СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Правописание суффиксов -ек, -ик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Правописание суффиксов -ек, -ик"»



Урок

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»


Цель урока: научиться писать слова с суффиксами –ик- и –ек-.

Задачи:

  • формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек ( организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;

  • способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

  • развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.


Оборудование: карточки для парной и/или групповой работы; презентация, учебник 2 класса УМК «Начальная школа ХХI века», толковый словарь .

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

к учебной деятельности.








Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.


Выявление места и причины затруднений



постановка проекта





Реализация построенного проекта









Первичное закрепление







Включение в систему знаний и повторение












Рефлексия учебной деятельности



Слайд 1.

Наш урок мне хочется начать словами:

«Грамотность – это вежливость автора по отношению к читателю»

-Как вы их понимаете? (ответы детей)

-Давайте посмотрим, что означает слово грамотность в словаре.

- Я хочу пожелать вам успешно освоить новое знание.


-Так как, наш урок посвящён правописанию, давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в этом учебном году?

Слайд 2.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

- Правописание парных согласных в корне слова.

- Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

-Что заметили? (Все орфограммы стоят в корне слова)

-Из данных слов я возьму 3 слова: цветок, листок, столб.

- Измените слова так, чтобы они звучали ласково и запишите(2 уч-ся работают на обороте доски)

-Открываем, сравните, проверьте, у вас так? (ответы разные)

-Как вы думаете почему мы написали эти слова по-разному?

(Потому, что мы не знаем как правильно написать эти слова.

-Предлагаю вам подобрать к словам, которые вы написали, родственные слова. Выделите во всех словах корень. В какой части слова возникли сомнения? (В суффиксе)

-Давайте всё-таки решим эту проблему. Для этого я предлагаю вам объединиться в группы и провести наблюдение за словами с данными суффиксами.


Измените форму слов.


один

много

нет

Столб…к



Листоч…к



Цветоч…к



Понаблюдайте за словами и попробуйте сделать выводы, когда в слове пишется

суффикс –ик, а когда – суффикс -ек.


Создание алгоритма написания слов с суффиксами _ек, -ик.

1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -?

2) Изменяю форму слова.

3 ) Если [ и ], то -ик-

4 ) Если [ - ], то -ек-







-Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 115. Совпадают ли они?

-Значит, мы совершили открытие.

-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибок (проверяют верно ли написали слова).



Физминутка

-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Будем работать в парах. На доске записаны слова, действуя по алгоритму, проверьте их. Если в них допущена ошибка, исправьте её.

Листик, внучик, сухарек, ящичек, кирпичек, совочик, слоник, лучек.

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием (вызвать к доске нескольких учащихся и попросить записать слова с обязательным проговариванием действий).

-Вы потренировались, а теперь посмотрите как Витя Перестукин из мультфильма «В стране невыученных уроков» справился с этим заданием (фрагмент м/ф)

-Чтобы у нас в дальнейшем не возникло затруднений, давайте ещё поработаем над данной темой.

Упражнение 2 стр.117.

-Проверьте свою работу по эталону. (На обороте доски)



-Оцените на шкале своё умение писать слова с суффиксами –ик, -ек.


-Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

-Напишите, на оценочном листе что вам дал сегодняшний урок и чем бы вы хотели заняться на следующем уроке.


Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … .

Я научился (научилась) … .

На следующем уроке я хотел(а) бы … .



- Домашнее задание упражнение 1 страница 117. Составить 3-5 предложений со словами из данного упражнения (по желанию учащихся)

-Спасибо за урок.


Объясняют собственное понимание высказывания и читают понятие в толковом словаре.




Вспоминают изученные орфограммы.


Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).










Называют критерий классификации.

Сталкиваются с затруднением

(не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).


Ставят учебные задачи.


Называют орфограмму (правописание суффиксов

–ик- и –ек-).


Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.



Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.



Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).


Обсуждают свои наблюдения.





Оценивают на шкале умение писать слова с суффиксами - ик -, -ек-.














Мотивация к учебной деятельности








Умение классифицировать и определять критерий для классификации.














Умение принимать и сохранять учебную задачу.


Планирование деятельности.















Умение сотрудничать со сверстниками.



Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.





Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!