СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с применением технологии проблемного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с применением технологии проблемного обучения»


Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения.

Урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание»

Этап урока

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Запишите словосочетания

Круглая земля,
ходить по земле,

ходить подпрыгивая.


Доказать, что эти слова являются словосочетаниями.


Что объединяет эти словосочетания?


Чем словосочетания отличаются от слов, от предложений?

 

 

 

Обучающиеся говорят, что они имеют главные и зависимые слова. Они имеют грамматическое значение.






Обучающиеся отвечают, что словосочетания конкретизируют предмет и т.д.

выдвижение гипотезы

 

 

Должны доказать или опровергнуть, любые ли два и несколько слов являются словосочетаниями?

( приводятся примеры словосочетаний , слов, предложение, однородных членов предложения)


Работают с словосочетаниями, делают вывод

Подводящий к теме диалог

Проверим, как вы справились с заданием

Что получилось?

Обращают внимание на наличие главного слова, как связаны слова между собой.

 

 

Подводящий к теме диалог

Как вы думаете, какие два или несколько слов можно назвать словосочетаниями ? Почему?


Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Словосочетание

Закрепление материала

 Прочитать параграф. Какую информацию не озвучили и не разобрали?

 Работают с учебником. Дают ответы.

Приемы создания проблемной ситуации:

1.Блиц-опрос ( да, нет):

1.Словосочетание изучает раздел языкознания «Синтаксис»? (Да)

2.Словосочетание -это наименьшая синтаксическая единица? (нет)

3.Словосочетание – синтаксическая единица? (да)

4. Словосочетание служит для сообщения, вопроса или по

2.Творческая работа. Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (не используя только одно слово «человек»): 

Заботливый, заботящийся 

Милостивый, милосердный 

Ближний, близкий (друг, деревня); 

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс); 

Завидный, завистливый (здоровье, сосед); 

Враждебный, вражеский (разведчик, цель); 

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); 

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка). 

3.«Кто правильнее?» 

  • На доске заранее написаны схемы. Опираясь на них расскажи о словосочетании:Строение

1) словосочетания (любить Родину)

?…. Зависимое слово

любить ….. ?

  • Виды словосочетаний

примеры

именные

Учебный компьютер

?

Составить презентацию

наречные

?

  • Заполни таблицу: распредели части речи по колонкам

согласовываются

управляют

примыкают

Части речи: причастия, деепричастия, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, существительные или местоимение в косвенном падеже, инфинитив

  • Составьте текст-мозаику. Какую связь слов нужно восстановить, чтобы получился текст?

1.Сенсация, археология, в! 2.В, знаменитые, славянские,курганы, Гнездовская территория, найти, третий, «Берестяной памятник». 3.Первый, «Берестяной памятник», быть, из, Смоленский, курган. 4. Второй, быть, обнаружить, в, крепостной, захоронение, Новгородская, область.

  • Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями. (раздаются карточки, ребята знакомятся с заданием ,выполняют в карточке, защищают ответы)

Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; для меня, стоять около дома, тесты по русскому языку,мастер-класс, книга- источник знаний, очень долго.

У:– Какие сочетания вы не выделили? Почему?

(ученики отвечают)

Ученики:

- НЕ являются словосочетаниями:

Подлежащее и сказуемое: ребята трудятся, урок окончен, книга- источник знаний .

  • «Третий лишний» Укажите лишнее словосочетание.

1)Жаркое по- домашнему, по осеннему скучно, по осеннему лесу.

2)Такой порядок, этот учебник, так скучно.

3) Читающая публика, уверенно читать, читая быстро

4)Рассказывать не торопясь, рассказавший историю, рассказывать интересно

5)Строить дом, задирать нос, моя книга.


  • Найдите и подчеркните синонимичные словосочетания (предлагается карточка).

1)Речной залив, хребты гор, замочная скважина, заливать берег, залив реки, горный воздух, берег моря, влажный от тумана, воздух гор, горные хребты.


  • Прием объединения в блоки.

  • Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар


  • Приём «Синквейн». Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.


Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание


На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаю со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стал присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки





Заключение


Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:

  • Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;

  • У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;

  • На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

  • Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;

  • Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;

  • Развиваются творческие способности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!