СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения."»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Обособление уточняющих членов предложения.

Цель: познакомиться с понятием уточняющие члены предложения, научиться их находить в предложении.

Задачи:

Образовательные:

  • научить распознавать уточняющие члены предложения;

  • научить выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи.

Развивающие:

  • обучение целеполаганию и планированию учебной деятельности;

  • совершенствование умения работать со справочной литературой;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие связной речи.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, умению внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Прогнозируемые результаты:

  1. Предметные: уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения.

  2. Метапредметные: создавать собственное аргументированное высказывание.

  3. Личностные: самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в группе и согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.











Ход урока:

Эпиграф:

Самое верное средство завоевать любовь других –

подарить им свою любовь.

Она должна идти из глубины, то есть из сердца».

Ж. – Ж. Руссо

  1. Орг. момент. Психологический настрой «Рецепт удачного дня» 

  2. Вводная беседа.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Ж. – Ж. Руссо

- Как вы понимаете это высказывание? Что такое любовь?

Любовь- 1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо. (С. Ожегов «Толковый словарь»)


- К кому мы испытываем данное чувство?

Подберите эпитеты к слову любовь (Чарующая, мимолетная, незабвенная, слепая, беззаветная)

Эпитет - художественное, образное определение.

Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы.


Вывод: Любовь бывает разной, но без этого чувства человек прожить не может.


  1. Теперь перейдем к теме сегодняшнего урока, но перед этим проведем

Терминологический диктант. Какое слово соответствует следующему определению:

1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета. (определение)

2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)

4) Это второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к сказуемому.( дополнение)

5) Это члены предложения, образующие основу двусоставного предложения и связанные предикативными отношениями: подлежащее и сказуемое. (главные члены предложения)

Перед вами облака слов. Выберите облако с определением про которое мы сейчас не говорили. (определения, обстоятельства, приложения, дополнения, главные члены предложения, уточняющие члены)

- Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.

- Попробуйте сформулировать тему урока («Обособление уточняющих членов предложения» или «Обособленные уточняющие члены предложения»).

Записываем тему: Обособление ут чняющих членов предложения (орфографическая минутка).

-Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься и о чем разговаривать?

  1.  Беседа.

Еще раз вернемся к эпиграфу, второе предложение осложнено обособленным членом.

-Как вы думаете, с какой целью он используется? ( для уточнения).

-Какое слово уточняется? (из глубины)

Уточняют конкретизируют ограничивают объем понятия


Каким членом предложения является наш уточняющий член предложения? (обстоятельством места)


-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).

Уточнить – сделать точнее.

                                С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать,  детализировать, поставить точку над «i».

                                

Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.

                              Словарь синонимов русского языка.  Д. Розенталь.

-Вспоминаем, что обособление – значит  выделение, в том числе и пунктуационное

«Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.



  1. Работа с теоретическим материалом.

Откройте учебник на стр. 212 и прочитайте правило.

- Какие члены предложения поясняют уточняющие члены предложения?

-Какие дополнительные вопросы можно поставить к уточняющему обособленному члену?

-Что может быть уточняющими членами предложения?

А чтобы узнать, как вы поняли правило, я предлагаю вам

Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на магнитной доске . Ученики по очереди у доски должны соотнести левую и правую часть таблицы . Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.

Уточняющие обстоятельства места

Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

Уточняющие обстоятельства времени

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Уточняющие обстоятельства образа действия

Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)

Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.



6.Закрепление материала.

А) Выполнение упр. 347 1 группа- 1, 3, 5, 7 2 группа- 2, 4, 6, 8

Б) Соотнесите букву с правильным ответом.

А.1.Здесь, среди болот, пробирается тоненький ручеек.

2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.

2.Сегодня ,в восемь часов вечера, мы поедем в гости.

В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценится своим мехом.

2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.

2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.

Ответы: А1, Б2, В1, Г1

Лексическая работа : В рабочих листах при выполнении этого задания вы заметили выделенные слова. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.

-Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

-Учитель зачитывает правильное толкование слов.

Хутор : 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.

2)На Украине , Кубани — небольшой крестьянский поселок.

Камелек : Небольшой камин или очаг для обогревания.

Белесый : Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак,, например, красноватый , грустноватый ).

7. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. (учащиеся делятся на две группы)


Группа 1.Горе-рыболовы

• Рано утром, еще на заре…

• Немного позже, примерно через полчаса…

• Сбоку, в карман…

• У самой воды, на песке…

• Обеими руками, крепко-крепко…

• Кроме ерша да мелкого окуня…


Группа 2. Кладоискатели.

Однажды вечером, после захода солнца…

У самой изгороди, с правой стороны, под дубом…

Тут, в стороне от дороги…

Окончательное, единственное условие…

На лбу, над правой бровью…

На левой ноге, под коленом…

• …, особенно тетя Даша.



8.Конструирование предложений.

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.

Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .

б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .

Около дома , на скамейке , сидели дети.

в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.

Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.

9. Подведение итогов. Оставление своих впечатлений от урока на лепестках ромашки.



10. Домашнее задание

Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в нашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .

Ученики пишут рассказы, две -три работы зачитываются.

Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,

8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!