СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Существительные общего рода"   в соответствии с ФГОС ООО по программе  УМК "Русский язык 5-9" предметной линии учебников  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Существительные общего рода"»

Лукина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Верхнегородковская СОШ»

- с/п -СОШ № 91 п. Комарихинский,

Чусовского городского округа, Пермского края



Тема « Имена существительные общего рода» (§52)

( Т.М. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык 6 класс.– М.: Просвещение 2019. – 150 с.)

Цель урока:

создать условия для открытия учащимися новых теоретических сведений о существительных общего рода и освоения способов применения этих сведений в языковой и речевой практике.

Тип урока:

комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о грамматической категории рода существительных общего рода, уметь: определять род существительных общего рода, согласовывать существительные общего рода с глаголами, прилагательными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанных с существительными общего рода.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации в результате работы с текстами.

Личностные: понимать определяющую роль родного языка в развитии собственной личности, бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся.

Методы и формы обучения:

Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, парная.

Основные понятия:

Грамматические категории, существительные общего рода



Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1

2

3

4

5

  1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материла.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, положительные эмоции.

-Добрый день, дорогие друзья! День сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит интересная и увлекательная работа. А для вас сегодняшний день добрый? Почему?( Учащиеся делятся своими мыслями).

Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Работают в тетради записывают (Запись: дата, классная работа.).

Личностные

познавательный интерес к русскому языку, ответственность за предстоящую деятельность

Метапредметные

организация своего рабочего места

2.Актуализация имеющихся знаний и способов их применения

Повторить теоретические сведения о глаголе, потренироваться в определении форм глаголов во 2- м лице единственном числа настоящего и будущего времени. Проверить домашнее упражнение.

Задает вопросы:

-Как определить род несклоняемых собственных имен существительных?

-Как определяется род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв?

Проверка домашнего упражнения

Упр 319. Задание: составьте предложения, используя названия городов Чусовой, Очер, Чердынь, Чернушка и поселков Комарихинский, Верхнее Калино, Вереино, Верхне –Чусовские Городки. Об их расположении справьтесь по географическим картам Пермского края и Чусовского района в кабинете географии.

Учитель, слушая ответы учащихся, одобряет их: «Умница, молодчина».

Отвечают на вопросы для повторения, вспоминают о том, как определяется род у несклоняемых имен существительных. Воспринимают на слух информацию.

Зачитывают составленные предложения.

Личностные

имеют мотивацию к учебной деятельности

Метапредметные

выполняют учебно-познавательные действия в устно форме (строят высказывания).

Предметные: использовать знания об определении рода несклоняемых имен существительных

3.Столкновение знания и незнания

Столкнуть имеющиеся у школьников знания об определении рода у несклоняемых имен существительных и с незнанием того, что в русском языке есть существительные общего рода.

Учитель предлагает выполнить задание:

- Определите род следующих существительных: конферансье, Сочи, мама, Гоби, ТЮЗ, врач, кофе, ГИБДД, неряха каризуля, Конго, недотрога лежебока, сирота, ученик.

Прокомментируйте результат волнения задания.


Определяют род каждого существительного, испытывают ( или нет) затруднение при определении рода некоторых существительных, таких как капризуля, неряха, недотрога, лежебока. Сообщают о выполнении задания и о своих затруднениях.

Личностные

имеют желание осознавать свои трудности и стремятся их преодолеть

Метапредметные устанавливают причинно-следственные связи, желают выводы, осознают недостаточность своих знаний

Предметные: использовать знания об определении рода имен существительных

4. Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности

Создать условия для постановки у учащихся цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности.

Вопрос учителя, направленный на уточнение границ неизвестного (после сообщения учащихся о результатах выполнения задания)

-Были ли затруднения при определении рода представленных существительных? Чем они выразились?

Если у учащихся не возникло затруднений, по их словам, но значение слов капризуля и лежебока они определили неправильно, предлагается еще одно задание.

Вставьте слова из правого столбика в нужно, на ваш взгляд, предложения, согласовав окончания прилагательных. Объясните свой выбор.

________ – настоящ… капризуля. Она с детства росла капризной девочкой, потому что родители сильно ее баловали.

Грише

_________ было три года, когда он остался без родителей. Кругл… сирота воспитывался у дедушки

Соня



Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию:

- Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

-Как бы вы определили тему урока?

Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

- Что необходимо сделать для достижения оставленной цели?

Ответ на вопрос учителя: « Не знали, что в русском языке есть существительные общего рода»





Целеполагание. Научиться распознавать существительные общего рода, правильно использовать их в речи.





















Формулируют тему урока: «Имена существительные общего рода».



Формулируют цели:

-Выяснить как определить род у существительных общего рода?

-Формулируют тему урока.

(Существительные общего рода).

Говорят, о том, что необходимо выделить опознавательные слова для определения рода. Составить алгоритм рассуждения или правило.

Личностные

осознают свои возможности в учении,

Метапредметные

извлекают необходимую информацию, соотносят слова с пояснениями. Предметные: умение согласовывать существительные с прилагательными

5. Открытие новых знаний

Создать условия для исследования существительных общего рода

Учитель предлагает материал для исследования:

I.

- Вы верно отметили, что для исследования особенностей существительных общего рода нужно проанализировать несколько подобных слов.

-Как вам удобно работать в ходе исследования?

-Как будет представлен результат исследования?

Выполните:

Задание 1. Упр. 322.

















Задание 2. Распределите слова на несколько групп, что вы возьмете за основу распределения? Сколько групп слов вам удалось выделить?

Работяга, капризуля, умница, задира, кривляка, лежебока, трудяга, невежа, невежда.









После сообщения пар о результатах работы предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями. §52

II. Решите грамматическую задачу

«В речи часто употребляются слова самоучка, книгоноша или слова врач, инженер для обозначения лиц и мужского, и женского пола. Есть ли разница между этими словами? Как правильно: Она работает сельским врачом или Она работает сельской врачом?

Учащиеся работают в парах. Выполняют задание. Предполагают, что представленные исследования будут в виде словесных выводов.






Приступают к выполнению работы, обозначают род выделенных существительных.

Делают выводы: чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком (мужчине или женщине, мальчике или девочке) говорится в предложении.


Выделяют группы существительных общего рода по характеристике.

Делают выводы: существительные общего рода могут быть объединены в группы с положительной характеристикой с отрицательной характеристикой. Возможно, учащиеся задаются вопросом, каких существительных общего рода больше с отрицательной характеристикой или с положительной характеристикой. Это будет домашним заданием одной из групп (пар).

Читают правило в учебнике, сравнивают со своими выводами.

II. Доказывают, что существительные типа самоучка, книгоноша, оканчивающиеся на –а(-я) и отличающиеся своим значением, относятся к общему роду, а слова типа врач, инженер с нулевым окончанием – к мужскому роду. Прилагательные с существительными врач, инженер, токарь, слесарь и т.п. согласуются в ед.числе только в мужском роде.

Личностные

формируется ответственность за предстоящую деятельность

Метапредметные

извлекают необходимую информацию из упражнений, планируют умение анализировать, сопосталять разрешать проблемные ситуации, приводить необходимые действия, действия, строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

Предметные: умение определять род у существительных общего рода.

6.Выделение способа применения новых знаний

Выделение последовательности действий при применении новых знаний

Вопрос, подводящий к созданию инструкций по применению правила.

-Как определить род у существительных общего рода?

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа вырабатывает свой путь распознавания существительных общего рода.
































Вопрос учителя:

-Чем удобнее пользоваться на уроке алгоритмом или сказкой? Почему?

Предлагают, что составят сказку, алгоритм.

Предъявляют выполненную работу:

I Алгоритм

  1. 1.Найди опорное слово (прилагательное, глагол в прошедшем времени, местоимение)

  2. 2. Посмотри, какого оно рода:

  3. -если мужского, следовательно, существительное мужского рода,

  4. -если женского, следовательно, существительное женского рода.

II. Сказка

«Среди частей речи, прошел слух, что загрустило Существительное, тому что дети часто путают род у существительных общего рода. И тогда Прилагательное и Местоимение решили помочь Существительному.

-«Мы будем с тобой рядом, Существительное, и поможем тебе.

С тех пор рядом с существительными общего рода рядом всегда его помощники прилагательное и Местоимение. Большой грязнуля, эта грязнуля.

Отвечают, что удобнее пользоваться алгоритмом, потому что в нем задана последовательность и точность действий.

Личностные

развитие учебных мотивов Метапредметные

приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности, осуществляют совместную работу в группах, алгоритмизация действий

Предметные:

способ опознания существительных общего рода

7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения

Закрепить знания о существительных общего рода, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях на практике

Предлагает упражнения различного уровня сложности

Упр. 323 (устно) Какие синонимы из выделенных слов употребляются чаще по отношению к детям?



Упр. 324. Обозначьте род выделенных существительных. Дополнительное задание:

-Вспомните, есть ли подобные существительные на дверях в коридорах школы (директор, завхоз, логопед, завуч)



Индивидуальное задание, связанное с творческим использованием знания об именах существительных общего рода в различных ситуациях речи, предлагается наиболее сильным учащимся.

Напиши небольшое рассуждение на одну из следующих тем: «Кого называют белоручкой?», «Почему люди осуждают пустомелю?», «Вы не встречались в жизни с кривляками?» 



Выполняют упражнения

Учащиеся, работая в парах, находят существительные общего рода, синонимы к слову непоседа (егоза) отмечают, что это слово разговорного стиля речи.

Выполняют упражнение самостоятельно по заданию учебника, если дети затрудняются ответить, они могут пройти по коридорам школы (возможно, это будет домашним заданием).







Выбирают тему рассуждения. Составляют текст 4-5 предложений.



Личностные

имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе

Метапредметные

умение анализировать, сопосталять разрешать проблемные ситуации, приводить примеры,добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания, создавать письменные высказывания.

Предметные: умение правильно определять род существительных.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки

Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля

- Какие знания, приобретенные ранее, понадобились вам сегодня?

-Какие знания вы приобрели вновь? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Каковы причины ваших затруднений? Как вы их преодолевали?

Чтобы подтвердить, что вы действительно справились со всеми затруднениями, предлагаю вам выполнить следующее задание. Выпишите буквы тех строк, в которых записаны существительные не только общего рода (строки могут быть заранее записаны на доске или спроецированы).

 а) продавщица, умница, трудяга, рева.
 б) неряха, недотёпа, зануда, вредина
 в) забияка, красавица, непоседа, жадина
 г) плакса, разиня, кривляка, сирота

- Помните, в начале урока, когда мы только проверяли домашнее задание, я говорила вам одобряющие слова, если вы правильно отвечали? Сейчас вы можете сказать, что это за слова? Скажите, о себе и о своей работе на уроке существительными общего рода.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя этапы урока и проговаривая, свои удачи и неудачи. Выявляют проблемы.





Записывают ответы, если позволяет время, объясняют, почему выбраны данные строки.













Дети оценивают себя. .





Личностные

самооценка на основе успешности

Метапредметные

умение соотнести цели и результаты своей деятельности , определять степень усвоения материала, оценивать успешность своей работы на уроке

9. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Применить новые знания в творческой ситуации

1.Подготовить сообщение о существительных общего рода (§52).

2. Выполнить одно из следующих заданий:

2.1. Найти в художественной литературе (баснях И.А. Крылова и в пословицах) примеры существительных общего рода. Выписать отрывки из басен и пословицы.

2.2.Составить статью в газету «Школьное перо» «Удивительные существительные общего рода».

2.3. В Интернете ты увидел вопрос: « Объясните, «что такое существительное общего рода» и примеры если не сложно» (авторская пунктуация). Подготовьте ответ.

4.2. Составить толковый словарик имен существительных общего рода, использовав в работе толковые словари.

4.5. Разработать в программе Лабиринт по теме «Существительные общего рода».

4.6.Повести мини-исследование «Каких существительных общего рода в русском языке больше с положительной оценкой или с отрицательной оценкой»

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение

Личностные

Развитие учебных мотивов

Метапредметные

планирование своих действий, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения

построение связного высказывания на заданную тему

Предметные

знание особенностей существительных общего рода, использование новых знаний в собственной речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!