СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Однокоренные слова" 3 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока по теме: "Однокоренные слова". Урок усвоения новых знаний сопровождается презентацией. 

Просмотр содержимого документа
«карта урока»


Технологическая карта урока 9.10.2018 г.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 Б

Школа: МБОУ «Увельская СОШ № 2»

Учитель: Клепинина Н.Р.

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока: Однокоренные слова

Цели по содержанию: Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень; уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, внимание, воспитывать интерес к предмету.

1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) (коммуникативные УУД).

3. Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитиие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 


Основные понятия

Однокоренные слова, корень слова.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Технологии

Технология проблемного обучения, коллективная форма работы (работа в группах, парах), ИКТ, игровая технология.

Оборудование

ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс + электрон. учебник, презентация, карточки сигнальные, карточки для индив. работы


Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Приветствие.

- Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости.

-Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу.

Прозвенел уже звонок,

начинаем наш урок.

Слушаем, запоминаем,

новые знания получаем!

Знания – это наши плоды. Пусть наш урок будет плодотворным!

Дети организуют свое рабочее место, проверяют

готовность к уроку.





Эмоциональный настрой.


2. Минутка чистописания.



Словарная работа

работа по карточкам

Работа в парах

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

-выполнять задание в соответствии с поставленной целью







Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

1. Открываем тетради, записываем число, кл. работа

2.Минутка чистописания.

-пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность.

учитель показывает на доске:


ка ка кар кар ов ов оло оло ель ель ща ща

3. Словарная работа (карточки)

Работа в парах: вставить пропущенные буквы.

Картофель, овёс, капуста, щавель, яблоня.


Проверяем с помощью сигналь. карточек и электр. Учебника. (сигнальные карточки)

дети прописывают в тетради, списывая с доски








работают в парах, вставляют буквы, проверяют с помощью сигнальных карточек.

3. Актуализация знаний



Самоопределе-ние к деятельности

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД:

-доказательство,

-структурирование знаний



Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы.


Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение включаться на урок. Принятие целей урока, готовность к работе

- Определите, к какой части речи можно отнести эти слова?

- Почему?

Как одним словом можно назвать эти предметы?


- Что самое главное у всех растений?

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить про однокоренные слова.

Так же и у кустов

корень слова есть у слов!


Поставим задачи урока:

будем развивать умение определять однокоренные слова; будем формировать умение определять в них корень;

развивать речь, орфографическую зоркость.

существительные


отвечают на вопрос кто? Что? и обозначают предмет.

растения


- корень


Речь сегодня на уроке пойдёт об однокоренных словах.

Дети называют тему урока, ставят задачи


дети отвечают на вопросы учителя






4. Первичное усвоение новых знаний

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.


Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог.

Работа по учебнику стр 61 упр. 107

Чем является для нас русская березка? Что она символизирует? С. Есенин написал стихи про березу, кто помнит?

Запишем однокоренные слова с корнем берёз.

- Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61.


Символом России является – Берёза.

Береза


Записывают в тетрадь, выделяют корень: берёза, берёзка, березняк, берёзонька, подберёзовик

Читают правило.

5.Физкультминутка

Игра «День. Ночь»

- Молодцы, а теперь отдохнем!

выполняют физминутку,

игру.

6. Первичная проверка понимания

работа в группах карточки устно

Личностные УУД:

самоопределение





Познавательные УУД: обобщение и классификация

по признакам

Регулятивные УУД: знаково-символические


- Сейчас работаем в группах.

Вспомним правила работы в группах

1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

выберите одного от каждой группы, кто будет давать ответ?

- Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой.

- Запишем слова из первой группы.

Соль - солёный, солонка, солить.

Выделите корень. Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является?

Проверка: светофорики







- К нам в гости пришел, угадайте кто?

Он задает нам вопрос:

 - Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?


Дети собирают слова по группам.

затем 1 чел. от группы выходит к доске и объясняет ответ


самостоятельно

Дети записывают слова из 1 группы. Выделяют корень в словах. Определяют части речи.





Академик Знайка.

- Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне.

7. Первичное закрепление.

работа в парах















Игра «Да. Нет» (устно)

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации.


Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности



Познавательные УУД:

структурирование знаний.





Регулятивные УУД: знаково-символические

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.



Работа в парах (карточки)

Прочитайте задание, выполните.

Проверка с помощью карточек- сигналиков.



- Какие это слова? Докажите.



- Составьте предложение со словом варенье.

- Что такое предложение?

- Найдите грамматическую основу предложения.

Проверка устно светофорики


- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

- А теперь ребята, поиграем

в игру «Да. Нет» устно

1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да)

2. Слова зима - зимушка- однокоренные? (да)

3. Слова брат и сестра –однокоренные? (нет)

4. Слова школа и школе однокоренные? (нет). Ребята, это изменение формы слова, а не однокоренные слова.

5. Слова быстрый – скорый однокоренные? (нет)

- Молодцы, вы справились.

Дети вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют безударную букву, которую вставляли.


однокоренные

у них одинаковый корень.


Эти слова обозначают одно значение.

Дети составляют предложение.

(Мама варит вкусное малиновое варенье).

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу.

Дети находят подлежащее и сказуемое


дети устно отвечают на вопросы учителя








меняется окончание, но не само слово.

8. Домашнее задание.


-Домашнее задание.

стр 62 упр. 111, правило учить.

Дети слушают учителя и записывают задание в дневник.

9. Итог урока. Рефлексия.


Личностные УУД:

оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания

- Молодцы, вы потрудились на славу, работали дружно.

Над какой темой мы работали?

- Какие слова называются однокоренными?

Оцените свою работу. Украсьте дерево плодами.

Оценки за урок:



- Это те слова, которые образовались от одного и того же слова и имеют одинаковое значение.
















Просмотр содержимого презентации
«урок 9.10 рус.яз»

Тема:  Однокоренные слова Русский язык 3 класс УМК «Школа России» Учитель: Клепинина Н.Р.

Тема: Однокоренные слова

Русский язык 3 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Клепинина Н.Р.

Знания – это наши плоды.  Пусть наш урок будет плодотворным!

Знания – это наши плоды. Пусть наш урок будет плодотворным!

Минутка чистописания ка ка кар кар ов ов оло оло ель ель ща ща Словарная работа (карточки) Работа в парах:  вставить пропущенные буквы. Проверка: сигнальные карточки

Минутка чистописания

  • ка ка кар кар ов ов оло оло ель ель ща ща

Словарная работа (карточки)

Работа в парах:

вставить пропущенные буквы.

Проверка: сигнальные карточки

Самоопределение к деятельности Определите, к какой части речи можно отнести эти слова? Как одним словом можно назвать эти предметы? Что самое главное у всех растений?    Определите тему урока? Так же и у кустов корень слова есть у слов!

Самоопределение к деятельности

  • Определите, к какой части речи можно отнести эти слова?
  • Как одним словом можно назвать эти предметы?
  • Что самое главное у всех растений?

 

  • Определите тему урока?

Так же и у кустов

корень слова есть у слов!

Однокоренные слова Задачи урока:

Однокоренные слова

Задачи урока:

  • будем развивать умение …………………………….
  • будем формировать умение определять………………
  • будем развивать ………………………………….
Работа по учебнику стр 61   Упражнение 107 Запишем однокоренные слова с корнем берёз Берёза, берёзонька, берёзка, березняк,  подберёзовик

Работа по учебнику стр 61

  • Упражнение 107

Запишем однокоренные слова

с корнем берёз

Берёза, берёзонька, берёзка, березняк,

подберёзовик

Физкультминутка   Игра «День. Ночь»

Физкультминутка

Игра «День. Ночь»

Работа в группах  (карточки устно) Вспомним правила работы в группах 1 ряд – 1группа  2 ряд – 2 группа  3 ряд – 3 группа. Задание: разделить слова в группы Проверка: 1 учащийся от группы выходит к доске

Работа в группах (карточки устно)

  • Вспомним правила работы в группах

1 ряд – 1группа

2 ряд – 2 группа

3 ряд – 3 группа.

Задание: разделить слова в группы

Проверка:

1 учащийся от группы выходит к доске

  • Запишем слова из первой группы.
  • Выделите корень. Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является?
Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова? Работа в парах (карточки) Прочитайте задание, выполните. Электронный учебник Проверка с помощью карточек- букв.

Для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?

Работа в парах (карточки)

Прочитайте задание, выполните.

Электронный учебник

Проверка с помощью карточек- букв.

Работа по развитию речи Какие это слова? Докажите.   Задание: Составьте и запишите предложение со словом варенье. Найдите грамматическую основу предложения. Проверка:  устно светофорики

Работа по развитию речи

  • Какие это слова? Докажите.

 

Задание:

  • Составьте и запишите предложение со словом варенье.
  • Найдите грамматическую основу предложения.

Проверка:

устно светофорики

Игра «Да. Нет»  светофорики 1. Общая часть родственных слов называется корнем? (да) 2. Слова зима - зимушка- однокоренные? (да) (нет) 3. Слова брат и сестра –однокоренные? 4. Слова школа и школе однокоренные? (нет, это одно и то же слово) 5. Слова быстрый – скорый однокоренные? (нет)

Игра «Да. Нет» светофорики

1. Общая часть родственных слов называется корнем?

(да)

2. Слова зима - зимушка- однокоренные?

(да)

(нет)

3. Слова брат и сестра –однокоренные?

4. Слова школа и школе однокоренные?

(нет, это одно и то же слово)

5. Слова быстрый – скорый однокоренные?

(нет)

Итог урока Над какой темой мы работали? Какие слова называются однокоренными? Домашнее задание.  стр 62 упр. 111, правило учить.

Итог урока

  • Над какой темой мы работали?
  • Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание.

стр 62 упр. 111, правило учить.

Оцените свою работу

Оцените свою работу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!