СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Слитное и раздельное написание приставок с наречиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по данной теме, на котором учащиеся знакомятся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного правописания наречий

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слитное и раздельное написание приставок с наречиями"»

Урок русского языка в 7 классе

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях»


Тема: «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях»

Тип: изучение нового материала

Цель: создать мотивацию к открытию новых знаний;


Задачи:

  • уметь находить изученную орфограмму

  • применять изученное правило для написания наречий;

  • развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи

Планируемые результаты

Предметные:

-знать правила слитного, раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

- уметь отличать наречия от созвучных им самостоятельных частей речи с предлогом

Метапредметные:

-формировать навыки ра­боты в группе;

-проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

-объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе работы над лингвистическим материалом

Личностные:

-формировать навыки организации и анализа своей деятельности в составе группы;

-формировать навыки индивидуальной и коллективной работы на основе алгоритма;

-формировать навыки самоанализа и самоконтроля

Оборудование:

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2016г. Тетрадь. Компьютер, проектор, презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация знаний

  1. Повторение темы прошлого урока: «Дефисное и раздельное написание наречий». Учащим предлагается написать словарный диктант (слайд 2)

Юго (восточный), пол (литровый), кого (то), всего (навсего), по (царски), в (третьих), северо (запад), где (то), точь (в) точь, пол (Белокурихи), пусто (головый), по (доброму), светло (синий), шкаф (купе), один (в) один


  1. Учащиеся записывают слова с последующей самопроверкой (слайд 2), отмечают количество ошибок.

Юго - восточный, пол - литровый, кого - то, всего - навсего, по -царски, в - третьих, северо - запад, где - то, точь -в- точь, пол - Белокурихи, пустоголовый, по - доброму, светло - синий, шкаф - купе, один в один


Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Учитель предлагает ответить на несколько вопросов:

  1. Прочитаем тему урока. Какую цель урока поставим?




  1. Прочитайте, как сформулирована тема в учебнике.



  1. Не вызывает ли тема вопросов?


  1. Учитель сообщает о том, что ученые-лингвисты не пришли к единому определению, как называть ту часть в наречиях, которая пишется слитно либо раздельно: приставкой или предлогом. Поэтому, мы следуем за учебником и называем приставкой. Но если кто-то по законам русского языка будет называть приставку наречия предлогом, который пишется раздельно, ошибкой это не будет.


  1. Предлагается послушать сказку о наречиях (О слитно-дефисно-раздельном написании) Приложение 1

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

Цель: Узнать, когда наречия пишутся слитно, когда раздельно. Повторить то, что знаем по теме. Научиться правильно писать наречия.

  1. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

  2. Некоторые учащиеся вспоминают, что приставки со словами пишутся слитно, а раздельно пишутся предлоги.

  3. Учащиеся слушают сообщение учителя.








  1. Учащиеся слушают сказку.


Выявление места и причины затруднения

  1. Прочитайте правило в учебнике о правописании наречий. Какую полезную информацию узнали?




  1. Учитель задает вопрос:

- Если нет никаких пояснений в учебнике, когда наречия пишутся слитно или раздельно, м.б. нет ничего трудного в написании таких наречий? Попробуем без правила, самостоятельно справиться с написанием наречий (слад 3)

Выучить (на)изусть, продвигаться (в)слепую, идти (на)ощупь, делать (в)открытую, сварить (в)крутую, сидеть (в)обнимку, градусник (под)мышкой, построить (в)притык, поступить (с)горяча, сказать (в)сердцах


  1. Проверка по слайду 4.

-Сколько ошибок сделали?

(Практика показывает, что нет ни одного ученика, который бы написал все слова правильно)


  1. Сообщение учителя: наречие – это самая молодая часть речи и самая неуправляемая. Есть правила слитного и раздельного написания наречий, но в каждом правиле есть исключения

  1. Учащиеся читают правило ( Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: слитно, раздельно, через дефис. Орфограммами являются дефис, слитное написание и пробел) и приходят к выводу о том, что новой и полезной информации не узнали.

  2. Учащиеся записывают слова, раскрывая скобки.

Правильное написание слов:

Выучить наизусть, продвигаться вслепую, идти на ощупь, делать в открытую, сварить вкрутую, сидеть в обнимку, градусник под мышкой, построить впритык, поступить сгоряча, сказать в сердцах



  1. Учащиеся делаю самопроверку по слайду, озвучивают количество допущенных ошибок.


Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Ваши предложения, что делать, чтобы правильно писать наречия?






  1. Все варианты ответов верные. С чего начнем?

  1. Варианты ответов учащихся:

- обратиться к Интернету

- запоминать

- пользоваться орфографическим словарем

-спросить учителя

- спросить у родителей

- обратиться к учебнику

2. Учащиеся предлагают вариант «Спросить учителя»

(Примечание: при подготовку к уроку предполагалось, что учащимися будет предложен вариант «Спросить учителя», но если бы учащиеся предложили обратиться с источникам Интернета, этот вариант тоже был бы рассмотрен)

Реализация построенного проекта

На слайдах вынесены условия слитного и раздельного написания наречий. Учитель комментирует слайды (7-18)

Наречия пишутся слитно:

  1. Если образовались от устаревших слов

Наизусть – уста

Вдребезги – дребезг

Втихомолку – тихомолк


  1. Если образованы с помощью приставок от других наречий или прилагательных

Задаром – даром

Сгоряча – горячо

Втемную – темный


  1. Если образованы от местоимений с предлогом

Зачем отчего почему поэтому

Не путать с местоимениями!

Зачем я буду портить маме праздник?

(Зачем? С какой целью?)

За чем пойдешь, то и найдешь.

(За чем? За каким предметом?)


  1. Если образованы от собирательных числительных

Вдвое Впятером Надвое

Но!

Предлог по пишется раздельно

По четверо, по сто


  1. Если нельзя поставить определяющее слово после предлога или задать падежный вопрос.

Воистину (нельзя сказать, в какую истину или под какой ряд)

Наполовину

Подряд

Вослед


  1. Если образованы от существительных с пространственно – временным значением

Вверх – верх

Влево – лево

Сначала – начало

Издали – даль


  1. Если образованы с помощью приставок в-, пол-

Вполсилы, вполголоса, вполоборота

Но!

В полметра, в полчаса


  1. Если образованы от прилагательных с помощью приставки в-, суффикса ую-

Вплотную - плотный

Вручную - ручной

Врукопашную - рукопашный

Но!

На боковую, на мировую, на попятную


Наречия пишутся раздельно:

  1. Если наречие можно изменить

На корточках – на корточки

Под мышками – под мышки

За границу – за границей


  1. Если предлог оканчивается на согласный, а наречие начинается на гласный

В обнимку

В одиночку

Без устали


  1. Наречия, в которых между предлогом и словом можно добавить определяющее слово

На скаку (на всем скаку),

в тупик (в жизненный тупик)


- Какие общие закономерности написания наречий можно выявить?

Учащиеся делают краткие записи в тетради, при необходимости задают вопросы.







































































Учащиеся могут сформулировать:

-не путать наречия с другими частями речи, различать часть речи нужно по вопросам;

-наречия не изменяются, а другие части речи изменяются;

-к наречиям нельзя добавлять поясняющие слова, а к другим частям речи можно добавить

Первичное закрепление - работа по учебнику


Учитель предлагает выполнить упражнения учебника (У.281,282) с последующей проверкой.

Учащиеся выполняют упражнения в тетрадях.

Рефлексия

  1. Какую цель урока ставили?



  1. Что вызвало затруднения в теме урока?



  1. Что делать, чтоб выходить из затруднений?

  1. Узнать, когда наречия пишутся слитно, когда раздельно. Повторить то, что знаем по теме.

Научиться правильно писать наречия.


  1. Нет правила в учебнике. Много правил для слитного и раздельного написания наречий, запомнить трудно

  2. Обращаться к орфографическому словарю, к Интернету, запоминать

Итог урока

Объявление отметок, запись домашнего задания

Д/з У. 283, заучивание правил правописания наречий.





Приложение 1

Сказка о наречиях

Жили, да и доныне живут наречия в небольшом городке, который так и называется – Наречие. Город этот молодой, значительно младше других городов страны Морфологии. И уже повсюду разнеслась о нем добрая слава. Бок о бок живут в нем переселенцы из разных городов. Живут душа в душу, запросто ходят друг к другу в гости, даже не предупреждая заранее.

Но не любое слово может поселиться в городе, а только то, которое согласится навсегда стать неизменяемым. У городских ворот, стоят стражники. Каждое слово входящее в город, должно сказать, откуда оно пришло, налегке или с багажом, сгоряча или обдуманно. Многим словам стражники выдают шапочки-приставки: В-, ДО-, НА-, ПО-… Некоторые слова как надели приставку, так и не расстаются с ней доныне, даже когда спать ложатся, раздеваясь донага. Другие шапочку с собой носят, то наденут, то потихоньку снимут. Когда на них ни посмотришь, слева приставка дефисом прикреплена. Но есть и такие, кто смолоду привык ходить без шапки. Надеются, что стражники сослепу не заметят нарушения. А если спросят их, где приставка, которую им выдали, они оправдываются: «Я ее позавчера надевал и послезавтра надену». Поэтому доныне пишем мы наречия с приставками и слитно, и через дефис, и раздельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!