но­воч­ные» слова с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми. Для имен су­ще­стви­тель­ных пер­во­го скло­не­ния таким «под­ста­но­воч­ным» сло­вом будет слово «рука», 2-го «плечо», 3-го «грудь».

Например, подошёл к парт….

(Парта –слово 1 склонения. Ис­поль­зу­ем «под­ста­но­воч­ное» слово «рука». Подошел к «руке», ударное окончание е, значит подошёл к парте, тоже пишется окончание е.

Прокурор. Прошу присяжных заседателей воспользоваться «постановочным словом» для сущ. 2 склонения и привести примеры.

Присяжные.

сидел на стул…

(Стул-имя существительное 2 склонения. Не опре­де­ляя падеж, ис­поль­зу­ем «под­ста­но­воч­ное» слово «плечо». Сидел «на плече», ударное окончание е, значит сидел на стуле, тоже пишется окончание е.

Присяжные.

писал в тетрад….

Тетрадь-имя существительное 3 –го склонения.

Не опре­де­ляя падеж, ис­поль­зу­ем «под­ста­но­воч­ное» слово «грудь».

писал «на груди» -писал в тетради. Пишется окончание и.

Судья. У прокурора есть вопросы?

Прокурор. Да, а как писать окончание у имен существительных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.

Присяжные. У имен су­ще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ИЯ, -ИЕ,-ИЙ (армия, со­чи­не­ние, пла­не­та­рий), во всех «ошиб­ко­опас­ных» па­де­жах дей­ству­ет пра­ви­ло двух букв И.

Например, по­дой­ти к Марии, по­бы­вать в пла­не­та­рии.

Судья. У адвоката есть вопросы к свидетелю?

Адвокат. Нет, Ваша честь. Я прошу пригласить следующего свидетеля.

Судья. Вызывается свидетель по делу Имя прилагательное.



«Правописание окончаний имен прилагательных.»

Судья. Свидетель, что вы можете заявить по делу?

Свидетель имя прилагательное.

Уважаемый суд, господа присяжные, буду краток.

Пра­вил проще нет на свете:

что в во­про­се – то в от­ве­те!

Чтобы верно на­пи­сать без­удар­ное па­деж­ное окон­ча­ние имени при­ла­га­тель­но­го, надо:

за­дать к имени при­ла­га­тель­но­му во­прос от су­ще­стви­тель­но­го,

вы­де­лить окон­ча­ние в во­про­си­тель­ном слове,

на­пи­сать в при­ла­га­тель­ном такое же окон­ча­ние, ко­то­рое мы вы­де­ли­ли в во­про­си­тель­ном слове.

Толь­ко после мяг­ко­го со­глас­но­го вме­сто О пи­шет­ся Е, вместо У пишется Ю.



































Объяснение выполненного задания.



Судья. Вызывается свидетель по делу Глагол.

«Правописание окончаний глагола настоящего и будущего времени».

Судья. Свидетель, что вы можете сказать о правописании безударных гласных в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени?

Глагол. Без­удар­ные окончания глаголов за­ви­сят от спря­же­ния.

Ко второму спряжению все гла­го­лы на –ить, и 11 глаголов исключений.

Все остальные глаголы 1 спряжения и еще 2 глагола –исключения брить и стелить.

Есть 3 способа определения спряжения.

1 способ-по ударным окончаниям глаголов при спряжении. Например, упадет, стоит.

2 способ - по неопределенной форме глагола и гла­гол­ьному суф­фиксу.

3 способ –по окончанию 3-его лица множественного числа настоящего и будущего времени.

Гла­го­лы I спря­же­ния имеют в окон­ча­нии гласные У или Ю.

Гла­го­лы II спря­же­ния имеют в окон­ча­нии глас­ные А или Я.

























Эталон: пробегаЕт (пробегать, не искл., 1 спр.)

делаЕм (делать, не искл., 1 спр.)

обидИшь (обидеть, искл., 2 спр.)

стелЕте (стелить, искл., 1 спр.)

лечАт (лечить, не искл., 2 спр.)



Прокурор. А что вы скажете про глаголы хотеть, бежать.

Хо­теть – в един­ствен­ном числе из­ме­ня­ет­ся по I спря­же­нию и имеет букву Е в окон­ча­ни­ях; во мно­же­ствен­ном числе из­ме­ня­ет­ся по II спря­же­нию и имеет букву И в окон­ча­ни­ях 1,2-го лица и букву Я в окон­ча­нии 3-го лица.

Бе­жать – в 3-м лице мно­же­ствен­но­го числа имеет окон­ча­ние I спря­же­ния УТ, в осталь­ных фор­мах – окон­ча­ние II спря­же­ния с глас­ной И.

Свидетель глагол. Такие глаголы называются разноспрягаемыми.

Судья. Объявляется перерыв.


Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

8

Физкультминутка

Секретарь.

Выполним упражнения:

1.Для улучшения мозгового кровообращения.

2.Для снятия утомления плечевого пояса и рук.

























3.Для снятия утомления с туловища.




Головой вперед, назад 4-6 раз.





Правую руку вперед, левую вверх и поменять. Расслабленно потрясти. Голову вниз.

Свести локти вперед. Назад. Расслабленно потрясли.

Руки вверх, сжать кисти в кулак и разжать. Расслабленно потрясти.

Ноги врозь, руки за голову. Повороты таза влево, вправо.

Ноги врозь, руки за голову. Круговые движения тазом.

Стойка ноги врозь. Правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая вдоль тела вверх.


9

Включение в систему знаний и повторение

















Прочитайте предложение.

Птицы с…дятся на в…рхушки д…ревьев – будет т…пло.

- Как можно назвать это предложение?

- Как это понять?



Секретарь. Прошу присяжных заседателей опробовать приемы правописания безударных гласных в корне слова

- Вы будете работать в парах.

- Из ряда слов выбрать те, которые являются проверочными.

(садится, посадка, вершина, верх, деревянный, дерево, тёплый, теплица)

Записать после проверки в тетрадь по памяти. Взаимопроверка.

(свой листок перевернуть)

- С какими трудностями сталкиваются зимующие птицы?

- Как вы думаете: что для них страшнее: голод или холод?

- Как мы им можем помочь?

В « Листе самооценки» , посчитайте количество ошибок в начале урока и поставьте себе оценку.





Секретарь.

 Послушайте текст и ответьте, почему Ваня не понял отца?

НА ОХОТЕ

        Отправился Ваня с отцом на охоту. Впереди был густой сосновый лес. Отец заметил там лисицу. Она прыгнула в кусты, взмахнув большим хвостом. Отец воскликнул: «Ну и лиса! Что за хвост!» Ваня удивленно сказал отцу: «Впервые слышу, что бывают сосновые леса с хвостом!»

Секретарь.

Почему возникла такая ошибка?


Когда стал понятен смысл предложения?

Что надо сделать, чтобы правильно записать эти слова?

Какой вывод мы можем сделать.

Запишем эти слова в тетрадь( с комментированием на месте)









Секретарь. На шкале самооценки поставьте кружок, соответствующий количеству ошибок, которые вы исправили.


Судья. Продолжаем судебное заседание.

Прокурор: Знания должны подтверждаться практикой

Адвокат. Ваша Честь, чтобы у защиты и присяжных заседателей не было никаких сомнений в правописании безударных гласных в корне слова, я предлагаю провести очную ставку.

Судья. Проводится очная ставка.



Народная примета



Народ наблюдал за поведением птиц и делал выводы
























Наверное, голод



Ответы детей






Судья. Продолжаем судебное заседание

Прокурор: Знания должны подтверждаться практикой.























Произношение  слов «лиса» и «леса» одинаково

Выяснить лексическое значение слова



Присяжные.

Лексическое значение слова нужно для понимания смысла прочитанного.

Адвокат. Добавлю, что правильность написания зависит еще и от того, что слова должны быть одной частью речи.

Обсуждение результатов самостоятельной работы, объяснение причин возникновения

ошибок. (К)

Оценка правильности

выполнения упражнения,

внесение необходимых

корректив в действие

после его завершения на

основе его оценки и учёта характера сделанных

ошибок. (Р)




10

Рефлексия учебной деятельности
































































Секретарь. Наш урок подошел концу. Подведем итоги урока.

Вспомним цель, которую мы поставили в начале урока?



Достигли мы ее?

  1. От чего зависит правильное написание окончания?

  2. Как добиться отличных знаний по теме?

И запомните, ребята, Закон один на всех. А не знание закона, как известно, не освобождает от ответственности.

Вспомните девиз нашего урока. Добавилось ли у вас мудрости?

Покажите с помощью сигнальных карточек, Если « да» , то зеленую карточку, если 2 нет»,то красную.

Подведите итоги в « Листе самооценки» , просчитайте общее количество ошибок и поставьте себе оценку за урок.

Судья. Итак, присяжные заседатели с заданиями справились, вопросов больше нет, давайте подведем итоги и вынесем свой вердикт.

Будьте честны пред Законом. В данном случае перед правилами.

Господа присяжные Присяжные заседатели, кто считает, что безударные гласные надо писать так, как слышим, поднимают красную фишку. Кто считает, что надо писать по правилам- зеленую.

Решение суда.

Именем Великого и могучего русского языка суд присяжных постановил: безударные гласные оправдать и освободить из-под стражи в зале судебного заседания. А всем ученикам обязательно соблюдать правила написания безударных гласных в корне слова. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.



Научиться безошибочно писать безударные гласные в окончаниях.

Да.

От формы слова и подбора однокоренных слов , а также лексического значения слова.

Делать самопроверку, не лениться, применять правила.






Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.


Выполнение самооценки

на основе критерия успешности учебной деятельности(Р)

Умение структурировать знания

( П – общеучебные)

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)


11

Домашнее задание

В награду за хорошую работу на уроке я хочу вам предложить «Идеальное домашнее задание»

Выполните то задание, которое покажется для вас идеальным.

Помоги птицам

Стоит холодная морозная зима. Пушистым ковром снег лежит на лесных дорожках и тропинках. Спит пруд под ледяной корой. Голодно птицам зимой. Вот они и летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Они смастерили для них кормушки. Слетелись к кормушкам снегири и синички. Помоги птицам и ты. Птицы - наши друзья.

- Какое бы вы предложили задание из текста по нашей теме ?

Выполни задание по выбору.

1. Выписать слова из текста « Помоги птицам», требующие проверки , записать проверочное слово, обозначить орфограмму.

2. Упр.90 , стр. 41 (р.т.)

3.Подготовь карточку другу с заданием на тему «Безударные окончания».

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!