Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обособление уточняющих членов предложения.
Цель: познакомиться с понятием уточняющие члены предложения, научиться их находить в предложении.
Задачи:
Образовательные:
научить распознавать уточняющие члены предложения;
научить выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи.
Развивающие:
обучение целеполаганию и планированию учебной деятельности;
совершенствование умения работать со справочной литературой;
развитие коммуникативных способностей;
развитие связной речи.
Воспитательные:
воспитание любви к родному языку, умению внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения.
Метапредметные: создавать собственное аргументированное высказывание.
Личностные: самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в группе и согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.
Ход урока:
Эпиграф:
Самое верное средство завоевать любовь других –
подарить им свою любовь.
Она должна идти из глубины, то есть из сердца».
Ж. – Ж. Руссо
Орг. момент. Психологический настрой «Рецепт удачного дня»
Вводная беседа.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Ж. – Ж. Руссо
- Как вы понимаете это высказывание? Что такое любовь?
Любовь- 1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
2. Склонность, пристрастие к чему-либо. (С. Ожегов «Толковый словарь»)
- К кому мы испытываем данное чувство?
Подберите эпитеты к слову любовь (Чарующая, мимолетная, незабвенная, слепая, беззаветная)
Эпитет - художественное, образное определение.
Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы.
Вывод: Любовь бывает разной, но без этого чувства человек прожить не может.
Теперь перейдем к теме сегодняшнего урока, но перед этим проведем
Терминологический диктант. Какое слово соответствует следующему определению:
1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета. (определение)
2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)
3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)
4) Это второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к сказуемому.( дополнение)
5) Это члены предложения, образующие основу двусоставного предложения и связанные предикативными отношениями: подлежащее и сказуемое. (главные члены предложения)
Перед вами облака слов. Выберите облако с определением про которое мы сейчас не говорили. (определения, обстоятельства, приложения, дополнения, главные члены предложения, уточняющие члены)
- Тема сегодняшнего урока тесно связана с предыдущими.
- Попробуйте сформулировать тему урока («Обособление уточняющих членов предложения» или «Обособленные уточняющие члены предложения»).
Записываем тему: Обособление ут чняющих членов предложения (орфографическая минутка).
-Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься и о чем разговаривать?
Беседа.
Еще раз вернемся к эпиграфу, второе предложение осложнено обособленным членом.
-Как вы думаете, с какой целью он используется? ( для уточнения).
-Какое слово уточняется? (из глубины)
Уточняют конкретизируют ограничивают объем понятия
Каким членом предложения является наш уточняющий член предложения? (обстоятельством места)
-Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (может быть индивидуальным заданием ученика).
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».
Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.
Словарь синонимов русского языка. Д. Розенталь.
-Вспоминаем, что обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное
«Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.
Работа с теоретическим материалом.
Откройте учебник на стр. 212 и прочитайте правило.
- Какие члены предложения поясняют уточняющие члены предложения?
-Какие дополнительные вопросы можно поставить к уточняющему обособленному члену?
-Что может быть уточняющими членами предложения?
А чтобы узнать, как вы поняли правило, я предлагаю вам
Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на магнитной доске . Ученики по очереди у доски должны соотнести левую и правую часть таблицы . Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.
Уточняющие обстоятельства места | Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу. |
Уточняющие обстоятельства времени | Далеко, в лесу, раздавались удары топора. |
Уточняющие обстоятельства образа действия | Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары. |
Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста. | Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
Уточняющие приложения с союзом или (= то есть) | Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. |
Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д) | Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. |
6.Закрепление материала.
А) Выполнение упр. 347 1 группа- 1, 3, 5, 7 2 группа- 2, 4, 6, 8
Б) Соотнесите букву с правильным ответом.
А.1.Здесь, среди болот, пробирается тоненький ручеек.
2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.
2.Сегодня ,в восемь часов вечера, мы поедем в гости.
В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценится своим мехом.
2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.
Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.
2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.
Ответы: А1, Б2, В1, Г1
Лексическая работа : В рабочих листах при выполнении этого задания вы заметили выделенные слова. Попробуйте определить лексическое значение этих слов из контекста.
-Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
-Учитель зачитывает правильное толкование слов.
Хутор : 1)Обособленный участок земли с усадьбой владельца.
2)На Украине , Кубани — небольшой крестьянский поселок.
Камелек : Небольшой камин или очаг для обогревания.
Белесый : Беловатый, тускло-белый. (Суффикс -оват- обозначает неполный признак,, например, красноватый , грустноватый ).
7. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. (учащиеся делятся на две группы)
Группа 1.Горе-рыболовы • Рано утром, еще на заре… • Немного позже, примерно через полчаса… • Сбоку, в карман… • У самой воды, на песке… • Обеими руками, крепко-крепко… • Кроме ерша да мелкого окуня… |
Группа 2. Кладоискатели. • Однажды вечером, после захода солнца… • У самой изгороди, с правой стороны, под дубом… • Тут, в стороне от дороги… • Окончательное, единственное условие… • На лбу, над правой бровью… • На левой ноге, под коленом… • …, особенно тетя Даша. |
8.Конструирование предложений.
Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .
а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.
Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .
б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .
Около дома , на скамейке , сидели дети.
в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.
Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.
9. Подведение итогов. Оставление своих впечатлений от урока на лепестках ромашки.
10. Домашнее задание
Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в нашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .
Ученики пишут рассказы, две -три работы зачитываются.
Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,
8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.