СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных" в 3 кл. с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвещена урокурусского языка в 3 классе с ОВЗ,  может быть использована и  в обыкновенном классе. Здесь есть элементы игры, есть физминутка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных" в 3 кл. с ОВЗ»

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»


Цель урока: Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных.

Задачи урока:  Образовательные: формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме), расширять словарный запас учащихся. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание и мышление; развивать речевую деятельность учащихся, творческие возможности, повышение культуры речи детей. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к русскому языку

Оборудование:

  • Карточки-помощники;

  • индивидуальные карточки для работы с текстом;

  • учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент:

- Прозвенел веселый звонок

Вас позвал он на урок

Заниматься вам пора

Уроком … /русского языка/ (дети хором).

- У нас на уроке сегодня гости. Посмотрите на них. Их не надо бояться или стесняться. Гости – наши друзья. Когда к вам домой приходят гости, вы их не боитесь, т. к. они ваши друзья. Гости вам будут помогать своими добрыми улыбками. Ещё раз посмотрите на них, улыбнитесь им. Садитесь, открывайте тетрадки. Записываем число и классная работа.

II. Актуализация прежних знаний.

1.Подготовка к восприятию новой темы. Фронтальный опрос.

- Какую часть речи мы сейчас изучаем?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Почему у него два вопроса: кто? И что?

- А что мы ещё узнали об имени существительном? (Сколько чисел у него?)

- Я называю существительное, если оно единственного числа, то хлопаем в ладоши. Если множественное – топаем ножками: книга, журнал, окно, ученик, снег, горки, тетрадка, гости, блины, тарелка, ложки, пирог, скатерти, цветы, молоток, гвозди. (Молодцы! Хорошо справились с работой)

- А что ещё есть у имени существительного? (Род)

- Как мы определяем род у существительного?

- А как вы думаете, кто путает род у существительного? (Иностранцы. В некоторых языках рода нет, не различают)

II. Формирование новых знаний.

- Всё мы с вами повтори, что недавно узнали об имени существительном. Тема нашего сегодняшнего урока: «Мягкий знак после на конце имён существительных после шипящих».

- Как вы думаете, чему мы сегодня должны будем научиться на уроке? Какие вы знаете шипящие? (Ж, Ш, Щ, Ч)

- А что вы можете об этих звуках сказать? (Согласные, шипящие; Ж, Ш – всегда твёрдые; Щ, Ч – всегда мягкие)

- А что вы можете сказать про мягкий знак? (Никакого звука не обозначает, служит для мягкости согласных и ещё бывает разделительным знаком)

- А сегодня мы узнаем ещё про одну его функцию. Хотите узнать? Тогда слушайте сказку.

«Было прекрасное утро. Мягкий знак вышел на прогулку. Шёл он, шёл. Устал. Идти дальше невмоготу. Но тут увидел он домишко глиняный с соломенной крышей. На земле камней видимо-невидимо. Ь больно стукнулся ножкой о камень. Прихрамывая подошел он к двери; ни замка, ни ручки. Стал он в дверь стучать. Никто не откликнулся. В этом домишке жили имена существительные мужского рода с шипящими на конце. И были они такие лодыри, что поленились дверь открыть.

Отправился дальше Ь. Идет и видит: другой домик стоит, красивый. В этом доме жили имена существительные женского рода с шипящими на конце. В дверь постучал. Впустили Ь в дом. Напоили, накормили, отдохнуть уложили.

Долго гостил у них Ь, да так подружился, что и остался в семье существительных женского рода с шипящими на конце навсегда».

- И что вы поняли из этой сказки? (Ь знак после шипящих пишется только у существительных женского рода)

- И какая же новая функция у мягкого знака? (Показывает, что существительное, у которого после шипящего пишется Ь женского рода)

- Посмотрите на доску. Почему в этих словах ТОВАРИЩ, ОВОЩ, КАРАНДАШ на конце после шипящих Ь не пишется? (Они мужского рода)

- А почему в этих словах пишется Ь: ПОМОЩЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ? (Они женского рода)



Физкультминутка

Ветер тучу – мельницу

(Руки над головой)

Кружит во весь дух,

(Махи из стороны в сторону)

И на землю сыплется белый – белый пух.

(Медленно опускаем руки, слегка взмахивая ими)

Закрывайте окна, двери,

(2 хлопка)

Берегите уши, нос.

(Прикрывают нос)

Ходит – бродит по дороге

Старый дедушка Мороз.

(Стучат кулачками по коленкам и плеча)



III. Закрепление нового материала на примерах.

1. - Я вам читаю текст «Помощь», а вы записываете из него только имена существительные с шипящими на конце и решаете, надо или нет писать у них Ь.

- По тропе бежал МАЛЫШ,

Растерзал бы хищный СЫЧ,

Если бы не мама – МЫШЬ.

Им помог густой КАМЫШ.

- Кто помог маленькому мышонку? Помощь было вовремя?

2. – А сейчас пойдём за грибами. Помните в сказке Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев» злая мачеха отправила падчерицу в лютый холод за подснежниками, и она их принесла. А я вас отправляю за грибами.

- На грибочках написаны существительные с Ь на конце и без Ь. На сегодняшнее наше правило. Люба кладёт грибочки, на которых существительные с Ь, а Андрюша – без Ь.(На карточках написаны слова: КЛЮЧ…, ПЕЧ…, МОРЖ…, ВЕЩ…, НОЧЬ…, ЛУЧ…, МЯЧ…, ЁРШ…. ТИШ…, ДОЧ…)

3. На столах у вас лежит «запоминалка» на сегодняшнее правило. Прочитайте её про себя, а теперь вслух.

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

Так запомни: род мужской

Гонит мягкий знак метлой.

Женский род наоборот

Мягкий знак в друзья берёт.

- Придумайте слова на данное правило.

4. На столах детей лежат карточки «В цирке имён существительных»

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… На нём был плащ… В руках он держал мяч… Скрипач… играл марш … Вот морж… поймал мяч …. В зале сидела олодёж… Стояла тиш…

- Сколько существительных мужского рода в этом тексте?(8)

- Сколько существительных женского рода? (4)

- Чем похожи все существительные, которые мы использовали в тексте? (Они все имеют шипящие на конце).

- Вставыьте, где надо Ь.



IV. Рефлексия

- На доске я начертила шкалу и поставила цифры. Это не оценки. Это баллы. Оцените себя, на сколько баллов вы усвоили тему нашего урока?

- Что изучали нового на уроке?

- Что было интересное на уроке?

- Что было трудного на уроке?



- Запишем предложение.

Всякая вещь должна иметь своё место.

- Как вы понимаете это высказывание? Найдите слово на сегодняшнее правило. Как вы его написали? Почему?

Маша пошла в лесу душистый ландыш.

- Подчеркните главные члены. Найдите определение.



Домашнее задание: Правило стр. 31. Упр. 53

Оценки







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!