Технологическая карта урока
по теме: Работа с деформированным текстом.
5 класс (для детей с УО)
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цели-результаты урока: восстанавливать текст, деформированный в предложения.
Предметные: | Метапредметные |
- излагать и записывать текст в логической последовательности (по смыслу), - определять тему и идею текста, - подбирать заголовок к тексту. | - устанавливать причинно-следственные связи, - сравнивать свою работу с образцом, - обогатить (расширить и уточнить) словарный запас. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты учебной деятельности |
Мотивационный этап | Приветствует обучаемых. Проверяет готовность к уроку. Организует оформление тетрадей (дата, классная работа). Ребята, я сегодня приготовила для вас интересный рассказ, но, пока шла на урок, он рассыпался. Давайте прочтём эти части: -О чём эта часть? Словарная работа: Какие слова вам непонятны? (вонзили, мелькали, желобок, кубышка) - Как бы вы назвали каждую из частей? - Как определили? - Что надо сделать, чтобы у нас получился текст? | Приветствуют учителя. Проверяют наличие принадлежностей для урока. Оформляют записи в тетрадях. Читают части текста (предложения). - Предложение. Называют признаки (заглавная буква, точка, выражает законченную мысль). - Собрать. | Актуализированы необходимые для дальнейшей работы знания. Расширен и уточнён словарный запас учащихся. Определена цель деятельности: восстановить деформированный текст. |
Этап планирования и организации деятельности | Работа по восстановлению деформированного текста. - Где выросла березка? - Назовите предложение, где об этом говорится. - Какая была березка? В каких предложениях говорится о красоте березки? - Кто пришел на опушку? Что они сделали? В каких предложениях об этом сказано? - Как выглядела березка летом? Прочитайте эти предложения. Чтение восстановленного текста учащимися - Можно теперь назвать это текстом? - О чём этот текст? - Что можно сказать о поступке ребят? - О чём автор хотел нас заставить задуматься Запись восстановленного текста учащимися. -Ребята, я сегодня приготовила вам каждому карточку с заданием. (Карточки с заданием и вспомогательным материалом). - Прочтите задание. - Что надо сделать? - Как? - Те, кто выполнил, сверяют эталоном, исправляют ошибки. Для учащихся, выполнивших задание, возможна дополнительная карточка. | Выходят и совместно составляют текст по наводящим вопросам учителя (в случае возникновения затруднения). Читают текст и отвечают на вопросы. Предложения расставили по порядку, по смыслу. - О берёзке и ребятах. -….. Определяют, какое задание и как надо выполнить. Самостоятельно записывают восстановленный текст. Сверяют свои работы с эталоном. Вносят исправления. | Коллективно восстановлен деформированный текст (изложен в логической последовательности по (смыслу). Коллективно определена тема текста. Коллективно определена идея текста. Каждым учащимся восстановлен и записан деформированный текст (изложен в логической последовательности по (смыслу). |
Рефлексивный этап | - Что у нас записано в тетради? - Почему это текст? - О чём он? - Как его можно озаглавить? - Чему автор хотел нас научить? О чём заставил задуматься? - Вы сегодня сделали доброе дело. - Какое? (восстановили текст) - Посмотрите в свою тетрадь и поднимите руки те, кто теперь умеет восстанавливать «рассыпанный» текст. | - Текст. - Потому, что это предложения, которые связаны по смыслу, их можно озаглавить. | |
Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.
Выросла на опушке стройная, кудрявая березка.
Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.
Наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.
Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.
До осени еще далеко, а на березке мелькали желтые листья.
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.
1
Записать и озаглавить текст.
Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.
Выросла на опушке стройная, кудрявая березка.
Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.
Наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.
Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.
До осени еще далеко, а на березке мелькали желтые листья.
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.
2
Записать текст по плану и озаглавить его.
План.
1) Выросла на опушке березка.
2) Пришли на опушку ребятишки.
3) Дрогнула березка.
4) Березка стала грустная, печальная.
Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.
Выросла на опушке стройная, кудрявая березка.
Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.
Наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.
Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.
До осени еще далеко, а на березке мелькали желтые листья.
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.
3
Записать ответы на вопросы.
- Где выросла березка?
- Какая была березка?
- Кто пришел на опушку? Что они сделали?
- Как выглядела березка летом?
Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.
Выросла на опушке стройная, кудрявая березка.
Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.
Наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.
Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.
До осени еще далеко, а на березке мелькали желтые листья.
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.
*2
Перед тем как упасть на землю, они обречённо кружатся в воздухе, как бы прощаясь с летом.
Вот и пришла холодная осень.
Порывистый ветер безжалостно срывает листья с деревьев.
*1Перед тем как упасть на землю, они обречённо кружатся в воздухе, как бы прощаясь с летом. Вот и пришла холодная осень. Порывистый ветер безжалостно срывает листья с деревьев.