СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок русского языка "Спряжение глаголов"" , 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Знакомство со спряжением глаголов.

Просмотр содержимого документа
«Князькова Г.Н. Урок русского языка»

МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск

Князькова Галина Николаевна

учитель начальных классов

Урок русского языка. «Система Л. Занкова». 4 класс.

Тема урока. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цель урока: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, определять спряжение глаголов, развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление), воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе, учитывая особенности учащихся.

Универсальные учебные действия:

Личностные:
- умение проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности;

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Познавательные:

- умение обосновывать написание безударной гласной в окончании глагола настоящего и будущего времени, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Планируемый результат:

  1. Понимать, как выбрать гласную в написании безударного окончания глагола.

  2. Формировать умение определять спряжение глаголов.

        Оборудование:

1.     Электронная презентация «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

2.     Распечатка материалов для самостоятельной работы

1. Организационный момент.

Слайд 1. Запись в тетради: дата, классная работа.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте, о какой части речи говорится в стихотворении?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам….

- Почему? (Глагол обозначает действие предмета или его состояние)

Слайды 2- 8.

- Что вы знаете ещё о глаголе?

Блиц-опрос:

- Глагол – это …(часть речи)

- Глагол отвечает на вопросы …

- Не с глаголом пишется … (раздельно)

- У глагола нет … (предлогов)

- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)

- Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)

- Глагол в неопределенной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)

- Глаголы в прошедшем времени изменяются по.. числам и в единственном числе по . .родам

- В настоящем и будущем времени изменяются по … (лица и числам)

- Спряжение - …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний

О какой части речи будем говорить на уроке?


Слайд 9. 3. Найдите лишнее слово:

Растем, поют, соберет, сидишь, тишь, несешь.

-тишь – имя существительное

- соберет – б. вр.

- сидишь – 2 спр.

Что общего у всех глаголов? (ударное окончание).

4. Какие глаголы относятся 1 спряжению, 2 спряжению?

1 спр.

2 спр.

- ем

- ешь

- ете

- ет

- ут, - ют

- им

- ишь

- ите

- ит

- ат, - ят


- Мы умеем определять спряжение глаголов с ударным окончанием.

Задание1. Определить спряжение глаголов. Самостоятельная работа.

Проверка: назвать глаголы 1 спряжения.

5. Определение спряжение глаголов в неопределенной форме. Фразеологизмы.

Слайд 10.

- Как называются эти выражения?

- Заменить фразеологизмы одним словом. (Самостоятельная работа)

Чесать языком – болтать

Рыть яму - вредить

Прикусить язык – молчать

Водить за нос – обманывать

Витать в облаках – мечтать

- В какой форме стоят глаголы? (неопределенной)

- Как определить спряжение у глаголов неопределенной формы?

1 спр.

2 спр.

Все остальные

- ить


- Определите спряжение глаголов. (Самостоятельная работа)

- Проверка.

Физкультминутка

6. Слайд 11.

Объясните пословицу.

Перо пиш…т, а ум вод…т.

- Как понимаете пословицу? (Можно иметь перо, а ничего не написать, поскольку нет ума. Смотрим на мысли, которые изложены на бумаге.)

- Какие гласные пропущены? В какой части слова пропущены гласные?

- Какая проблема возникла?

- На какой вопрос мы должны найти ответ?

- Какая тема урока будет?

7. Слушаем сказку. Слайды 12 – 17.

Жили глаголы в стране Глаголия в двух городах Первоспряженск и Второспряженск. Однажды пошли они погулять, переправились через реку. Оказались глаголы в лесу. Веселились, веселились и заблудились. Испугались, захотелось им попасть домой, а дорогу найти не могут. И тут появился гном Инфинитив. «Не печальтесь, друзья, я вам помогу!» Инфинитив начал объяснять: «Вам надо превратиться все в неопределенную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед суффиксом «–ТЬ-«. Если это «И», то отправляйтесь в город Второспряженск, а если не «И», другая буква, то в город Первоспряженск». Так глаголы и сделали. Произошло чудо. Все оказались в своем родном городе.


- Кто внимательно слушал сказку, тот сможет по научному объяснить, какую безударную гласную нужно написать в окончании. Перо пиш…т, а ум вод…т.

(Поставить глагол в неопределенную форм, определить спряжение, вставить букву в окончание глагола)

Писать – 1 спр., вставляем гласную «е».

Водить – 2 спр., вставляем гласную «и».

Слайды 18-19.

- Повторим алгоритм действий: как определить, какую гласную надо писать в окончании глагола. (По слайду)

8. Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов.

Самостоятельная работа. (по уровням)

Черт…т – чертить, 2 спр.

Забива…т - ________________

Кол…те - __________________

Жар…м - __________________

Мо…шь - __________________

Чист…т - ___________________

Дополнительное задание.

стро..шь дом -

паш..т землю -

лов..м рыбу -

они скач..т -

пол..те грядки –

объявля..шь о награде -

вяж..м носки – (вязать)

кол…шь дрова – (колоть)

реж…те хлеб – (резать)

дразн….т собаку – (дразнить)

лета..шь – летать)

они стро..т – (строить)


- Проверка прочитать глаголы 2 спряжения. Какая гласная в окончаниях глаголов 2 спряжения?

9. Работа с текстом.

- Прочитайте текст про себя, вслух.

Текст

На поляне было видимо – невидимо муравейников. Только один в крапинку. Купол выложен белыми комочками липкой сосновой смолы. Откуда появилась смола? Ведь возле муравейника нет сосен.

Сами муравьи малым ходом и наносили смолу. Понятно, когда они несут гусениц, жуков, комаров. Но зачем им смола? Каждый, не покладая рук, тащ..т тяжёлые комья, вытаскива..т на самый верх и внутрь не заносит. Это муравьи крышу смоля/ т. Смола та..т на солнце, растека..тся и слепля..т хвоинки. Купол накрыва..тся пленкой. Никакой дождь муравьев не страшит. На муравейнике непромокаемая смоляная крыша.

- О чем текст?

- Чем необычен муравейник?

- Какой стиль текста?

- Что сделало текст живым и интересным?

- Прочитайте фразеологизмы. Объясните, что они обозначают.

- Выпишите глаголы настоящего времени, определите спряжение, вставьте пропущенные буквы. (Самостоятельная работа)

- Проверка. Назвать глаголы 1 спряжения.

10. Итог урока.

- Чем полезен был урок.

- Оцените свою работу на уроке фразеологизмом.

Слайд 20.

Из рук вон

Не покладая рук

Через пень колоду

Грызли гранит науки

Спустя рукава





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!